Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.





Формирование и развитие критического реализма.

Новые задачи искусства. Преимущественное развитие станковых форм как более отвечающих задачам отражения социальной действительности и ее критики. Нарас­тание в настоящее время интереса к изучению русского искусства второй половины XIX в. Основные этапы его изучения. Вклад современных ученых в углубление про­блематики исследуемого периода.

Реформа Академии художеств 1859 г. Внутренние противоречия в Академии худо­жеств и в ее политике по отношению к художникам реалистического направления. "Бунт 14-ти" - первый открытый протест передовых русских художников против догматизма консервативного искусства. Организация Санкт-Петербургской артели художников. Ее история и значение.

Сатирическая графика 1860-х гг., ее политическая заостренность. Журналы "Ис­кра" и "Гудок". Карикатуры Н.А. Степанова (1807-1877), Н.В. Иевлева (1835-1866). Творчество П.М. Шмелькова (1819-1890), выдающегося мастера бытовой сатиры, П.М. Боклевского (1816-1897).

Традиции искусства В.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, А.А. Ивано­ва в искусстве 1850-х - начала 1860-х гг. Преимущественное развитие бытового жан­ра. Его художественные особенности, связь с литературой (А.Н. Островский, Г.И. Ус­пенский) и публицистикой. Обличение власть имущих и сочувствие обездоленным в искусстве 1860-х-гг. Произведения А.Л. Юшанова (1840-1866) - "Проводы начальника"(1864); И.М. Прянишникова(1840-1894)-"Шутники"(1865); В.И. Якоби(1834-1902) - "Привал арестантов" (1861); В.В. Пукирева (1832-1890) - "Неравный брак" (1862); Н.В. Неврева (1830-1904) - "Торг" (1866) и "Воспитанница" (1867).



Л.И. Соломаткин (1837-1883). Две линии его творчества: лирическая - "По кана­ту" (1866), "Артисты на привале" (1869), "Странствующие музыканты" (1872) и гро­тесковая - "Славильщики-городовые" (1864), "Свадьба" (1872), "Ряженые" (1873).

В.Г.Перов (1834-1882)- крупнейший мастер критического реализма в русской живописи 1860-х гг., представитель передвижничества 1870-х гг. Работа над созда­нием типических образов. Обличение духовенства и купечества в картинах Перова: "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861), "Проповедь на селе" (1860, "Приезд гувернантки в купеческий дом" (1868) и др. Изображение русских крестьян и городс­кой бедноты, детская тема; эмоциональная выразительность художественного обра­за: "Проводы покойника" (1865), "Тройка" (1868), "Утопленница" (1867), "После­дний кабак у заставы" (1868). Портретное творчество Перова. Глубина социальной и психологической характеристики в портретах А.Н. Островского (1871), Ф.М. Досто­евского (1872) и др. Жанровая и историческая живопись 1870-1880-х гг. (картины "Птицелов", "Охотники на привале", "Суд Пугачева", "Никита Пустосвят или спор о вере"). Литературные произведения Перова. Перов-педагог.



Новое понимание исторической живописи в 1860-х гг., складывающееся под вли­янием развивающегося реализма. К.Д. Флавицкии (1830-1866),его картина "Княжна Тараканова" (1864).

В.Г. Шварц (1838-1869) как предшественник передвижников в области историко-психологической картины. Картон "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1861). Стремление Шварца к точному воспроизведению бытового облика эпохи, проник­новенное ощущение исторического пейзажа: "Вешний царский поезд на богомолье" 1868).

 

Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.

Товарищество передвижных художественных выставок. Организация Товарище­ства. Первая выставка передвижников в 1871 г. Ее состав и цели. Основные этапы истории Товарищества передвижников.

И.Н. Крамской и В.В. Стасов - идеологи передвижничества, последователи мате­риалистической эстетики русских революционных демократов.

И.Н. Крамской (1837-1887). Эстетические взгляды. Выдающееся значение И.Н. К­рамского как воспитателя русских художников. Крамской - критик. Эпистолярное наследие и общественная деятельность Крамского.



Картина "Христос в пустыне" (1872), выражение в ней демократической идеи граж­данского долга, самопожертвования во имя блага народа. Жанрово-психологические произведения - "Осмотр старого дома" (1873), "Неутешное горе" (1884) и др.

Крамской-портретист. Работа над созданием образа разночинца. Галерея портре­тов выдающихся современников: Л.Н. Толстой (1873). И.И. Шишкин (1873), Н.А. Нек­расов (1877), А.Д. Литовченко (1878). Образы русского крестьянства: "Полесовщик" (1874), "Мина Моисеев" (1882).

