Ш. ИСКУССТВО СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Монголия.
Искусство Монголии до Народной революции 1921 г. Иконопись и культовая скульптура, их религиозная символика и художественная выразительность.
Исторические перемены после революции. Марзан Шарав (1889- 1939) — родоначальник, современного монгольского изобразительного искусства. Плакаты и картины на историко-революционную тему. Работа над образом В.И. Ленина. Пафос социальных преобразований в произведениях мастера, элементы революционной символики, черты декоративно—плоскостной трактовки.
Роль советских художников (Ц. Сампилов, Н. Бельский) в становлении изобразительного искусства Монголии 1930-1940-х гг. Деятельность мастеров старшего поколения (У. Ядамсурэн, Лувсамжамп). Создание Союза монгольских художников (1942). Творчество молодых живописцев (Г. Одон), скульпторов (Л. Махвал), графиков (Цэнд—Аюше).
Развитие монгольской художественной школы в 1960—1980-х гг. Два направления в современной живописи; живопись маслом и национальная живопись в стиле «монгол зураг». Особенности последней – плоскостность изображения, графичность контуров, декоративность цвета, насыщенность орнаментальными мотивами. Основные мастера этого направления (У. Ядамсурэн, А. Сэнгэцохио, Л. Минжур) и показ ими жизни и труда монгольского народа. Представители станковой масляной живописи (Н. Цултэм, Г.Одон, С. Дондог); разработка пейзажного жанра на основе европейского понимания линейной перспективы, передачи пространства и тонального колорита. Современная графика (С. Нацагдорж, Д. Амгалан) и ее связь с некоторыми стилистическими особенностями направления "монгол зураг". Монгольская скульптура (Л. Махвал, Д.Санжал, Н. Жамба); героическая тема в монументальной пластике и скульптурном портрете. Влияние советского изобразительного искусства на сложение и рост реалистического мастерства монгольских живописцев, скульпторов, графиков; получение образования художниками Монголии в художественных институтах СССР.
Перспективы дальнейшего подъема искусства в Монголии: сочетание лучших традиций народного творчества с использованием опыта советского и мирового искусства.
Китай.
Историческая обстановка в Китае в конце XIX - начале XX вв. Нарастание социальных противоречий и усиление борьбы с феодализмом. Народные восстания и буржуазно-демократическая революция 1911 г. Художественная культура Китая. Роль и значение официальной живописи с ее архаичными сюжетами и формами. Зарождение новых изобразительных тенденций, основанных на внимательном изучении природы и реального мира.
Жэнь Бо-нянь - один из зачинателей обновленного жанра "цветов и птиц"; правдивость воспроизведения богатства и многообразия форм окружающей жизни.
Дальнейшее развитие новых художественных взглядов и сложение стиля «гохуа». Творчество выдающегося представителя этого стиля Ци Бай-ши (1860-5857). Связь со средневековой живописной традицией, ее обогащение поисками современной художественной выразительности. Обращение к образам народного фольклора, поэтическая символика изображений, тонкая наблюдательность, мастерство реалистического обобщения жизни природы. Непосредственность отображения натурного мотива - отличительная черта произведений мастера. Своеобразие живописной манеры и технических приемов исполнения. Оригинальность и свобода композиционных построений, виртуозное владение цветовым пятном и линией, достоверность передачи свето-воздушной среды и материальных свойств предметов; роль белого фона в колористическом решении и общей декоративной насыщенности композиций. Расширение традиционной тематики в поздних работах Ци Бай-ши, воплощение в них идей мира и гуманизма. Демократизм художественного мироощущения мастера, жизнеутверждающий характер его глубоко народного и реалистического искусства.
Соединение достижений европейской живописи с приемами китайского классического искусства в творчестве Сюй Бэй-хуна (1895-1353). Разнообразие жанровых интересов; особое место пейзажа и анималистических сюжетов в его работах. Элементы тональной и
контурной трактовки пластической формы, стремление к передаче движения, яркий колорит. Верность реалистическим принципам изображения жизни, характерная для этого крупного мастера живописи «гохуа».
Борьба трудящихся Китая против японской агрессии и Гоминдана
(1937-1945). Роль выдающегося писателя Лу Синя в развитии народно-демократических течений в китайском искусстве. Широкая популярность гравюры на дереве, ее историко-революционная тематика и средства агитационного воздействия на массы (Ли Хуа, Гу Юань).
Образование в 1949 г. Китайской Народной Республики. Значение
стиля "гохуа" и произведений мастеров старшего поколения (Ци Бай-ши, Сюй Бэй-хун) для формирования творчества молодых китайских художников. Новое содержание в работах Цзян Чжао-хэ, Хуан-Чжоу; связь с жизнью и с традиционными приемами. Отображение действительности в гравюрах, лубке и живописи маслом. Искажение принципов традиционной эстетики в ходе так называемой «культурной революции» разрушительное влияние ее на идейно—творческую практику художников КНР после 1965 г. и постепенное возвращение к понятию преемственности в последние десятилетия.
