Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.
Формирование и развитие критического реализма.
Новые задачи искусства. Преимущественное развитие станковых форм как более отвечающих задачам отражения социальной действительности и ее критики. Нарастание в настоящее время интереса к изучению русского искусства второй половины XIX в. Основные этапы его изучения. Вклад современных ученых в углубление проблематики исследуемого периода.
Реформа Академии художеств 1859 г. Внутренние противоречия в Академии художеств и в ее политике по отношению к художникам реалистического направления. "Бунт 14-ти" - первый открытый протест передовых русских художников против догматизма консервативного искусства. Организация Санкт-Петербургской артели художников. Ее история и значение.
Сатирическая графика 1860-х гг., ее политическая заостренность. Журналы "Искра" и "Гудок". Карикатуры Н.А. Степанова (1807-1877), Н.В. Иевлева (1835-1866). Творчество П.М. Шмелькова (1819-1890), выдающегося мастера бытовой сатиры, П.М. Боклевского (1816-1897).
Традиции искусства В.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, А.А. Иванова в искусстве 1850-х - начала 1860-х гг. Преимущественное развитие бытового жанра. Его художественные особенности, связь с литературой (А.Н. Островский, Г.И. Успенский) и публицистикой. Обличение власть имущих и сочувствие обездоленным в искусстве 1860-х-гг. Произведения А.Л. Юшанова (1840-1866) - "Проводы начальника"(1864); И.М. Прянишникова(1840-1894)-"Шутники"(1865); В.И. Якоби(1834-1902) - "Привал арестантов" (1861); В.В. Пукирева (1832-1890) - "Неравный брак" (1862); Н.В. Неврева (1830-1904) - "Торг" (1866) и "Воспитанница" (1867).
Л.И. Соломаткин (1837-1883). Две линии его творчества: лирическая - "По канату" (1866), "Артисты на привале" (1869), "Странствующие музыканты" (1872) и гротесковая - "Славильщики-городовые" (1864), "Свадьба" (1872), "Ряженые" (1873).
В.Г.Перов (1834-1882)- крупнейший мастер критического реализма в русской живописи 1860-х гг., представитель передвижничества 1870-х гг. Работа над созданием типических образов. Обличение духовенства и купечества в картинах Перова: "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861), "Проповедь на селе" (1860, "Приезд гувернантки в купеческий дом" (1868) и др. Изображение русских крестьян и городской бедноты, детская тема; эмоциональная выразительность художественного образа: "Проводы покойника" (1865), "Тройка" (1868), "Утопленница" (1867), "Последний кабак у заставы" (1868). Портретное творчество Перова. Глубина социальной и психологической характеристики в портретах А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872) и др. Жанровая и историческая живопись 1870-1880-х гг. (картины "Птицелов", "Охотники на привале", "Суд Пугачева", "Никита Пустосвят или спор о вере"). Литературные произведения Перова. Перов-педагог.
Новое понимание исторической живописи в 1860-х гг., складывающееся под влиянием развивающегося реализма. К.Д. Флавицкии (1830-1866),его картина "Княжна Тараканова" (1864).
В.Г. Шварц (1838-1869) как предшественник передвижников в области историко-психологической картины. Картон "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1861). Стремление Шварца к точному воспроизведению бытового облика эпохи, проникновенное ощущение исторического пейзажа: "Вешний царский поезд на богомолье" 1868).
Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.
Товарищество передвижных художественных выставок. Организация Товарищества. Первая выставка передвижников в 1871 г. Ее состав и цели. Основные этапы истории Товарищества передвижников.
И.Н. Крамской и В.В. Стасов - идеологи передвижничества, последователи материалистической эстетики русских революционных демократов.
И.Н. Крамской (1837-1887). Эстетические взгляды. Выдающееся значение И.Н. Крамского как воспитателя русских художников. Крамской - критик. Эпистолярное наследие и общественная деятельность Крамского.
Картина "Христос в пустыне" (1872), выражение в ней демократической идеи гражданского долга, самопожертвования во имя блага народа. Жанрово-психологические произведения - "Осмотр старого дома" (1873), "Неутешное горе" (1884) и др.
Крамской-портретист. Работа над созданием образа разночинца. Галерея портретов выдающихся современников: Л.Н. Толстой (1873). И.И. Шишкин (1873), Н.А. Некрасов (1877), А.Д. Литовченко (1878). Образы русского крестьянства: "Полесовщик" (1874), "Мина Моисеев" (1882).
