ИСКУССТВО СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАРУБЕЖНОГО ВОСТОКА
Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Программа
дня студентов факультета
теории и истории искусств
Санкт-Петербург
Введение
Особенности исторического развития стран зарубежного Востока. Длительный период колониального господства империалистических держав и возникновение национально-освободительного движения. Об— ншй процесс возрождения национальной культуры и появление местных художественных школ во второй половине XIX—начале XX вв. Использование передовыми художниками традиций древнего и средневекового национального искусства, их прогрессивная роль в формировании и развитии этих школ. Изучение европейского художественного опыта и его воздействие на творчество мастеров старшего поколения.
Усиление борьбы с колониализмом в Азии и арабских странах Африки после второй мировой войны. Образование независимых государств и новый подъем в строительстве национальной культуры. Социально-экономические преобразования и обострение идеологической борьбы. Укрепление позиций реализма в творчестве ведущих мастеров и деятельность сторонников формалистических направлений, использующих многообразные формы европейского модернизма. Дальнейшая поляризация национальных художественных сил в современном изобразительном искусстве стран зарубежного Востока.
Примечание. В связи с неравномерным освещением в литературе современной архитектуры различных стран зарубежного Востока этот раздел в программу не включен. Некоторые сведения об архитектуре даются в лекциях параллельно с рассмотрением вопроса
о синтезе монументального искусства и зодчества.
Программа подготовлена профессором кафедры зарубежного искусства А.А. Богдановым и утверждена на заседании кафедры 7 декабря 1994 г.
Заведующий кафедрой зарубежного искусства проф. Н.Н. Никулин
ИСКУССТВО СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Египет.
Зарождение современного искусства Египта в начале XX в. в условиях крепнущего освободительного движения против английских колонизаторов. Широкий интерес к истории, культуре и искусству Древнего Египта, нашедший отражение в распространении так называемого процесса "Ан-Нахда" ("Возрождение").
Открытие в Каире Школы изящных искусств (1908). Образование группы "Авангард" в египетском искусстве. Творчество крупнейшего скульптора Махмуда Мухтара (1891-1934). Его ведущая роль в сложении современного искусства Египта, в освоении национальных традиций, в их приобщении ж зарубежному художественному опыту. Создание монумента "Пробуждение Египта" (1928). Образы народа в произведениях мастера, его жанровые и портретные работы. Особенности художественного языка скульптур Мухтара — монументальность, пластическая обобщенность, тонкое ощущение выразительных свойств материала. Общая реалистическая направленность искусства Мухтара, жизненная убедительность и эстетическая ценность его лучших произведений.
Буржуазная антианглийская Египетская революция 1919 г. Усиление демократических тенденций в творчестве художников старшего поколения. Реалистический характер живописи Юсефа Камеля, Махмуда Саида, Мохаммеда Наги, обращение их к пейзажному, бытовому и портретному жанру.
Искусство Египта 1930—1940 гг. — новый этап развития национальной школы. Реакционная политика египетских пашей и подавление ими демократических свобод. Отход группы художников от принципов реализма и народности, образование формалистических объединений.
Распространение ретроспективизма и стилизаторства. Деятельность художников—реалистов и новые достижения в области пейзажа и портрета. Народная тема в произведениях скульпторов Абделя Кадера Ризка и Ахмеда Османа.
Искусство Египта после сверления монархии в июле 1952 г. Революционные преобразования и активизация культурной и художественной жизни независимой республики. Демократические черты в творчестве писателей и художников, появление литературного жанра "адабу-х-маарка" («литература борьбы»), подъем политической графики - плаката и карикатуры. Работы Иззата, Ахмеда Фуада, Жоржа Бахгури, их стилистическая близость к приемам народной лубочной картинки. Тема защиты отечества в период борьбы за Суэцкий канал в полотнах египетских живописцев. Художественная экспрессия и публицистическая выразительность картин Нагги Шакера, Амира Салиба, Салаха Аскара.
Дальнейшее развитие искусства в 1960—1980-е гг., отражающее противоречивые явления национальной действительности, сложность и драматизм борьбы с силами империализма и внутренней реакции.
Противоборство реализма и модернистских концепций. Внимание передовых мастеров к событиям окружающей жизни, углубление и расширение тематики широкого общественного звучания (изображение сцен индустриального труда, эпизодов сопротивлении империалистической агрессии и т.д.). Использование традиционных художественных форм для выражения нового содержания. Творчество известных мастеров этого направления - скульптора Гамаля Сагини (1917-1978) и живописца Мохаммеда Овейса (р.-1919).
Ирак.
