Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы бюджетного устройства





Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

- федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Принципы бюджетного устройства:

1) Единство построения бюджетной системы выражается в единстве правовой базой, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также в едином порядке финансирования расходов бюджета и ведения бухгалтерского учета.

2) Принцип разграничения расходов и доходов бюджета –между уровнями бюджетной системы закрепляются соответствующие виды доходов и расходов и полномочия по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления.



3) Самостоятельность бюджетовозначает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право самостоятельно определять источники финансирования дефицита; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь в доходах и дополнительных расходов.

4) Полнота отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке подлежат отражению в бюджете в полном объеме.

5) Сбалансированность бюджетаозначает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При составлении утверждения и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.



6) Эффективность и экономность использования бюджетных средствозначает, что уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств.

7) Совокупное покрытие расходов бюджета означает, что все расходы должны покрываться суммой доходов и источниками финансирования дефицита.

8) Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны быть обязательно опубликованы в СМИ, а также обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия бюджета, в том числе вопросы разногласий.

9) Адресность и целевой характер бюджетных средствзаключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направлений их расходования.
12) Структура бюджета: доходы и расходы

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Основные источники доходов бюджета:

- налоговые доходы

- неналоговые доходы

- безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы– предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.



Налог– обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации);

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;

- доходы от приватизации;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.);

- иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов зачисляются безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

 

Также доходы бюджета можно классифицировать в зависимости от их закрепления за определенным бюджетом на:

- собственные

- регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, полностью или частично закрепленных на постоянной основе за соответствующим бюджетом:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

- неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

- безвозмездные перечисления, закрепленные за соответствующим бюджетом.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные доходы, по которым устанавливается нормативные отчисления в процентах в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год.

 

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их содержания делятся на:

- текущие

- капитальные

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и т.д.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету, юридическому лицу, иностранному государству или иностранному юридическому лицу на возмездной основе.

Межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без целевого назначения.

Субвенции - денежные средства, предоставляемые бюджету другому уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другому уровня, физическому или юридическому лицу на условиях целевого финансирования целевых расходов.

К бюджетным ассигнованиям относят ассигнования на:

- выполнение государственных/муниципальных услуг, в том числе на оплату государственных контрактов на поставку товаров

- социальное обеспечение населения

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам

- предоставление субсидии производителям товаров, работ, услуг

- предоставление межбюджетных трансфертов

- обслуживание государственного долга

- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.