Сделай Сам Свою Работу на 5

Академическая историческая живопись.





Отход от подлинного историзма в салонных исторических картинах К.В. Лебедева (1852-1916), А.Д. Литовченко (1835-1890), К.Е. Маковского (1839-1915). Новое ис­толкование античности в творчестве Г.И. Семирадского (1843-1902), В.С. Смирнова(1858-1890).

Место исторической живописи в системе жанров. Ее связь с фольклорным нача­лом в искусстве 1880-1890-х гг.

В.М.Васнецов. (1848-1926). Его работы бытового жанра. Создание Васнецовым сказочно-былинных образов, выражающих народные идеалы: "После побоища Иго­ря Святославовича с половцами" (1880), "Аленушка" (1881), "Богатыри" (1898). Образ русской природы в произведениях Васнецова.

Изучение русского крестьянского искусства и поиски национального стиля в аб­рамцевском кружке. Архитектурные работы Васнецова. Значение его деятельности для развития прикладного искусства, оформление "Снегурочки" и роль Васнецова в развитии театрально-декорационной живописи в России.

Работа Васнецова в области монументальной живописи: фриз "Каменный век" для Исторического музея в Москве, росписи во Владимирском соборе в Киеве. По­здние произведения на темы русских сказок.



В.В.Верещагин (1842-1904). Его выдающаяся роль в борьбе против официальных батальных работ Н.А. Зауервейда, Б.П. Виллевальде, А.Е. Коцебу за правдивый показ войны. Батальные композиции Верещагина как этап в утверждении реализма в рус­ской и мировой батальной живописи.

Туркестанская серия. Правдивое изображение войны, ее жестокости и трудности для народа ("Смертельно раненный" - 1873 и др.). Символическое звучание картины "Апофеоз войны" (1871). Этнографические сцены.

Балканская серия. Ее основной сюжет - будни войны ("После атаки. Перевязоч­ный пункт под Плевной" - 1881, "Побежденные. Панихида по убитым" - 1877-1879 и др.). Гуманистические побуждения художника как выражение общественного демок­ратического подъема эпохи 1860-1870-х гг. Народ - главное действующее лицо ба­тальных композиций художника.

Индийская серия ("Тадж-Махал", "Жемчужная мечеть в Агре" и т.д. Содержание и значение этой серии. "Трилогия казней" - 1884-87.

Значение произведений Верещагина в разоблачении захватнических войн.



Патриотическое значение серии картин об Отечественной войне 1812 г. (187.7-1904). "Не замай - дай подойти!", "На большой дороге. Отступление, бегство..." и др.

Живописные поиски Верещагина в японской серии.

Стремление к конкретности в изображении событий Балканской войны (1877-1878), в произведениях П.О. Ковалевского (1843-1903), А.Д. Кившенко (1851-1895), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), Н.Д. Дмитриева-Оренбургского (1837-1898).Батальный класс Академии художеств второй половины XIX - начала XX в.

В.Д. Поленов (1844-1927)как мастер жанровой, исторической картины и пейзажа. Евангельская тема у Поленова ("Христос и грешница" - 1888). Определяющая роль пейзажа в картинах Поленова. Поэтические образы родной природы ("Московский дворик" - 1878), содержательность и разнообразие лирических пейзажей Поленова, их живописная выразительность. Поленов как педагог и общественный деятель. Роль Поленова в развитии русского пейзажа.

Русская пейзажная живопись второй половины XIX в. - новый этап в развитии мирового реалистического пейзажа, типических образов русской природы. Величие, богатство, многообразие и лирическое обаяние родной природы в пейзажной живо­писи передвижников. Глубокая связь с жизнью народа - основная черта русского реалистического пейзажа второй половины XIX в. Лирический и эпический пейзаж.

И.К. Айеазовский (1817-1900). Эволюция его творчества от романтизма ("Девя­тый вал" - 1850) к реализму ("Черное море" - 1881).

Творчество М.К. Клодта (1832-1902). Его картина "На пашне" (1871). А.П. Бого­любов (1824-1896). Реализм его зрелых произведений.

Морские баталии в творчестве Боголюбова. Общественная деятельность Боголю­бова.



А.К. Саврасов (1830-1897). Его творчество 1850-1860-х гг. Картина "Грачи прилетели" (1871), ее принципиальное значение в развитии национальной пейзажной жи­вописи. Создание лирического образа российской природы, Красота правды, поэтич­ность и емкость образа. Выдающаяся роль Саврасова-педагога.

Ф.А. Васильев (1850-1873). Поэзия простой русской природы в творчестве Васи­льева. Эволюция его живописного мастерства: картины "Оттепель" (1871), "Мок­рый луг" (1872), "В Крымских горах" (1873). Важность его тонально-живописных открытий. Их связь с передовыми идеями западноевропейского пейзажа.