В.В.Стасов (1824-1906) - выдающийся ученый, художественный критик-демок­рат. Публицистическая заостренность критических работ Стасова. Его активная борь­ба против рутины и консерватизма за передовое демократическое национальное рус­ское искусство. Отношение Стасова к исторической картине, русскому искусству XVIII в. и рубежа Х1Х-ХХ вв. Творческая дружба Стасова с передовыми художниками.

Основание П.М.Третьяковым(1832-1898) галереи русской живописи. Роль Тре­тьякова в развитии русского реалистического искусства.

 

Художественное образование во второй половине XIX в.Противоречивая роль Академии художеств как официального художественного центра страны; педагоги­ческий метод, система обучения.

Художник-педагог П.П. Чистяков (1832-1919) - учитель В.И. Сурикова, В.М. Вас­нецова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и др. Особенности педагогического метода Чис­тякова.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Роль педагогов передвижни­ков: В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского и др., а позже А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина в воспитании художников. Расширение сети ху­дожественных училищ в провинции

Н.Н. Ге (1831-1894). Противоречивый характер и своеобразие творчества Ге. По­иски психологического решения морально-философских проблем в картине "Тай­ная вечеря" (1863). Участие Ге в организации Товарищества передвижников. Его картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871) -высшее достижение Ге в сфере исторической живописи. Значение этой картины в русском искусстве. Исторические полотна "Екатерина II у гроба императрицы Ели­заветы Петровны" (1874), "Пушкин в селе Михайловском" (1875). Блестящее мас­терство Ге-портретиста (портреты А.И. Герцена - 1867, Л.Н. Толстого - 1884, Н.И. Петрункевич - 1893 и др.). Пейзажи Ге. Сближение с Толстым, работа над религиоз­но-этическими темами. Новизна творческих исканий Ге в картинах "Что есть исти­на?" (1890), "Голгофа" (1893), "Распятие" (1893-1894) и др.

Бытовой жанр в искусстве 1870-1880 гг. Расцвет демократической культуры в 1870-1880-е гг. Бытовая картина как один из ведущих жанров демократической жи­вописи этого периода.

Глубокое знание передвижниками-жанристами народной жизни. Положительный образ в живописи передвижников. Создание передвижниками собирательных типи­ческих образов представителей различных социальных групп. Социальный конф­ликт в произведениях передвижников. Народная жизнь и революционно-демократи­ческое движение в картинах передвижников. Углубление психологических начал в изображении человека.

Художественные особенности произведений бытового жанра передвижников, раз­витие новых средств художественной выразительности.

Крестьянская тема в творчестве Г.Г. Мясоедова (1835-1911)- "Земство обедает" (1872), "Косцы. Страда" (1887); В.М. Максимова (1844-1911) - "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), "Семейный раздел" (1876); И.М. Прянишникова (1840-1894) - "Порожняки" (1872), "Спасов день на севере" (1887).

Выражение К.А. Савицким (1844-1905) драматизма пореформенной жизни крес­тьян, яркая и многообразная трактовка образов ("Ремонтные работы на железной дороге" - 1874, "Встреча иконы" - 1878, "Проводы на войну" - 1880-1888),

В.Е. Маковский (1846-1920)как мастер бытового жанра, раскрывающего жизнь различных слоев русского общества. Разработка им картины-повествования ("Крах банка" - 1881, "Свидание" - 1883 и др.). Социальный смысл картины "На бульваре" (1886-1887). Революционная тема в творчестве Маковского ("Вечеринка" и др.). Портретная живопись В.Е. Маковского.

Н.А. Ярошенко (1846-1898). Глубина в изображении социальной действительнос­ти. "Кочегар" (1878) - первый в русской живописи образ индустриального рабочего, особенности его трактовки, оценка картины И.Н. Крамским и В.М. Гаршиным. Гале­рея образов революционно-демократической интеллигенции ("Студент" -1881, "Кур­систка" - 1883 и др.). Портретные работы Ярошенко: П.А. Стрепетовой -1884 и др. Революционная тема в картинах Ярошенко ("У Литовского замка" - 1881, "Заклю­ченный" - 1878, "Всюду жизнь" - 1888 и др.). 4

Отражение различных сторон российской действительности в творчестве А.И. Корзухина (1835-1894) - "Перед исповедью" (1877); Ф.С. Журавлева (1836-1901) - "Ку­печеские поминки" (1876), "Перед венцом" (1874).

И.Е. Репин (1844-1930) - великий русский художник-реалист, выразитель передо­вых демократических идей передвижничества, создавший в своем творчестве широ­кую яркую картину жизни русского народа в пореформенную эпоху.

