Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольно-измерительные материалы компендиума.





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ управления

Имени П.А. СТОЛЫПИНА

 

 

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ______________Е.Ю. Сергеева «____» ______________201_ г.


 

Рабочая программа дисциплины

ДОКУМЕНТирование правотворческой деятельности

 

Направление подготовки

Юриспруденция

Магистерская программа «Правовое обеспечение публичной власти»

Квалификация (степень) «академический магистр»

 

Саратов

 


 

Лист согласования

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Документирование правотворческой деятельности

 

ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация

(степень) «магистр») Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от …..

 

Учебный план подготовки магистров основной образовательной программы по направлению 40.04.01 Юриспруденция «Правовое обеспечение публичной власти» и одобрен Ученым советом вуза от ….



 

Автор:

Д.и.н., зав. кафедрой ДОУ _____________ А.В. Ермолаева

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

рассмотрена на заседании кафедры документационного обеспечения управления и рекомендована к использованию в учебном процессе «__» августа 2015 г. Протокол №__

 

Заведующий кафедрой _____________ А.В. Ермолаева

 

согласована с методической комиссией по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Председатель комиссии _____________

 

согласована с учебно-методическим отделом

 

Начальник учебно-методического отдела _____________ Ю.В. Ткаченко

 

одобрена на заседании учебно-методического совета факультета политико-правового управления от «__»_________201_г. Протокол №__


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Структура дисциплины

2.1 Учебно-тематический план дисциплины (очная форма обучения)

2.2 Учебно-тематический план дисциплины (заочная форма обучения)

3. Содержание дисциплины (модуля)

3.1 Содержание лекционных занятий

3.2 Содержание практических занятий



3.3 Содержание лабораторных занятий

4. Организация самостоятельной работы

4.1 Содержание самостоятельной работы

4.2 Технологическая карта самостоятельной работы студента

4.3 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

4.4 Методические рекомендации по выполнению письменных работ

5. Информационные образовательные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

5.1 Активные формы обучения. Инновационные методы обучения

5.2 Интерактивные образовательные технологии.

6. Фонд оценочных средств

6.1 Паспорт фонда оценочных средств

6.2 Типовые контрольные задания

6.3 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы и электронных ресурсов

7.1 Перечень основной учебной литературы

7.2 Перечень дополнительной учебной литературы

7.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

7.4 Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

8. Описание материально-технической базы

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

10. Методические указания преподавателям по организации обучения по дисциплине (модулю)

Приложения


Пояснительная записка

Область применения Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина относится к вариативной части образовательной программы. Данная дисциплина призвана определить значение документационного обеспечения правотворческой деятельности, установить взаимосвязи между процессами документирования и легитимностью принятия решений, определить тенденции совершенствования документирования правотворческой деятельности. Содержание курса взаимосвязано с дисциплинами: «Проблемы формирования и деятельности органов публичной власти», « правовые основы государственного управления», « Взаимодействие публичной власти и гражданского общества», «Правовые основы административного контроля», «Система органов государственной власти субъектов РФ».
Цель и задачи дисциплины Цель освоения дисциплины – освоение основных способов и методов документирования правотворческой деятельности для обеспечения её легитимности. Задачи дисциплины: дать характеристику нормативному правовому акту как официальному письменному документу; - изучить степень регламентации порядка документирования правотворческой деятельности; - выявить особенности формирования и развития системы нормативно-правовых документов Российской федерации, её видового состава; - выявить общие и отличительные черты между системой нормативных правовых актов и системой организационно-распорядительной документации; - проанализировать теоретические положения и практику их реализации, в отношении разработки, оформления, принятия (утверждения), подписания нормативных правовых документов; - определить видовой состав, порядок разработки документов, оформляющих процедуру разработки нормативного правового акта.
Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций ОПК-2, ПК-1. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные нормативные и нормативно-методические документы, регламентирующие документирование правотворческой деятельности; - систему нормативных правовых документов и документов, сопровождающих правотворческий процесс; - технологию подготовки законов и нормативных правовых документов; - особенности внешней формы нормативных документов; - принципы организации работы с документами на различных носителях; уметь: - определять вид документа в соответствии с его назначением; - квалифицированно применять технологию подготовки нормативных правовых документов; - выявлять состав документов, сопровождающих правотворческий процесс; - адаптировать полученные знания к специфике конкретного органа (учреждения). владеть: - навыками подготовки документов с использованием компьютерных технологий; - основными этапами организации работы с документами; - технологией формирования и использования информационно-поисковых систем по нормативным документам органа власти.
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. Общий объем дисциплины в часах (зачетных единицах): 108 часа (3 з.ед.). Сроки изучения: зимняя сессия. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