И.И. Шишкин (1832-1898). Его роль в развитии реалистического эпического пей­зажа. Типические образы русских полей и лесов: "Рожь" (1878), "Лесные дали" (1884), "Дождь в дубовом лесу" (1891), "Корабельная роща" (1898). Эволюция живописно­го мастерства Шишкина. Его рисунки.

А.И.Куинджи (1842-1910). Своеобразие творчества Куинджи, исключительное значение света и цвета, романтическая приподнятость и декоративность его пейзаж­ных картин - "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880) и др. Выдающаяся роль А.И Куинджи-педагога в воспитании плеяды крупных пейзажистов XX в.

И.И. Левитан (1860-1900). Дружба и творческая связь с А.П. Чеховым. Поиски эмоциональных обобщенных образов, передающих поэзию русской природы. Эта­пы творческой эволюции. Ранний период. Значение поездок на Волгу ("Вечер. Золо­той Плес" - 1889 и др.). Обобщение лучших достижений русской пейзажной живо­писи в творчестве Левитана. Синтез эпического и лирического начал. Глубокая чело­вечность пейзажей Левитана ("У омута" - 1892); мажорность работ середины 1890-X ГГ. ("Март", "Свежий ветер" - обе 1895). Социальные мотивы творчества Левитана и его связь с передвижничеством ("Владимирка" - 1892 и др.). Философская проблематика картины - "Над вечным покоем" - 1894. Проникновенный лиризм, живопис­ное новаторство в поздних работах художника ("Сумерки. Стога" - 1899, "Летний вечер" - 1900).

Поиски монументально-обобщенного образа природы Родины в картине "Озеро" (1900). Левитан - мастер пейзажа-картины. Воздействие творчества Левитана на рус­скую пейзажную живопись XX в.

Творчество И.С. Остроухова (1858-1929), С.И. Святославского (1857-1931), Н.Н.Ду6овского (1859-1918)и других пейзажистов-лириков.

 

Скульптура 1860-1890 гг.

Причины отставания скульптуры от развития русской живописи второй половины XIX в. Оценка В.В. Стасовым состояния русской скульптуры в этот период. Отсут­ствие условий для развития монументальной пластики.

Новые веяния в скульптуру. Творчество Н.А. Лаверецкого (1837-1907), Ф.Ф. Каменского (1838-1913), М.А. Чижова (1836-1916).

Проекты памятников М.О. Микешина (1836-1896).Памятник "Тысячелетие Рос­сии" в Новгороде. Стремление к правдивой передаче образов выдающихся деятелей прошлого, влияние академизма. Памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмель­ницкому в Киеве. Работы Микешина-графика.

Конкурс на памятник А.С.Пушкину. Памятник А.С.Пушкину работы А.М. Опеку­шина (1841-1923).

Е.А.Лансере (1848-1886), А.Л.Обер (1843-1917), Л.В.Позен (1849-1921),их зна­чение в развитии скульптуры малых форм.

М.М. Антокольский (1842-1902) - выдающийся скульптор-реалист, близкий пе­редвижникам. Переход от ранних жанровых произведений к большим темам нацио­нально-исторического характера: "Иван Грозный" - 1871, "Петр" - 1872, "Ермак Ти­мофеевич" - 1891, "Нестор-летописец". Отвлеченно-философский характер реше­ния большой темы в ряде работ 1870-1880-х гг. ("Сократ", "Христос перед наро­дом", "Спиноза"). Воплощение в работах Антокольского морального величия лю­дей, их общественных духовных интересов, высоких идейных устремлений. Отра­жение в творчестве Антокольского передовых демократических идеалов эпохи. Связь его творчества с проблематикой живописи.

Русское искусство второй половины XIX в. как важнейший этап развития отече­ственной культуры.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие работы.

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. М., 1967.

Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М.. 1960.

Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. М., 1973.

Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живо­писи XVIII - начала XX века. Л., 1973.

Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. 60-е годы XIX века. М., 1990.

Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1982.

Горина Т.Н. Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962

Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.

Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века: Сборник исследований и публикаций / Под ред. Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М., 1978.

История русского искусства / Под ред. И.С. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Н. Лазарева. Т. IX: В 2-х кн. М., 1965.

История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. М., 1966.

История европейского искусствознания. Вторая половина Х1Х - начало XX века / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова: В 2-х кн. Кн. 2. М., 1969.

История русского искусства. Т. II. Кн. 1: Искусство второй половины XIX века / Под ред. М.Г. Неклюдовой. М., 1980.

Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М., 1985.

Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.

Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М.. 1968.

Мастера искусства об искусстве. Т.6. Искусство народов СССР Х1У-Х1Х вв. / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова. М., 1969.

Мастера искусства об искусстве. Т. 7. Искусство народов СССР Х1Х-ХХ вв. / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова и Г.А. Недошивина. М., 1970.

Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.

Нестеров М.В. Давние дни. М., 1959.

Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н.Г. Машковцева. М., 1963.

Передвижники. Сб. ст. / Под ред. И.М. Гофман. М., 1977. «

Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987.

Лунина И.Н. Петербургская артель художников. Л., 1966.

Русская жанровая живопись XIX - начала XX века. Очерки / Под ред. Т.Н. Гори­ной. М., 1964.

Русская живопись XIX века. Сб. ст. / Под ред. В.М. Фриче. М., 1929.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века / Под ред. А.И. Леонова. М., 1958.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина

XIX века/ Под ред. А.И. Леонова. Кн. 1. М., 1962; Кн. 2. М., 1971.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.
Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров. Вторая половина XIX века. М., 1960.
Савинов А.Н. Академия художеств. М.; Л., 1948.

Стасов В.В. Избр. соч.: В 3-х т. М., 1952.

Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала

XX века. М., 1989.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. М., 1997.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

Типология русского реализма второй половины XIX века/ Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1979.

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. Т. 1, 2 / Предисл. и общ. ред. С.Н. Гольдштейн. М, 1987.

Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М., 1950.

Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1989.

Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., 1984.

 

Литература об отдельных мастерах.

Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма, статьи / Под ред. В.В. Стасова. СПб.; М, 1905.

Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., 1962.

Виктор Васнецов (1848-1926). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1990. Л., 1990.

Верещагина А.Г. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л., 1960.

Верещагина А.Г. Николай Николаевич Ге. Л., 1988.

Волошин М. Суриков / Публ., вст. ст. и примеч. В.Н. Петрова. Л., 1985.

Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников / Вст. ст., сост. Н.Ю. Зограф. М., 1978.

Горина Т.Н. Константин Дмитриевич Флавицкий. М., 1955.

Горина Т.Н. Илларион Михайлович Прянишников. М., 1958.

Гольдштейн С.Н. Иван Николаевич Крамской. М., 1965.

Грабарь Н.Э. Репин. Т. 1-й. М., 1963-1964.

Журавлева Е.В. В.Е. Маковский. М., 1972.

Кеменов В.С. Историческая живопись В.И. Сурикова. М., 1963.

Кеменов В.С. Василий Суриков М., 1978.

Климов П.Ю. Г.И. Семирадский. М., 2001.

Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи: В 2-х т. Т. 1. М., 1965; Т. 2. М.. 1968.

Кузнецова Э.В. М.М. Антокольский. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1989.

Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. М., 1980.

Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М., 1972.

Лебедев А.К. Солодовников А.В. В.В. Стасов. М., 1982.

Левенфиш Е.Г. Константин Аполлонович Савицкий. М., 1959.

Леняшин В.А. Василий Григорьевич Перов. Л., 1987.

Леонов А.И. Василий Максимович Максимов. М., 1951.

Лясковская О.А. В.Г. Перов. М., 1979.

Лясковская О.А. И.Е. Репин. М., 1982.

Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.. 1984.

Мальцева Ф.С. Федор Александрович Васильев. М.. 1986.

Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. М., 1978.

Моргунов И., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962.

Г.Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания / Сост. В.С. Оголевец, вст. ст. Л.Т. Тарасова. М., 1972.

Нестерова Е.В. Л.И. Соломаткин. Жизнь и творчество СПб., 1997.

Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.; М., 1967.

Обухов В.Н. В.Г. Перов. М., 1983.

Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб., 1991.

Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992.

Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Сост. Е.В. Са­харова. М.; Л., 1950.

Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1982.

Репин И.Е. Избранные письма: В 2-х т. / Сост. и вст. ст. И.А. Бродского. М., 1969.

Репин. Художественное наследство / Под ред. И.Э. Грабаря и И.С. Зильберштейна. Т. 1. М.-Л., 1948. Т. II, М.-Л., 1949.

Савицкая Т.А. Л.И. Соломаткин. М.,1971.

Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. Л., 1985.

Василий Иванович Суриков. Письма, воспоминания о художнике / Вступ. ст. и комм. Н.А. Радзимовского, С.Н. Гольдштейн. Л., 1977.

Шувалова И.Н. Г.Г. Мясоедов. Л., 1971.

Иван Иванович Шишкин. Переписка, дневники, современники о художнике / Вступ. ст. и примеч. И.Н. Шуваловой. Л , 1978.

 

 

Программа подготовлена

кандидатом искусствоведения,

доцентом кафедры русского искусства

Е. В. Нестеровой

 

Утверждена на заседании кафедры 12 ноября 2002 г.

 

Лицензия ПД № 2-69-562 от 29.01.2000 г. Подписано в печ. 07.12.01.

Зак. 2. Тир. 250. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Т1тез. Объем 0,75 уч.-изд. л.

Отпечатано на ротапринте Института им. И.Е.Репина

199034. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.