Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос. Мотивация и личность 12 глава

 

 

Феномены малой группы

Феноменология (описание основных явлений) малых групп

Ценности малой группы – то, что наиболее значимо и важно для членов группы.

Групповые нормы – общие правила, которыми в своих действиях, а также во взаимоотношениях руководствуются члены группы. Бывают нормы первого уровня (нарушение абсолютно недопустимо), среднего уровня (допускаются вариации поведения в пределах нормы) и низкого уровня (соблюдение дело вкуса, а нарушение не подлежит санкциям).

Групповые санкции – положительные и отрицательные воздействия группы на своих членов.

Групповое давление – влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов.

Конформизм – сознательный отказ человека под давлением группы от собственного мнения, отличающегося от мнения большинства.

Групповая сплоченность – внутреннее единство группы в различных аспектах ее жизнедеятельности.

Групповая совместимость – способность членов группы в различных ситуациях действовать как единый слаженный организм.

Групповая поляризация – разделение группы на несовместимые группировки.

Лидерство – исполнение лидером своих функций и отношения между ним и остальными членами группы.

Групповая динамика – развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.

109. уровни развития группыУровень развития группы — это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.

В отечественной психологии существует несколько классифи­каций уровней развития группы.

С. Кузьмин выделяет три уров­ня: 1) номинальная группа; 2) кооперация; 3) коллектив.

Я. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

1) диффузная группа; 2) ассоциация; 3) корпорация; 4) коллектив.

Л. И. Уманский выделяет шесть уровней: 1) конгломерат; 2) номинальная группа; 3) ассоциация; 4) кооперация; 5) автоно­мия; 6) коллектив.

Конгломерат — это группа ранее непосредственно не знакомых людей, ока­завшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Со­вместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь,



Номинальная группа (— это группа людей, собравшихся вме­сте и получивших общее название, наименование. Например, по­ступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, — это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди при­ступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация — это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться груп­повая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная дея­тельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения.

Кооперация — это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенно­го результата в своей деятельности. На уровне кооперации про­исходит принятие, интериоризация каждым членом группы об­щей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерны­ми для группы-кооперации являются процессы лидерства и кон­куренции. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состоя­ния организованности. В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как груп­пу сотрудников — людей, которые совместными усилиями доби­ваются общих целей.

Автономия— это целостная и обособ­ленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной де­ятельности, но и удовлетворение от участия в ней.

Основные социально-психологические особенности группы-ав­тономии:

1) обособленность, закрытость от других групп. Члены груп­пы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить».

2) внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу;

3) внутригрупповая мораль, требующая от каждого члена груп­пы однотипного поведения: «будь как мы все», т. е. каждый должен придерживаться сложившихся ценно­стей, норм.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.

Корпорация — это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкну­тостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитиз­ма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои ин­тересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив — это группа людей, осущест­вляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается группо­вое состояние интегративности.

110. Диагностика внутригрупповых отношений

Выделяют следующие методы диагностики внутригрупповых взаимоотношений: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.
Наиболее известной является социометрия. Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.
Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.). Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:
Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.
Наиболее же известными методами коррекции внутригрупповых взаимоотношений являются организация тренинговой работы и групповая терапия.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.