Место международной торговли в системе мирохозяйственных связей. Функции международной торговли.
Классификация международного рынка.
Международный рынок -совокупность внешних рынков стран, объединенных по различным признакам (территориальным, товарно-отраслевым и т.д.).
Классификация:1) по географическим признакам (рынки отдельных регионов, каждый из которых может быть представлен в виде подсистемы внешних п=рынков стран или группы стран).
(Например: Рынок Северной америки, Латинской Америки, Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, рынок стран СНГ, рынок Африки, Азии, Австрии и Океании, рынок ближнего и среднего Востока). 2) По товарно-отраслевым признакам: первый уровень - рынок готовых изделий (товарный рынок - машин, оборудования, промышленных изделий и прочих готовых изделий. Регулируется Генеральным соглашениям по тарифам и продажам); рынок сырья и п/ф (товарный рынок, топлива, промышленного сырья, рынки с/х и лесных товаров.); рынок услуг( рынок туристических услуг, транспортных услуг и др. Регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами); рынок научных изобретений(рынки патентов, лицензий и товарных знаков, прочие рынки. Регулируется Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) 3) По социально-экономическим признакам: рынок -социально-развитых стран; развитых стран; новых индустриальных экономик; рынки стран переходящего периода к рыночной экономике.
Необходимость существования и развития международной торговли, ее проблемы.
Международную торговлю рассматривают как особый тип экономических отношений между государствами, возникающих по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения являются всемирными и объективными, хотя влияние субъективного фактора на развитие и конкретные формы существенно.
Необходимость существования международной торговли вызвано:1)неравномерностью обеспеченности стран экономическими ресурсами;2)различиями в эффективности производства в разных странах (теория относительных и абсолютных преимуществ).
Роль международной различна для различных государств:
1)государства, для которых участие в международной торговле неизбежно необходимо (страны с ограниченной ресурсной базой и узким внутренним рынком); 2)страны, для которых участие в международной торговле важно, но не является определяющим (страны с богатой ресурсной базой и ёмким внутренним рынком); 3)страны с замкнутой экономикой, где объём экспортно-импортных операций ограничен.
Для всех стран характерна зависимость: чем более ёмким является внутренний рынок, тем меньше доля внешнеторговых операций и зависимость от международной торговли.
Международная торговля обладает определёнными специфическими чертами:
1)она выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Мобильность различна как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Если материальные, трудовые и прочие факторы производства не могут свободно перемещаться между государствами, этот недостаток восполняет движение товаров и услуг; 2)международная торговля опосредуется куплей-продажей валют; 3)международная торговля используется как средство политического давления между странами; 4)динамизм в развитии; 5)развитие и размещение международных товарных потоков связано с различной финансово-бюджетной политикой государства; 6)неэквивалентность обмена, проявляющаяся в двух направлениях: в торговле «Запад-Юг» за счёт «ножниц цен» на готовые изделия и сырьё (чаще всего цены на готовые изделия завышаются, а на сырьё занижаются);
7)между экономически-развитыми странами, то есть между наиболее мощными и менее развитыми государствами.
Неэквивалентность определяется различными факторами:
1)различным уровнем технологической зрелости хозяйств; 2)различным уровнем производительности труда и качества трудовых ресурсов; 3)масштабами отраслевых региональных диспропорций и т.д.
Функции международной торговли:
1)доведение товара от производителя до потребителя; 2)смена форм собственности; 3)материальное воплощение общественного разделения труда между экономически обособленными производителями товаров и услуг, в результате чего, определяется мировая цена;
4)информационная (собирается, обрабатывается и выдаётся информация непосредственным производителям на микроуровне об общественно-необходимых затратах труда и качестве производимых товаров; 5)поддержание механизма конкуренции; 6)способствование развитию НТР в каждой стране и в мировом масштабе.
Особенности и специфические черты международной торговли
Международная торговля - это особая сфера международных экономических отношений Она имеет ряд специфических черт, которые отличают международную торговлю от внутренней Эти специфические черты выделяют международную тор ргивлю в предмет специального исследования, нуждаются в модификации обычных инструментов экономического анализа.
К специфическим чертам международной торговли обычно относят:
1) наличие различных валют;
2) государственное вмешательство и контроль;
3) различия в способности к перемещению факторов производства между странами и внутри страны;
4) многоуровневую структуру современной мировой торговли;
5) глобальный характер конкурентной борьбы и множественность цен;
6) наличие двух взаимосвязанных видов торговых операций: экспорт и импорт
Наличие различных валют Главное отличие международной торговли от внутренней заключается в том, что в международной торговле задействованы различные валюты Каждая страна использует разные валюты.