Своеобразие развития современного искусства Ирака и освоение техники живописи маслом в конце XIX в. Первые художники старшего поколения; зарождение пейзажного жанра академического направления (Абдель Кадер Рассам, Мохаммед Салех Заки).
Активизация художественной жизни Ирака в 1930—1940-х гг. Открытие в Багдаде Института изящных искусств (1939) и возникновение "Общества друзей искусства" (1941).
Рост творческой деятельности художников страны в послевоенные годы. Появление различных обществ и объединений, стремящихся использовать достижения национального художественного наследия и тяготеющих к подражанию современным течениям в европейском искусстве («Группа пионеров», «Группа импрессионистов»). Творчество известного скульптора и живописца Джавада Салима (1919-1861) — пример плодотворного использования национальных художественных традиций для воплощения современного содержания. Монументальность произведений мастера, применение в них некоторых особенностей древней пластики Шумера и Ассирии. Обобщенность, орнаментально—декоративный характер, выявление ритмического начала — отличительные черты монумента в Багдаде в честь революции (1960), созданного Д. Салимом. Июльская революция 1058 г. и последующее развитие современного искусства Ирака. Основание Багдадской Академии художеств (1960). Деятельность мастеров старшего поколения Фаика Хассана, Хафиза Друби, Исмаила Шейхли и дальнейшая разработка ими основных жанров иракской живописи — бытового и пейзажного.
Тема борьбы за мир и социальную справедливость в произведениях художников среднего и младшего поколения (Махмуд Сабри, Халид Джадиг). Реалистические тенденции в творчестве Мохаммеда Арифа, Махуда Ахмада и других молодых живописцев, получивших образование в СССР. Монументально-декоративная скульптура Халеда Раххаля и Мохаммеда Гани, ее органическая связь с интерьером общественных зданий и с архитектурной средой иракской столицы.
Сирия.
Провозглашение независимости в Сирии в 1946 г. и зарождение нового изобразительного искусства. Открытие в Дамаске Академии художеств и ее отделений в городах Хомсе и Хаме (1960). Роль старейших живописцев Мишеля Кюрше и Махмуда Джалаля в организации современного художественного движения в Сирии; европеизирующие тенденции их творчества, основанные главным образом на изучении опыта реалистического искусства.
Развитие живописи в сирийском искусстве 1960-1980-х гг., связь с национальной тематикой и обращение к традиционным формам народного творчества. Поэтический характер произведений бытового и пейзажного жанра; орнаментальность, локальный цвет и декоративность в работах Наима Исмаила, Сами Бурхана, Мамдуха Кашлана. Полотна Луаи Кайяли, их близость стилистике восточной миниатюры. Интерес к изображению городского пейзажа и памятников старины в творчестве Назема Джафари и других живописцев. Социальные мотивы в творчестве молодых сирийских художников, получивших образование в СССР (Абдель Манан Шамма).
Тема борьбы с империалистической агрессией на Ближнем Востоке в графике Сирии. Сотрудничество группы плакатистов и мастеров политической сатиры в журнале "Ат-Талиа" ("Авангард"). Реалистические средства выражения, публицистическая яркость и доходчивость графических произведений. Цикл рисунков Назира Набы "С оккупированной земли" (1967), их идейно—художественное значение для развития тематики Сопротивления в прогрессивном арабском искусстве.
Иран.
Освоение искусством Ирана достижений западно-европейской реалистической живописи во второй половине XIX в.; появление мастеров психологического портрета. (Сани оль-Мольк) и жанровой композиции (Махмуд хан Малек ош-Шоара). Камаль оль-Мольк (1847—1941) - глава мастеров-реалистов старшего поколения. Скульпторы X.A. Baзири и А. Седдики, живописец Мохсен Моккадам.
Подъем национально-освободительного движения и буржуазная революция 1905-1911 гг. Демократическая печать (газеты "Суре Эсрафил", «Х. Оль-Арз») и связанная с ней политическая карикатура. Отражение идей Октября в народно-прикладном искусстве. Образ Ленина и лозунг «Угнетенные мира, объединяйтесь!» на набойках-калямкарах (Исфаган, 1920-е гг.). Два направления в официальном искусстве Ирана 1930-1940-х гг.,: западноевропейское и стилизаторское, повторяющее приемы миниатюрной живописи в иллюстрациях к классическим поэмам (Хосейн Бехзад) и композициях на традиционные темы пиров, охот, любовных свиданий (Али Керими).
Активизация прогрессивных сил в стране в период второй мировой войны. Антивоенная направленность работ мастеров реалистического лагеря (Реза Массах, Авак Айрапетян, Хосейн Бехзад).