 



2. Структура дисциплины

2.1 Учебно-тематический план дисциплины (очная форма обучения)

«Не предусмотрено».

2.2 Учебно-тематический план дисциплины (заочная форма обучения)

№ раздела (темы) Наименование раздела (темы) Трудоемкость в часах Форма текущего контроля
Всего Аудиторная работа СР Кон-троль
Лек. Лаб. Сем./ Пр.  
Тема № 1. Понятие нормативного правового акта как официального письменного документа; видовой состав; система документации     - Д, Т
Тема № 2. Правила подготовки нормативных правовых актов (документоведческий аспект)     - Т, ДЗ
Итого 108 ч. (3 з.е.)   зачет  

 

Формы текущего контроля: опрос (О), эссе (Э), коллоквиум (К), диспут (Д), домашнее задание (ДЗ), тестирование (Т), рубежный контроль (РК) и другие.

3. Содержание дисциплины

Содержание лекционных занятий

№ раздела (темы) Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы) Количество часов
очная ф.о. заочная ф.о.
Понятие нормативного правового акта как официального письменного документа; видовой состав; система документации Основные признаки нормативного правового акта. Определение понятия нормативно-правового акта (правовой и документоведческий аспекты). Определение понятий «Нормативный правовой акт» в нормативных актах, нормативно-методических документах. Видовой состав нормативных правовых актов. Система документации как совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения. Назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Регламентация внешней формы нормативных правовых актов.  
Правила подготовки нормативных правовых актов (документоведческий аспект) Процедура подготовки и принятий закона. Правила подготовки нормативных правовых документов органов исполнительной власти. Основные этапы подготовки правовых документов высшего органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта РФ.  

