Сделай Сам Свою Работу на 5

Условия успешного воспитания в семье.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. родители не должны испытывать негативные эмоции от того, что другой ребёнок более «удачлив», «умел», потому что они переносят эти негативные эмоции на своих детей. Родительская оценка зависит, прежде всего, от изначального отношения к нему, от той роли, которая отводится родителями. Родители безупречные в социальном отношении, имеющие достаточно высокий культурный уровень могут причинять своим детям страдания по причине незнания тонкостей детской психики, педагогических особенностей. Чаще всего такие родители не подозревают об ошибочности своих действийТаким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребёнка, так как очень важно, чтобы ребёнок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей .Родителям следует научить ребёнка самостоятельно и адекватно оценивать себя, так как оценка ребёнком своих возможностей весьма важна. Основываясь на ней, он выстраивает свои притязания, от степени удовлетворённости которых будет зависеть его самоотношение и внутренняя позиция Кроме того, родителям следует научиться взаимодействовать с детьми в критические периоды развития ребёнка, когда отношение к нему должно изменяться соответственно происходящим изменениям в психике ребёнка, а не провоцировать проявление кризисной симптоматики в поведении. Большое значение имеет изменение соответственно возрастным психологическим особенностям ребёнка своевременное изменение стиля взаимодействия и общения с ним Семья, , должна, во-первых, стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Той самой «любви с открытыми глазами», которая любит реального человека таким, какой он есть, а не таким, каким нам хочется видеть его в своих фантазиях. Любви, способной на сострадание, терпение, сочувствие, служение и самопереживание. Человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей впоследствии. Во-вторых, семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традицию.В-третьих, семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что оно неотделимо от ответственности. Только целиком принимая ответственность за свои поступки и, следовательно, идя на осознанный риск, он может стать подлинным хозяином своей жизни.В-четвёртых, семья должна воспитать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и привить практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия, когда он станет взрослым. Под здоровым чувством частной собственности понимают в первую очередь способность человека ценить не столько принадлежащее ему имущество и другие материальные ценности, сколько собственные способности, профессиональные навыки, время и труд Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребёнка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им



127. Профессиональное развитие личности Профессиональное развитие (от лат. profiteor – объявляю своим делом) — происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно–исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).

Работа играет важную роль в жизни ч-ка и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Специальные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и влияет на позитивное представление человека о себе. Профессиональное развитие личности – это совершенствование человека как субъекта труда, т.е. совершенствование его профессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших проф. результатов, карьерный рост и т.д.

Периодизация развития ч-ка, как субъекта труда представлена многими отеч-ми и заруб-ми авторами: Периодизация Сьюпера, он выделяет 5 основных этапов проф-й зрелости.1 стадия роста, на которой происходит развитие интересов и способностей от 0 до 14 лет. 2 стадияисследовательская – опробование своих сил с 14 до 25. 3 стадия утверждения –проф-е образование и упрочение своих позиций в обществе 25-44лет. 4 стадия создания устойчивого профессионального положения 45-64 года. 5 стадия профессиональный спад, уменьшение проф-й активности 65 и более.

Известна в России периодизация развития ч-ка, как субъекта труда предложенная Климовым. 1 стадия пред игры от 0 до 3. Происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, к-е становятся основой дальнейшего развития и приобщения ч-ка к труду. 2 стадия игры от 3-7 лет. Происходит овладение основными смыслами чел-ой деят-ти, а также знакомство с конкретными проф-ми. 3 стадияовладения учебной деятельностью 7-12 лет. Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деят-ть. 4 стадия «оптация» (с лат. желание, выбор) от 12 до 14-18. Стадия подготовки к жизни и труду. Стадия сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. 5 стадия «адепта» присходит профессиональная подготовка. 6 стадия «адаптанта» вхождение в профессию после завершения проф-го обучения. Длиться 2-3 месяца. 7 стадия «интернала» вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги. 8 стадия мастера. Когда о работнике говорят что он лучший среди обычных. 9 стадия авторитета – работник стал лучшим среди мастеров. 10 стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста.Учитель, способный передать свой опыт.

Маркова выделяет этапы освоения профессии 1. адаптация к проф-и 2. самоактуализация ч-ка в проф-и (приспособление к проф-и, выработка индив-х, проф-х норм).3. гармонизация ч-ка с поф-ей (ст. близка по смыслу со ст.мастерства по Климову) 4. преобразование – ч-к начинает обогащать свою проф-ю.5. свободное владение несколькими проф-ми (по Климову «наставник») 6. этап творческого самоопределения себя как личности.

Фактором профессионального развития личности является внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации.

128. Особенности самовоспитания.Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы.
1. Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

2. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе него требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей но саморазвитию.
3. Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.
Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
В жизни неоднократно встречаются факты, когда человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. Например, ими могут выступать правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.
Можно руководствоваться в практической деятельности по самовоспитанию следующими правилами — всегда и во всем:
• умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
• не отвлекайся во время работы;
• подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;
• не закончив начатого дела, не переходи к другому;
• старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
• встретишь на пути трудности — не прекращай работу;
• умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
• проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными ситуациями;
• думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в подобных обстоятельствах;
• со всеми проявляй вежливость и тактичность;
• избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит;
• веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
• сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
• учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
• внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
• подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многообразна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.


21.Па́мять
— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов). Процессы памяти.Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.Забывание— потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.Динамика мышления1. Ускорение мышления («скачка идей»)Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулемётную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.Характерно:Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.Мало задумываются над ответом.Легко исправляют ошибки, если на них указать.Ассоциации ПРОДОЛЖЕНИЕ 21.1.хаотичны, случайны, не оттормаживаются.Доступен обобщённый смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.2. Инертность мышленияПроявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептоидной психопатии, депрессивного синдрома , но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.Больные могут менять способ работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определённым образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения 3. Непоследовательность суждений.Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился.Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.4. «Откликаемость»У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблём, так как если положить — утонет.такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется.Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают.Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:откликаемость — следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей — основа дальнейшей целенаправленной деятельности.5. СоскальзываниеПравильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя её. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией.Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море)..Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками. Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображениемВоображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение ПРОДОЛЖЕНИЕ 21.2— одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи. Классификация процессов воображенияПо результатам:Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)Продуктивное (творческое) воображение: с относительной новизной образов;с абсолютной новизной образов.По степени целенаправленности:активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.По виду образов:конкретное; абстрактное.По приёмам воображения:агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.По степени волевых усилий:преднамеренное;непреднамеренное.Четырёхэтапная модель творческого процессаУоллеса Основная статья: Творчество как процесс: Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.Инсайт (озарение).

Проверка решения.Механизмы воображения агглютинация — создание нового образа из частей других образов;гиперболизация —увеличение или уменьшение объекта и его частей;схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем. Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:беглость;гибкость;оригинальность;точность. Развитие воображения у детей Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.Развитию воображения способствуют:ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов;стимулирование независимости, самостоятельных разработок;билингвистический опыт;позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.Развитию воображения препятствуют:конформность; неодобрение воображения;жесткие полоролевые стереотипы; разделение игры и обучения;готовность к изменению точки зрения;преклонение перед авторитетами.Воображение и реальностьМир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.Функции воображения представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;регулирование эмоциональных состояний;произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.