Сделай Сам Свою Работу на 5

Теорема Столпера-Самуэльсопа





Теория относительного преимущества Д. Рикардо

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и нало­гового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего прави­ла, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Для иллюстрации относительных преимуществРикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Изде­ржки производства он условно измерял рабочим временем.

 

Продукт Португалия Англия
1 ед. вина 1 рабочий день 3 рабочих дня
1 ед. сукна 2 рабочих дня 4 рабочих дня

 

 

В данном примере производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логи­ку здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (Англии), где их производство обходится дороже. Однако это на первый взгляд. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а от­носительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии -4:3, то есть относительно меньше.



С вином - ситуация противоположная. Эффективность про­изводства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португа­лии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.

Теория международной торговли Хекшера-Олина

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо не дает ответа на вопрос: «В силу чего возникают различия в изде­ржках между странами?» Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.



В соответствии с моделью международной торговли Хек­шера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма вы­равнивания состоит в следующем. Первоначально цена факто­ров производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те из них, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недо­стает. Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу ка­питала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена (процент на капитал). Напротив, специализация других стран на производстве трудоемких товаров обусловливает пе-


ремещение значительных трудовых ресурсов в соответствую­щие отрасли, соответственно возрастает и цена рабочей силы (заработная плата).

Таким образом, в соответствии с данной моделью обе груп­пы стран постепенно утрачивают свои первоначальные пре­имущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отрас­лей, более глубокого их включения в международное разделе­ние труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист русского происхож­дения Василий Леонтьев в середине 50-х годов предпринял попытку эмпирической1 проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Ис­пользовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капита­лоемкие. Этот эмпирически полученный результат противо­речил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие иссле­дования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).



Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позво­лили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международ­ную специализацию, среди которых можно отметить: неодно­родность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалифи­кации; качество управленческих решений; государственную внешнеторговую политику и др.

Теорема Столпера-Самуэльсопа

Вольфганг Ф. Столпер и П. Самушьсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит обще­ство на тех, кто остается в чистом иыигрыше, и тех, кто несет

'Эмпиризм-философское направление, признающее чувственное воспри­ятие и опыт единственным источником по шлмия.

 

потери. Предпосылки: страна производит два товара (напри­мер, пшеницу и сукно), используя два фактора производства (например, землю и труд); ни один из товаров не используется для производства другого; существует абсолютная конкурен­ция; предложение факторов задано; для производства одного из товаров (пшеницы) интенсивно используется земля, а второй (сукно) является трудоемким как в условиях внешней торговли, так и без ее; оба фактора могут перемещаться между сектора­ми (но не между странами); установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на пшеницу.

Теорема Столпера-Ссшуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на ко­торый растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, ин­тенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потреб­ления этих товаров владельцами факторов производства.

Эффект усиления Джонса

В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона между­народная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно ис­пользуемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для про­изводства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фак­тора производства росту (или снижению) цены товара, про­изведенного с его помощью?

Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.

2.3. Экономия от масштаба и внешняя торговля

В начале 80-х годов XX столетия некоторые экономисты (П. Крюгман, К. Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр) предложи­ли альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Согласно этой теории многие страны обеспечены основны­ми факторами производства в относительно одинаковых про-


порциях и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризу­ются наличием эффекта массового производства. В этом слу­чае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий ры­нок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объ­яснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными фак­торами производства, и к торговле технологически однородны­ми товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированны­ми товарами (например, автомобилями).

ПРИМЕР

Развитие международной торговли на основе эффектамасштаба

Предположим, что две страны, А и 5, обладают примерно оди­наковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 20 ед. товара X и товара У, что обозначено точкой Е на рис. 2.1. В данном случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть вы­ражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара X (Рх) и товара Y (Ру) представлено вектором относи­тельных цен PxIPy.

С началом торговли каждая страна начинает специализировать­ся на выпуске того товара, в производстве которого она может по­лучить эффект от масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар У. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где бу­дет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 60 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где до­стигается полная специализация страны В на производстве этого товара (60 ед.).

 

О 10 20 30 40 50 6(Г Товар X Рис. 2.1. Международная торговля на основе эффекта масштаба

Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффек­та масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних изде­ржек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате ис­пользования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X растет в большем объеме, чем сокра­щается производство товара Y,

По мере развития внешней торговли и углубления международ­ной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые това­ры. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Ру для страны А - влево, а для страны В - вправо от ее положения, характеризую­щей отсутствие внешней торговли. В результате обе страны полу­чают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара У с 20 до 30 ед. Это отражается точкой £,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D{ и отражает рост уровня потребления обоих това­ров в равной пропорции).

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к из­менениям в рыночной структуре экспортоориентированных отрас­лей. Выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увели­чения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий


и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития со­вершенной конкуренции.

2.4. Международная торговля товарами

Международная торговля товарами (МТТ), появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вы­воз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).

В зависимости от видов товаров существует несколько спо­собов их экспорта. Сырье и необработанные продукты пита­ния обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у про­изводителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, под­вижной состав железных дорог и другие специализированные изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих пред­ставительств и агентских фирм.

Наиболее распространенный метод экспорта потребитель­ских товаров состоит в их реализации через универсальные тор­говые дома. В тех случаях, когда поставка потребительских то­варов осуществляется в небольших количествах, используется торговля по почте путем рассылки каталогов. Фирмы, которые устойчиво ориентируют производство на экспорт, стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества,

 

которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса.