Корея.
Состояние современного искусства КНДР. Национальная живопись -"чосонхва", ее основные жанры и художественная близость приемам стиля "гохуа" в китайском искусстве (Ли Сок Хо, Тек Ден Е). Появление в 1930-х гг. произведений, исполненных в технике масляной живописи. Зарождение после образования Корейской Народно—Демократической Республики современной скульптуры, а также политической карикатуры, агитплаката и других популярных форм художественного творчества.
Стремление корейских художников отразить картины и образы недавнего прошлого (Ким Сок Нон, О Тэк Ген), героическую борьбу корейского народа за освобождение (Сен У Дам), события современности (Ли Те Чхан). Процесс освоения живописи маслом и его трудности: подражание приемам европейских художников—реалистов, частичная утрата самобытной национальной формы. Художественная выразительность произведений, созданных в традиционных техниках и материалах (живопись акварелью и гуашью на бумаге, картоне и т.д.) и отображающих действительность.
Япония.
Крушение феодализма и рост капиталистических отношений в Японии в конце XIX в. Проникновение европейского влияния и заимствование внешних форм культуры наиболее развитых стран Запада. Два основных направления в японской живописи первых десятилетий XX в. —традиционное "нихонга" и европейское "eгa". Академический характер творчества первых художников "западного стиля". Черты национального своеобразия в творчестве Тэмиока Тэссая (1836-1924).
Художественная жизнь Японии 1920-1930-х гг. Исторические сюжеты живописи «нихонга»; плоскостность, декоративность, локальный цвет композиций, тонкость контурного рисунка (Тайкан Екаяма, Каваи Гекудо). Социальные мотивы в произведениях участников объединения "Японский союз пролетарских художников" (1927—1934). Канаэ Ямамото (1882-1946) и «Ассоциация творческой гравюры»; решение проблемы синтеза традиционных и европейских форм искусства; воплощение в графических работах событий реальной действительности.
Демократизация общественной жизни в послевоенной истории Японии. Прогрессивная организация «Общество японского искусства». Черты публицистической заостренности, художественной экспрессии в произведениях ряда мастеров; поиски ими новых средств выражения острых социальных конфликтов современности. Отражение этих идейно—творческих устремлений в живописи «нихонга» и "eгa". Трагедия Японского народа, ставшего первой жертвой атомной бомбы, сброшенной авиацией США на Хиросиму в Нагасаки. Серия панно "Хиросима" (1947-1955) Ири Маруки (р.1901) и Тосико Маруки (р. 1913) - выдающееся явление современного японского искусства.
Борьба направлений в искусстве 1950—1980 гг. Распространение авангардистских течений. Их «западное» происхождение (кубизм, сюрреализм и др.) и "местные" источники (омертвелые каноны стиля «нихонга»). Прогрессивные художники страны в борьбе за мир, за запрещение ядерного оружия (Есида Тосицугу, Сакураи Макото, Мита Гэндзира). Реалистическая гравюра в Японии, ее ведущие мастера (Уэно Макото, Судзуки Кэндзи), гражданственность содержании, яркая образность, высокие профессиональные качества.
Заключение.
Борьба за национальную независимость в странах зарубежного Востока и ее отражение в изобразительном искусстве. Процесс формирования национальных школ в молодых развивающихся странах Азии и Африки, его своеобразие и особенности. Новые идейно—образные задачи, направленные на утверждение социальных преобразований общественной жизни.
Единство демократического содержания и реалистической формы в творчестве мастеров искусства ряда стран зарубежного Востока. Национальное своеобразие и интернациональные идеалы. Одновременное усиление пропаганды «национального» модернизма, его идеалистическая эстетика и антинародная сущность. Проявление двух культур в буржуазной культуре. Сложность творческого развития на современном этапе, поиски слияния общечеловеческих духовных ценностей с национальной формой. Необходимость анализа основных противоборствующих тенденций— реалистической и модернистской, включающей в себя виды ложного толкования традиционности; классификация мастеров по творческому методу.
Основная литература.
Общие работы.
1. Всеобщая история искусств. Искусство XX века. Т. У1, кн. 1 – П. Под ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. М., 1965.
2. Искусство стран и народов мира. Краткая художественна энциклопедия. Т.1. М.,1962; т. П. М., 1965; т. Ш. М., 1971.
3. История искусства зарубежных стран. Т.Ш. Под ред. М.В. Доброклонского. М., 1964.