В.В.Стасов (1824-1906) - выдающийся ученый, художественный критик-демократ. Публицистическая заостренность критических работ Стасова. Его активная борьба против рутины и консерватизма за передовое демократическое национальное русское искусство. Отношение Стасова к исторической картине, русскому искусству XVIII в. и рубежа Х1Х-ХХ вв. Творческая дружба Стасова с передовыми художниками.
Основание П.М.Третьяковым(1832-1898) галереи русской живописи. Роль Третьякова в развитии русского реалистического искусства.
Художественное образование во второй половине XIX в.Противоречивая роль Академии художеств как официального художественного центра страны; педагогический метод, система обучения.
Художник-педагог П.П. Чистяков (1832-1919) - учитель В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и др. Особенности педагогического метода Чистякова.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Роль педагогов передвижников: В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского и др., а позже А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина в воспитании художников. Расширение сети художественных училищ в провинции
Н.Н. Ге (1831-1894). Противоречивый характер и своеобразие творчества Ге. Поиски психологического решения морально-философских проблем в картине "Тайная вечеря" (1863). Участие Ге в организации Товарищества передвижников. Его картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871) -высшее достижение Ге в сфере исторической живописи. Значение этой картины в русском искусстве. Исторические полотна "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны" (1874), "Пушкин в селе Михайловском" (1875). Блестящее мастерство Ге-портретиста (портреты А.И. Герцена - 1867, Л.Н. Толстого - 1884, Н.И. Петрункевич - 1893 и др.). Пейзажи Ге. Сближение с Толстым, работа над религиозно-этическими темами. Новизна творческих исканий Ге в картинах "Что есть истина?" (1890), "Голгофа" (1893), "Распятие" (1893-1894) и др.
Бытовой жанр в искусстве 1870-1880 гг. Расцвет демократической культуры в 1870-1880-е гг. Бытовая картина как один из ведущих жанров демократической живописи этого периода.
Глубокое знание передвижниками-жанристами народной жизни. Положительный образ в живописи передвижников. Создание передвижниками собирательных типических образов представителей различных социальных групп. Социальный конфликт в произведениях передвижников. Народная жизнь и революционно-демократическое движение в картинах передвижников. Углубление психологических начал в изображении человека.
Художественные особенности произведений бытового жанра передвижников, развитие новых средств художественной выразительности.
Крестьянская тема в творчестве Г.Г. Мясоедова (1835-1911)- "Земство обедает" (1872), "Косцы. Страда" (1887); В.М. Максимова (1844-1911) - "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), "Семейный раздел" (1876); И.М. Прянишникова (1840-1894) - "Порожняки" (1872), "Спасов день на севере" (1887).
Выражение К.А. Савицким (1844-1905) драматизма пореформенной жизни крестьян, яркая и многообразная трактовка образов ("Ремонтные работы на железной дороге" - 1874, "Встреча иконы" - 1878, "Проводы на войну" - 1880-1888),
В.Е. Маковский (1846-1920)как мастер бытового жанра, раскрывающего жизнь различных слоев русского общества. Разработка им картины-повествования ("Крах банка" - 1881, "Свидание" - 1883 и др.). Социальный смысл картины "На бульваре" (1886-1887). Революционная тема в творчестве Маковского ("Вечеринка" и др.). Портретная живопись В.Е. Маковского.
Н.А. Ярошенко (1846-1898). Глубина в изображении социальной действительности. "Кочегар" (1878) - первый в русской живописи образ индустриального рабочего, особенности его трактовки, оценка картины И.Н. Крамским и В.М. Гаршиным. Галерея образов революционно-демократической интеллигенции ("Студент" -1881, "Курсистка" - 1883 и др.). Портретные работы Ярошенко: П.А. Стрепетовой -1884 и др. Революционная тема в картинах Ярошенко ("У Литовского замка" - 1881, "Заключенный" - 1878, "Всюду жизнь" - 1888 и др.). 4
Отражение различных сторон российской действительности в творчестве А.И. Корзухина (1835-1894) - "Перед исповедью" (1877); Ф.С. Журавлева (1836-1901) - "Купеческие поминки" (1876), "Перед венцом" (1874).
И.Е. Репин (1844-1930) - великий русский художник-реалист, выразитель передовых демократических идей передвижничества, создавший в своем творчестве широкую яркую картину жизни русского народа в пореформенную эпоху.