Помимо производителей экспортной продукции в зарубеж­ных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма снача­ла закупает товар у национального или иностранного произво­дителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором слу­чае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых до­мов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначе­ния, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также кустарных промыслов. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на ко­миссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и рас­ходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получа­ет комиссионное вознаграждение, которое, как правило, взима­ется с продавца в размере до 10% стоимости сделки.

ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз то­варов из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются това­ры иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью пот­ребления или последующего вывоза из страны.

Структура импорта материальных ценностей (видимый им­порт) определяется особенностями природных условий, струк­туры экономики страны и ее ролью в международном разделе­нии труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды мине­рального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, ко­торые в силу природных условий не могут производить сами.

В импорте промышленно развитых стран высока доля про­мышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что


объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для ин­дустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды про­довольствия.

Импорт в большей степени, чем экспорт, подвергается го­сударственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ог­раничениями, системой лицензирования и другими нетариф­ными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования наци­ональной экономики и перевода ее на рыночные рельсы госу­дарство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.

Сумма экспорта и импорта товаров называется товарообо­ротом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт пре­вышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгово­го баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торго­вого баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных зай­мов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собс­твенных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, не­движимости и др.).

Для анализа динамики МТТ используются показатели сто­имостного и физического объема внешней торговли. Стоимос­тный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с исполь­зованием текущих валютных курсов. Физический объем вне­шней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее ре­альную динамику.

На международные товарные потоки могут оказывать влия­ние следующие факторы: научно-технический прогресс, меня­ющий структуру мировой торговли; либерализация междуна-

 

 

родной торговли; экономическая интеграция; активная деятель­ность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.

2.5. Международная торговля услугами

Наряду с международной торговлей товарами широко раз­вита и торговля услугами1. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При постав­ках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время между­народная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами. Основное от­личие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществлен­ной формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развити­ем и распространением Internet существенно снижается необ­ходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредс­твенных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа меж­дународной торговли услугами:

1. Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда
продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу.
Ее пересекает только услуга (например, юридическая консуль­тация из-за границы по телефону).

2. Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потре-битель из одной страны приобретает и потребляет услугу на тер­-
ритории другой страны (например, выезд за границу на учебу).

3. Торговое присутствие продавца в стране предоставления
услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу,
пересекает границу и, находясь на территории данной страны,

' Услуга — действие, приносящее полезный эффект ее потребителю.


открывает представительство или дочернюю фирму, через ко­торые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).

4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга пре­доставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расши­ряется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

I) услуги для бизнеса;
2)строительные услуги;

3) услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникаци­онные);

4) дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, роз­ничная и оптовая торговля, франчайзинг);

5) транспортные услуги;

6) финансовые услуги;

7) образовательные услуги;

8) услуги здравоохранения;

9) туристические услуги;
10)рекреационные услуги;

II) услуги по охране окружающей среды;

12) услуги, в другом месте не классифицированные.

Для либерализации и регулирования международной тор­говли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглаше­ние по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов
ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на
рынки услуг;

4) определенные принципы использования национального
режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере
МТУ.


 

 

В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО долж­ны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к на­циональным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если та­кое обязательство было внесено в национальный список обяза­тельств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех об­ластях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании нацио­нальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет право: сохранять на­циональную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех ус­лугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности

В экономической науке под «интеллектуальной собствен­ностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллекту­альной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллекту­альную собственность без его разрешения.


Международным правовым актом - Конвенцией об учреж­дении Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельнос­ти артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным зна­кам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и ис­кусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограм­мы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; се­лекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; то­варные знаки и знаки обслуживания; наименования мест про­исхождения товаров; коммерческие обозначения.

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собс­твенность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промыш­ленной собственности являются полезные модели, промыш­ленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслужи­вания, фирменные наименования и наименования мест проис­хождения товаров. К другой категории объектов интеллекту­альной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, про­граммы для ЭВМ.

 

 

В условиях глобализации мировой экономики для успешно­го распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, разви­ваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который пред­ставлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продук­ции, информации и прав.

Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоем­кой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивает­ся быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыноч­ные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Франци­ей и Великобританией.

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все ос­тальные носители.

На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Па­тентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственнос­ти (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотно­шений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и ав­торского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными зна-


ками и другими объектами промышленной собственности. Вто­рая - связана с правоотношениями, касающимися литератур­ных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не подда­ются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей зако­нодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.

В мировой практике существуют две системы правовой ох­раны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «при­нцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.

Значительная роль в защите интеллектуальной собствен­ности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулиру­ющих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуаль­ной собственности, которое привело систему охраны прав ин­теллектуальной собственности в рамки общих международных правил.

2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития

В современном мире состояние внешней торговли государс­тва — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешне­торгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим при­оритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных

 

ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентиро­ванных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.

Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота око­ло 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в кото­ром достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, разви­тые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.

В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты хи­мической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их про­изводства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их произ­водства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удоб­рений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспор­те Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.

Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кро­ме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.

В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспорт­ные средства, продукция химической промышленности, чер­ные и цветные металлы.

Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует око­ло: 2 млн тонн черных и цветных металлов; 12 млн тонн сырой нефти; 0,7 млн тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд куб. метров


природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд кВт/ч электро­энергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.

Одной из проблем экономики республики является ее высо­кая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.

Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными явля­ются: транспортные; строительные; услуги связи; туристичес­кие; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строитель­ные; финансовые.

Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение им­порта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экс­портом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.

Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой со­циально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перс­пективу станет осуществление эффективной единой промыш­ленной, внешнеторговой и -макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иност­ранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоем­кой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфра­структуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии пу­тем избирательного ее применения как к отдельным государс­твам, так и к группам стран или союзам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.