4. Веймарн Б.В. Прогрессивное искусство стран Арабского Востока. — Художник, 1971, № 1.
5. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. М., 1958.
6. Ломакина И.И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор, 1970.
7. Муриан И.Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1982.
8. Николаева Н.С. Современное искусство Японии. М., 1968.
9. Потабенко C.И. Изобразительное искусство. Сб. Культура современной Индии. М., 1968.
10. Тюляев С.И. Искусство Индии. M., 1988.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Страны Арабского Востока
1. Богданов А.А. Изобразительное искусство Арабской Республики Египет. М., 1975.
2. Богданов А.А. Художники Сирии. М. 1981.
3. Богданов А.А. Современное изобразительное искусство Ирака. Л.-М., 1982.
4. Веймарн Б.В. Искусство Египта, Сирии и Ирака. Сб. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1975.
5. Brentjes B. Tradische Malerei des 20 Jahrhunderts. Bildende Kunst, 1974, № 4
6. Karoumi A. Jawad-Salim – ein moderner kunstler des Irak. Bildende Kunst, 1974, №3
7. Said H. Contemporary art in Egypt, Zagreb. 1964.
Искусство Ирана
1. Масленицына С. Искусство Ирана в собрании Государственного Музея искусства народов Востока, Альбом. Текст на рус. и англ. аз. Л., 1975.
2. Tadjvidi A. L’art moderne en Iran. Tehezan, 1967.
Искусство Афганистана
1. Богданов А.А. О творчестве художников Афганистана. —Искусство. 1988 , № 4.
2. Веймарн Б.В. Афганистан и его художники. - Искусство, 1965, № 3.
3. Григорович Н.Е. Современное искусство Афганистана. - Искусство, 1961, № 9.
Искусство Турции
1. Богданов А.А. К вопросу о регионализме в современной живописи Турции. - Искусство, 1985, № 3.
2. Веймарн Б.В. Проблема национального своеобразия в современной турецкой графике. – Искусство, 1966, №6.
3. Тюляев С.И. О современном искусстве Турции. – Искусство, 1960, №7.
4. Berk N. Modern painting and sculpture in Turkey (Album). Istanbul, 1940.
5. Berk N. Art graphiquel turc contemporain. Exposition. (Catalogue). Ankara, 1960.
Искусство Индии и Цейлона (Шри Ланки)
1. Потабенко С.И. Изобразительное искусство Индии в новое и
новейшее время. М., 1981.
2. Шептунова И.И. Живопись Бенгальского Возрождения. М., 1978.
3. Шептунова И.И. Амрита Шергил. М.,1983..
4. Тюляев С.И. Современная живопись Цейлона. М., 1958.
5. Филатов В. Искусство Цейлона. – Искусство, 1960, №11.
6. Appasamy I. Die Entwicklung der modern indischen Malerei. – Bildende Kunst 1973, №8
7. Kunzt U. Begegnungen mit indischer Kunst. I und II. – Bildende Kunst, 1972, №10 und 1973, №1.
8. Mode H. Indische Malerei der Jagenwart in Berlin. – Bildende Kunst, 1972, №7.
Искусство Монголии
1. Ломакина И.М. Марзан Шарав. М., 1974.
2. Лувсанвандан С. К проблеме о традициях и новаторстве в монгольском изобразительном искусстве. - Искусство, 1979, № 4.
3. Schulze S. Tradition und Gegenwart in der mongolischen Malerei. – Bildende Kunst. 1973 №10
Искусство Вьетнама.
1. Муриан И.Ф. Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам. М., 1980,
2. Нгуен Фи Хоань. Искусство Вьетнама. М., 1982.
3. Шмелева Г.В. Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам. М. 1970.
4. Mohring H. Vietnamesische Malerei. Leipzig, 1963.
Искусство Китая.
1. Виноградова Н.А. Сюй Бэйхун, М., 1980.
2. Завадская Е.В. Ци Бай-ши. М., 1982.
3. Червова Н.А. Современная китайская гравюра. М„ I960.
4. Tshi-Pei-schi (Zeichnungen). Einleitung von …erhard Pommerang-Eiedtke. Dresden, 1952.
Искусство Кореи.
1. Глухарева О.Н. Искусство Кореи. М., 1982.
2. Муриан И.Ф. Заметки о вьетнамской и корейской живописи. – Художник, 1959, №6.
Искусство Японии.
1. Виноградова Н.А. Искусство Японии. В кн.: «Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах». Под ред. Ю.Д. Колпинского. М., 1975.
2. Галеркина О.И. Японский союз пролетарских художников. – Искусство, 1968, №9.
3. Коломиец А.С. Современная гравюра Японии и ее мастера. М., 1974.
4. Николаева Н.С. Тадасигэ Оно. М., 1079
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|