Занятия в Академии. Ранние портреты. Формирование мировоззрения Репина под влиянием идей великих русских просветителей и революционных демократов. Воз­действие на Репина взглядов И. Крамского и В.В. Стасова. Картина "Воскрешение дочери Иаира" (1871).

Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873). Идейное содержание и общественное значение картины, ее художественные особенности.

Пребывание Репина за границей. Изучение классического наследия и современ­ной живописи. Попытка создания картины на тему жизни Парижа ("Парижское кафе" - 1875) и русской былины ("Садко" -1876). Возвращение в Россию. "Протодиакон" (1877), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883) - эпопея народной жизни пореформенной России. Показ социальных противоречий в типических образах. Живописное и композиционное мастерство Репина.

Революционная тема в творчестве И.Е. Репина и ее раскрытие с передовых граж­данских позиций - "Под конвоем" (1876), "Отказ от исповеди" (1879-1885), "Арест пропагандиста" (1880-1892), "Не ждали" (1884-1888). Композиционные и живопис­ные особенности произведений Репина, их новаторский характер.

Историческая картина в творчестве Репина, и ее связь с демократическими идея­ми эпохи: "Царевна Софья Алексеевна" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-1891). Творческий метод Репина в работе над этими картинами.

И.Е. Репин - автор галереи портретов передовых представителей русской нации. Единство индивидуального и типического в портретных характеристиках Репина. Портреты М.П. Мусоргского (1881), П.А. Стрепетовой (1882), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и др.

Портретный жанр - один из ведущих на выставках передвижников. Индивидуаль­ное и типическое в портретах второй половины XIX в. Положительный образ героя времени. Его особенности в портретах Перова, Крамского, Репина, Ярошенко и др. Утверждение высоконравственного гражданского идеала. Критические ноты в пор­третах людей антидемократического лагеря. Типологические признаки русского пор­трета. Связь портрета и картины в системе жанров. Портрет-картина как итог этой связи.

Творчество Репина в 1890-х и 1900-х гг. "Торжественное заседание Государствен­ного совета" (1901-1903). Репин как выдающийся мастер рисунка. Яркая самобыт­ность таланта Репина и глубокое освоение им великих реалистических традиций русской и мировой художественной культуры. Высокая оценка им классической жи­вописи, критика декадентских тенденций.

Репин как педагог, воспитавший плеяду ведущих художников-реалистов, явившихся продолжателями реалистических традиций и в советском искусстве.

В.И. Суриков (1848-1916) - великий исторический живописец, художник народ­ных движений, исторических драм и героических подвигов народа. Понимание В.И.­Суриковым истории как процесса борьбы нового с отживающим старым, больших трагедийных конфликтов. Народ - главная движущая сила истории в его картинах. Образное раскрытие трагических противоречий в народных движениях прошлого. Выражение в произведениях Сурикова передовых идей своего времени. Роль сибир­ских впечатлений в творчестве Сурикова.

Занятия в Академии художеств. Переезд в Москву. Картины "Утро стрелецкой каз­ни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883); глубокое раскрытие художником образов людей петровской эпохи. Заграничная поездка, глубокое постижение мировой клас­сики, увлечение Веласкесом, венецианцами ХУ1-ХУ11 вв.

Картина "Боярыня Морозова" (1887) как одно из самых высоких созданий Сури­кова. Идейное содержание произведения; историзм. Актуальность картины для 1880-1890-х гг. Композиционное и живописное мастерство. Процесс работы Сурикова над историческими композициями. Собирание исторических материалов, изучение на­родных типов, русской природы и народного творчества. От замысла - к воплоще­нию. Особенности суриковской композиции и живописи: творческое освоение им венецианских и испанских традиций и подлинно народный, национальный характер суриковского колорита. Высказывания В.И. Сурикова по вопросам искусства и худо­жественного мастерства. Высокий драматизм, исторический масштаб и монумен­тальность образов Сурикова.

Картина "Взятие снежного городка" (1891). Переход художника от раскрытия тра­гических противоречий русской истории к показу русского народа как единой силы. Героические образы народа в картинах "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Пере­ход Суворова через Альпы" (1899), "Степан Разин" (ок.1907).

Портреты Сурикова. Их своеобразие. Поиски нравственного идеала, националь­ной красоты, воплощенные в "Сибирской красавице" (1891), "Казачке" (1892), "Го­рожанке" (1902); психологизм, эмоциональность, роль колорита в поздних портре­тах: А.Д. Езерского (1911), "Человека с больной рукой" (1913). Суриков-пейзажист. Роль пейзажа и портрета в работе над картиной.

Творчество В.И.Сурикова как высший этап развития реализма в мировой истори­ческой живописи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.