Реакционные переворот 1953 г. и усиление влияния модернистских течений (Ашот Минасян, Мохсен Вазири). "Скульптуры" из запчастей Сохраба Таннавали. Псевдонациональная, поверхностная стилизация приемов миниатюры в графике Мохаммеда и Акбара Таджвиди.
Реалистическая основа художественных поисков в творчестве передовых мастеров. Художники—станковисты фигуративного направления (Джалил Зиапур, Абдулла Амери). Изучение традиционного наследия художественного ремесла графиками и прикладниками Высшей школы декоративного искусства, организованной в 1960 г. (Махмуд Джавадипур). Реалистическая основа художественных поисков в творчестве Хушанга Пезешкния, своеобразие графической трактовки его произведений на народные темы. Обострение борьбы реализма и модернизма в искусстве Ирана после свержения монархия (1979).
Афганистан.
Начало художественной деятельности первых мастеров современного искусства Афганистана в 1920-е гг. Гулям Мухаммед - один из основоположников новой афганской живописи и руководитель художественной школы в Кабуле. Основание перед второй мировой войной художественного центра в Герате, открытие в столице страны Института изящных искусств (1960).
Развитие творчества афганских художников на основе реалистического метода, их интерес к мотивам и образам народной жизни, преобладание произведений жанрового характера. Крупнейший представитель живописи Афганистана Абдулгафур Брешна (1908—1974); картины на бытовые темы и работа в области акварельного пейзажа. Мастерство в передаче воздушного пространства и солнечного освещения. Эмоциональная насыщенность, жизненная правда образов страны и народа, отличающие лучшие произведения А. Брешны.
Разработка основных жанров афганской живописи в творчестве Гаусуддина, Абдулазиза Тарзи, Абдулраба, Каримшаха. Разнообразие художественных манер при общей декоративной звучности цвета в полотнах этих живописцев. Исторические картины Хумаюна Иттимади; влияние средневековой миниатюры и черты стилизации.
Образование Демократической Республики Афганистан (1978) в дальнейшее развитие реалистических традиций в искусстве страны.
Турция.
Конец эпохи феодализма и постепенный рост капиталистических отношений в Турции с середины XIX в. Проникновение в страну достижений культуры Запада, зарождение светского образования, возникновение предпосылок для сложения современной турецкой литературы и искусства.
Каноны ислама и особенности формирования искусства Турции нового времени. Важная роль миниатюры как основной изобразительной формы в творчестве художников второй половины XIX в. Последующее развитие жанров пейзажа, натюрморта, портрета; частичное воздействие на них стилистических особенностей миниатюрной живописи. Открытие в Стамбуле Школы изящных искусств (1877) и деятельность в ней двух враждующих группировок: подражателей европейскому академизму ("европеисты") и сторонников самобытных национальных форм «регионалисты»).
Произведения бытового и портретного плана в творчестве Османа Хамди-бея (1842—1910) — одного из основоположников новой турецкой живописи. Точное наблюдение натуры, этнографическая, детализация, иллюстративность - основные признаки художественного восприятия и трактовки в его картинах. Влияние французского импрессионизма на сложение творческих взглядов мастеров 1810-1920-х гг.
Антиимпериалистическое национально—освободительное движение 1919-1923 гг. а образование независимой Турецкой республики. Возникновение политического плаката, его общественно-значимая тематика и стилистические средства, сочетающие в себе черты народного лубка, миниатюры, станковой живописи. Политическая карикатура 1920-1940-х гг. Усиление влияния реализма и одновременный рост модернизма в искусстве страны перед второй мировой войной. Основание Нуруллой Берком художественного общества "Группа Д", первоначальная связь этого объединения с традициями народного творчества и последующий переход на позиции формализма.
Противостояние прогрессивных и реакционных течений в турецком искусстве послевоенных десятилетий. Поиски национального своеобразия в произведениях художников-регионалистов Анкары (Салих Аджар, Дуран Караджи) и пропаганда абстракционизма Стамбульской Академией художеств (Сабри Беркель). Реалистическая графика 1960-1980-х гг., темы крестьянского труда и борьбы за социальные преобразования в гравюрах Мустафы Аслыэра, Невзата Акорала, Нешета Гюнала. Использование орнаментальных ритмов турецких ковров и вышивок для скупой и выразительной формы гравюр, строящейся на резкой контурной линии и геометризованных силуэтах человеческих фигур (М. Аслыэр, Эйрен Эюбоглу). Ибрагим Балабан и стамбульское общество «Новая ветвь»; острая критическая направленность, социальная масштабность творчества участников общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|