Принципы бюджетного устройства
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
- федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Принципы бюджетного устройства:
1) Единство построения бюджетной системы выражается в единстве правовой базой, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также в едином порядке финансирования расходов бюджета и ведения бухгалтерского учета.
2) Принцип разграничения расходов и доходов бюджета –между уровнями бюджетной системы закрепляются соответствующие виды доходов и расходов и полномочия по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетовозначает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право самостоятельно определять источники финансирования дефицита; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь в доходах и дополнительных расходов.
4) Полнота отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке подлежат отражению в бюджете в полном объеме.
5) Сбалансированность бюджетаозначает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При составлении утверждения и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средствозначает, что уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Совокупное покрытие расходов бюджета означает, что все расходы должны покрываться суммой доходов и источниками финансирования дефицита.
8) Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны быть обязательно опубликованы в СМИ, а также обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия бюджета, в том числе вопросы разногласий.
9) Адресность и целевой характер бюджетных средствзаключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направлений их расходования. 12) Структура бюджета: доходы и расходы
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Основные источники доходов бюджета:
- налоговые доходы
- неналоговые доходы
- безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы– предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налог– обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации);
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;
- доходы от приватизации;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.);
- иные неналоговые доходы.
В доходы бюджетов зачисляются безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Также доходы бюджета можно классифицировать в зависимости от их закрепления за определенным бюджетом на:
- собственные
- регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, полностью или частично закрепленных на постоянной основе за соответствующим бюджетом:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
- неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
- безвозмездные перечисления, закрепленные за соответствующим бюджетом.
Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные доходы, по которым устанавливается нормативные отчисления в процентах в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджетов в зависимости от их содержания делятся на:
- текущие
- капитальные
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и т.д.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету, юридическому лицу, иностранному государству или иностранному юридическому лицу на возмездной основе.
Межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без целевого назначения.
Субвенции - денежные средства, предоставляемые бюджету другому уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другому уровня, физическому или юридическому лицу на условиях целевого финансирования целевых расходов.
К бюджетным ассигнованиям относят ассигнования на:
- выполнение государственных/муниципальных услуг, в том числе на оплату государственных контрактов на поставку товаров
- социальное обеспечение населения
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам
- предоставление субсидии производителям товаров, работ, услуг
- предоставление межбюджетных трансфертов
- обслуживание государственного долга
- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|