Государственное вмешательство и контроль В каждой стране есть не только своя собственная валюта, но и свое собственное правительство, активно вмешивается и подвергает жесткому контролю отношения международной торговли и связанные с торговыми операциями валютно--финансовые отношения Это вмешательство и контроль заметно отличаются от степени и характера тех, которые применяются по отношению к внутренней торговли Правительство каждой суверенной страны своей торговую и финансово-бюджетной политикой порождает свою собственную систему пошлин и ограничений на импорт, экспортных субсидий, свое собственное налоговое законодательство и т.д.
Различия в перемещении факторов производства Рассматривая особенности международной торговли, экономисты указывали на то, что факторы производства перемещаются внутри страны, но не между странами их мобильность порождает тенденцию к выравниванию я доходов на различные факторы производства внутри страны, но не между странами Отсюда следовал вывод: если факторы производства не могут свободно перемещаться между странами, то движение товаров и услуг эффективно заполняет эту проблему.
Многоуровневая структура мировой торговли По определению, международная торговля является обменом товаров и услуг между странами (фирмами разных стран), связанный с прохождением товаров через национальные таможенные границы отдельных государств Но сейчас товарный обмен между странами создает лишь один из уровней мировой торговли В связи с региональной экономической интеграцией рядом с исторически развитыми торговыми связями между странами, возникли такие виды торговли как внутрирегиональные и межрегиональная, когда внутренние таможенные границы между странами, входящими в региональных торговых союзов, превратились в общую границу региону.
Место международной торговли в системе мирохозяйственных связей. Функции международной торговли.
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственнооформленными национальными хозяйствами.
В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.
Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.
Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений:
усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.
Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
5. Международное разделение труда – основа развития международной торговли. Международное разделение труда – это естественное продолжение разделения труда внутри отдельно взятых стран. Различают три основных типа разделения труда: 1)общее- разделение труда по сферам производства(с/х, транспорт),2)частное – разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, 3)единичное- разделение труда по видам деятельности внутри отраслей. МРТ проявляется в единстве двух процессов- собственно разделения ( специализации) и объединения (кооперации). Специализация развивается по 2 направлениям : производственному и территориальному. В зав-ти от степени производственной специализации ее подразделяют на межотраслевую, внутриотраслевую и на специализацию отдельных компаний. Территориальная специализация осуществляется по отдельным странам, группам стран и регионам. Кооперация- сложный процесс объединения деятельности. По видам – экономическая кооперация, промышленное сотрудничество. В результате развития МРТ и международной торговли сформировался мировой рынок , который по сравнению с национальными рынками обладает рядом особенностей: на развитие мирового рынка значительное воздействие оказывает внешнеторговая и международная торговая политика, движение товаров между национальными хозяйствами ограничено. Однако не все товары, производимые в отдельных странах, попадают на мировой рынок, т.к. на мировом рынке существует особая система цен- мировые цены.
8. теория международной торговли : абсолютные и относительные преимущества. С самого начала сложились два принципиальных подхода к международной торговле. Первый предполагает свободу торговли, осуществление ее без ограничений, второй- обосновывает гос вмешательство в международный ТО в целях содействия его росту с учетом интересов нац.хозяйства, протекционизм. Абсолютные преимущества. Принцип свободы торговли позволяет стране, по А.Смиту, сосредоточить свои усилия на производстве тех продуктов, которые можно делать лучше и наиболее дешево. Складывающиеся в рез-те этого разделение труда означает роста обмена, международной торговли, принося выгоды ее участникам. Согласно А.Смиту, такие преимущества определяются разницей в абсолютных затратах на производство (количество человек требующих для изготовления единицы товара) в каждой из стран. Относительные преимущества. Д. Риккардо сформулировал идею относительных (сравнительных) преимуществ. Как и у А.Смита определяемых разницей в затратах, но не абсолютной величиной, а относительными размерами в затратах, т.е. каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть выше, чем в другой стране. Используя большой разрыв в затратах, стороны получают необходимый выигрыш.
9. Современное состояние и перспективы развития международной торговли.Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:1.Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.Основными чертами глобализации международной торговли являются: интеграция (представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом);рост темпов международной торговли и международного движения капитала; транснационализация и корпоративность мирового экспорта;дальнейшая унификация правил и норм международной торговли. 2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования. 3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|