Занятия в Академии. Ранние портреты. Формирование мировоззрения Репина под влиянием идей великих русских просветителей и революционных демократов. Воздействие на Репина взглядов И. Крамского и В.В. Стасова. Картина "Воскрешение дочери Иаира" (1871).
Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873). Идейное содержание и общественное значение картины, ее художественные особенности.
Пребывание Репина за границей. Изучение классического наследия и современной живописи. Попытка создания картины на тему жизни Парижа ("Парижское кафе" - 1875) и русской былины ("Садко" -1876). Возвращение в Россию. "Протодиакон" (1877), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883) - эпопея народной жизни пореформенной России. Показ социальных противоречий в типических образах. Живописное и композиционное мастерство Репина.
Революционная тема в творчестве И.Е. Репина и ее раскрытие с передовых гражданских позиций - "Под конвоем" (1876), "Отказ от исповеди" (1879-1885), "Арест пропагандиста" (1880-1892), "Не ждали" (1884-1888). Композиционные и живописные особенности произведений Репина, их новаторский характер.
Историческая картина в творчестве Репина, и ее связь с демократическими идеями эпохи: "Царевна Софья Алексеевна" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-1891). Творческий метод Репина в работе над этими картинами.
И.Е. Репин - автор галереи портретов передовых представителей русской нации. Единство индивидуального и типического в портретных характеристиках Репина. Портреты М.П. Мусоргского (1881), П.А. Стрепетовой (1882), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и др.
Портретный жанр - один из ведущих на выставках передвижников. Индивидуальное и типическое в портретах второй половины XIX в. Положительный образ героя времени. Его особенности в портретах Перова, Крамского, Репина, Ярошенко и др. Утверждение высоконравственного гражданского идеала. Критические ноты в портретах людей антидемократического лагеря. Типологические признаки русского портрета. Связь портрета и картины в системе жанров. Портрет-картина как итог этой связи.
Творчество Репина в 1890-х и 1900-х гг. "Торжественное заседание Государственного совета" (1901-1903). Репин как выдающийся мастер рисунка. Яркая самобытность таланта Репина и глубокое освоение им великих реалистических традиций русской и мировой художественной культуры. Высокая оценка им классической живописи, критика декадентских тенденций.
Репин как педагог, воспитавший плеяду ведущих художников-реалистов, явившихся продолжателями реалистических традиций и в советском искусстве.
В.И. Суриков (1848-1916) - великий исторический живописец, художник народных движений, исторических драм и героических подвигов народа. Понимание В.И.Суриковым истории как процесса борьбы нового с отживающим старым, больших трагедийных конфликтов. Народ - главная движущая сила истории в его картинах. Образное раскрытие трагических противоречий в народных движениях прошлого. Выражение в произведениях Сурикова передовых идей своего времени. Роль сибирских впечатлений в творчестве Сурикова.
Занятия в Академии художеств. Переезд в Москву. Картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883); глубокое раскрытие художником образов людей петровской эпохи. Заграничная поездка, глубокое постижение мировой классики, увлечение Веласкесом, венецианцами ХУ1-ХУ11 вв.
Картина "Боярыня Морозова" (1887) как одно из самых высоких созданий Сурикова. Идейное содержание произведения; историзм. Актуальность картины для 1880-1890-х гг. Композиционное и живописное мастерство. Процесс работы Сурикова над историческими композициями. Собирание исторических материалов, изучение народных типов, русской природы и народного творчества. От замысла - к воплощению. Особенности суриковской композиции и живописи: творческое освоение им венецианских и испанских традиций и подлинно народный, национальный характер суриковского колорита. Высказывания В.И. Сурикова по вопросам искусства и художественного мастерства. Высокий драматизм, исторический масштаб и монументальность образов Сурикова.
Картина "Взятие снежного городка" (1891). Переход художника от раскрытия трагических противоречий русской истории к показу русского народа как единой силы. Героические образы народа в картинах "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899), "Степан Разин" (ок.1907).
Портреты Сурикова. Их своеобразие. Поиски нравственного идеала, национальной красоты, воплощенные в "Сибирской красавице" (1891), "Казачке" (1892), "Горожанке" (1902); психологизм, эмоциональность, роль колорита в поздних портретах: А.Д. Езерского (1911), "Человека с больной рукой" (1913). Суриков-пейзажист. Роль пейзажа и портрета в работе над картиной.
Творчество В.И.Сурикова как высший этап развития реализма в мировой исторической живописи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|