Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория олигополистической защиты





Сторонники этой теории исходят из того, что в отраслях с высокой конкуренцией поведение лидера может определять процесс и скорость транснационализации конкурентов. На ос­нове изучения международной деятельности 187 американских корпораций за период с 1948 по 1967 гг. Никкербоккер (1973) показал, что в олигополистических отраслях за лидерами, ин­вестирующими капитал за рубеж, автоматически следуют их домашние конкуренты. В течение трех лет с момента первично­го зарубежного инвестирования средств лидером в 45% случаев за ним следовали его домашние конкуренты, а в течение семи лет - в 75% случаев.

В отраслях с чрезвычайно высоким уровнем концентрации капитала (энергетика, металлургия) подобные стратегии ПИИ более редки, поскольку вместо прямой конкурентной борьбы лидеры предпочитают простой раздел рынка.

В последующем Грэм (1978) несколько усовершенствовал эту модель на основе изучения инвестиционного поведения

 

 

европейских ТНК в Соединенных Штатах Америки. Их целью являлось в большей мере сопротивление стратегиям американ­ских компаний в Европе, чем «сражение» со своими европейс­кими конкурентами в США. Отражая «американскую угрозу» на домашних рынках, европейцы форсировали свои усилия по интернализации. Таким образом, ПИИ не всегда определяют­ся видимыми причинами экономической выгоды. Они в значи­тельной мере могут рассматриваться как контрмеры, направ­ленные на сдерживание своих основных конкурентов дома и за рубежом.



Теорияинтернализации

Теория интернализации (от англ. internalization - объедине­ние всех технологий и ноу-хау внутри компании) устанавливает связь между ПИИ крупных корпораций и их внутренней орга­низацией, отражающей иерархическую интеграцию бизнес-функций. Она предполагает наличие несовершенств рынка и была сформулирована во второй половине 70-х гг. двумя эконо­мистами из Редингского университета (Великобритания) — Бак-кли и Кассоном.

Согласно теории Баккли и Кассона (1976), крупные фирмы могут расширять свою деятельность при наличии целостной внутренней структуры, исключая конкурентов на их ноу-хау. Они упрекали предыдущие теории (в частности, теории Хай-мера, Киндльбергера) за чрезмерное акцентирование внимания на производственной функции и пренебрежении прочими уни­кальными преимуществами (умение лидировать, международ­ная организация деятельности, маркетинговые и снабженческие ресурсы, развитие человеческого капитала и здоровый финан­совый менеджмент), которые позволяют компаниям выходить в лидеры и распространять свои операции на другие рынки и отрасли. Настоящие международные операторы получают свое конкурентное преимущество отнюдь не вследствие использова­ния одного-единственного специфического фактора в одной оп­ределенной функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау, вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям.



Практически во всех промышленных секторах - там, где вы­соки затраты на НИОКР и присутствует капиталоемкое произ­водство (химическая промышленность, автомобилестроение) и


большое количество промежуточных товаров в виде компонен­тов и полуфабрикатов (бытовая электроника, фармацевтика), существует интернализация.

Теория «летящих гусей»

Теория «летящих гусей» была разработана в конце 30-х гг. японским ученым К. Акамацу как обобщенная теория экономи­ческого развития. По его представлению, существуют три фазы развития отрасли:

Фаза 1: Продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей.

Фаза 2: Для удовлетворения растущего национального спро­са посредством ПИИ открываются новые (в т.ч. смежные) мес­тные производства.

Фаза 3: Развивается национальная экономика, и страна из импортера продукции превращается в ее экспортера.



Акамацу построил свою модель на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии и ее развитием в тече­ние 40-50 лет, начиная с конца XIX века. Он показал, что после­довательность «импорт товаров - развитие местного производс­тва - экспорт» графически напоминает формирование стаи ди­ких гусей. Такая модель развития национальной экономики поз­воляет из импортера продукции превратиться в ее экспортера.

Позднее эта модель была применена в новоиндустриальных (например, Южная Корея, Тайвань) и развивающихся странах (например, Таиланд, Малайзия), где многие капиталоемкие от­расли развивались вызванными ПИИ трансфертами ноу-хау и передовых технологий.

Из теории «летящих гусей» правительства могут использо­вать три важных факта при разработке планов экономического развития страны:

1. Международная экономическая интеграция позволяет пе­реходным экономикам догонять и даже перегонять передовые.

2. Страна должна оставаться открытой для внешнего мира и,
в частности, для ПИИ иностранных ТНК.

3. Необходима выработка разумной ПИИ-политики для ус­корения процесса экономического развития.

Следует отметить, что вызванное ПИИ экономическое раз­витие в стране-лидере может оказать влияние на соседние стра­ны, особенно если их действия скоординированы.

 

Теория конкурентных преимуществ наций

В работе о конкурентном преимуществе наций Майкл Пор­тер (1990) представил результаты своего исследования, прове­денного в десяти ведущих промышленно развитых странах. Он изучил конкурентоспособность более чем в ста отраслях, на долю которых приходилась значительная часть экспорта соот­ветствующих стран. В своем анализе он попытался ответить на следующие вопросы:

- почему корпорации, относящиеся к определенным отрас­лям, были более успешны в проникновении на зарубежные
рынки, чем другие?

- почему отдельные страны смогли привлекать ПИИ в от­расли с высокой добавленной стоимостью, а в другие отрас­ли - нет?

- почему инвестиции ТНК в отдельные страны и сектора
существенно повышали технологическую и организационную
эффективность местных компаний, и почему в других случаях
промышленной модернизации не происходило?

На основе сделанного анализа он определил четыре факто­ра конкурентного преимущества наций:

Фактор 1: Корпоративная стратегия фирмы: управление и ис­кусство лидерства, цели корпорации, организация бизнеса и т.д.

Фактор 2: Состояние факторов производства: физических, человеческих, капитала, инфраструктуры.

Фактор 3: Составляющие спроса: объем спроса в стране, темпы его роста, сегментация потребителей, характеристики потребителей (потребности, уровень покупательской способ­ности, международная мобильность и т.п.).

Фактор 4: Наличие сопутствующих и поддерживающих от­раслей для вхождения ТНК на рынок принимающей страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.