Содержание практических занятий

№ раздела (темы) Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы) Количество часов
очная ф.о. заочная ф.о.
Понятие нормативного правового акта как официального письменного документа; видовой состав; система документации Определение понятия "нормативный правовой акт" в документах федеральных органов, в законодательстве субъектов РФ, в проекте федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации". Термины и определения понятий: "документ", "официальный документ" "письменный документ", "текстовой документ", "рукописный документ", "машинописный документ", "реквизит документа", "юридическая сила документа" в ГОСТе "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Видовой состав нормативных правовых актов. Понятия «вид документа», «наименование вида документа» в документоведении. Классификация правовых актов – виды и разновидности. Нормативные документы федерального и регионального уровней, определяющие видовой состав нормативных правовых актов. Определения видов документов в законодательстве субъектов РФ. Критерии нормативности и наименование вида документа. Система документации как совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Понятия "система документации", "унифицированная система документации" и система нормативно-правовых актов, как официальных письменных документов, издаваемых органами государственной власти. Общие и отличительные черты между системой нормативно-правовых актов и унифицированной системой организационно-распорядительной документации (УСОРД). Система нормативно-правовых актов федеральных органов в Конституции РФ. Иерархия нормативных документов федерального уровня. Структура и содержание проекта федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации". Зарубежный опыт стран СНГ по определению системы нормативно-правовых актов. Закон республики Беларусь "О нормативных правовых актах" - структура и содержание. Система правовых актов субъекта Федерации как структурный компонент системы нормативных документов Российской Федерации. Отсутствие научно обоснованной системы нормативных документов субъектов Федерации. Общие тенденции в ходе формирования массива документации, отражающей правотворческую деятельность региональных органов государственной власти. Разработка субъектами Федерации собственной системы нормативно-правовых документов. Различия в подходах по определению видов документов и отнесении их к категории нормативных и ненормативных; в определении субъектов правотворчества. Нечеткое и неполное определение порядка их подготовки, оформления и принятия как результат отсутствия унифицированного подхода. Существующие унифицированные системы документации в Российской Федерации (классификатор ОКУД) и место системы документации, отражающей правотворческую деятельность органов государственной власти. Регламентация внешней формы нормативно-правовых актов Понятие "форма правового акта" с позиций правоведения и документоведения. Понятие "формуляр документа". Связь внешней формы нормативно-правовых актов с внешней формой распорядительных документов, входящих в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации. Анализ нормативно-правовых актов федерального уровня, косвенно определяющих внешнюю форму нормативно-правовых актов. (Федеральный конституционный закон "О государственном гербе Российской Федерации", Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ", постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и др.) Анализ нормативно-правовых актов и нормативно-методических документов субъектов Российской Федерации, устанавливающих виды нормативно-правовых актов и правила их оформления (законы субъектов Федерации о нормативно-правовых актах, регламенты законодательных (представительных) органов, инструкции по делопроизводству). Различия применяемой терминологии, последовательности реквизитов в формулярах нормативно-правовых актов. Необходимость унификации внешней формы нормативно-правовых актов и ее закрепление в российском законодательстве. Основные реквизиты и особенности оформления нормативно-правовых актов. Оформление государственного герба Российской Федерации и герба субъекта федерации на нормативно-правовых документах. Субъекты правотворчества и реквизит "наименование автора документа". Особенности оформления данного реквизита на законодательных актах. Реквизиты "дата" и "регистрационный номер" при оформлении нормативно-правовых актов. Значение реквизита "заголовок к тексту" при оформлении нормативно-правового акта. Требования к его формулировке и объему. Текст нормативного документа. Требования к тексту закона. Назначение комиссии по логике, стилю и языку закона. Состав специалистов комиссии. Использование терминологии в тексте нормативных документов. Структура текстов правовых актов и их унификация. Особенности структурирования текста законодательных актов. Реквизит "подпись" и его оформление на правовых актах. Подписание документов, принимаемых по принципу единоначалия. Подписание документов, принятых коллегиальным органом. Подписание нормативно-правовых актов и юридическая сила документа. Делегирование процедуры подписания правовых документов. Особенности подписания законодательных актов. Связь реквизита "подпись" с процедурой введения в действие принятых законодательным (представительным) органом государственной власти законодательных актов.  
Правила подготовки нормативных правовых актов (документоведческий аспект) Процедура подготовки и принятия закона. Анализ документов, регламентирующих процедуру разработки законов. Субъекты правотворчества, которым предоставлено право законодательной инициативы. Форма внесения законодательной инициативы. Регламентация данной процедуры. Виды документов, сопровождающие законодательную инициативу, их содержание и порядок оформления. Регистрация законопроекта и направление на рассмотрение. Порядок подготовки законопроекта в профильном комитете законодательного органа. Подготовка к принятию на заседании коллегиального органа (к рассмотрению, в первом чтении, во втором чтении). Проведение экспертизы законопроекта, депутатских слушаний, правовой и лингвистической экспертизы Внесение дополнений и изменений в проект законодательного акта. Разработка таблицы поправок. Значение документирования заседания законодательного (представительного) органа. Способы документирования. Оформление протоколов. Разновидности протоколов. Оформление постановлений о принятии закона субъекта федерации. Процедура оформления законов субъекта Аппаратом областной Думы. Направление закона субъекта федерации высшему должностному лицу для подписания и введения в действие. Регламентация процедуры подписания в законодательстве субъекта федерации. Порядок разработки и оформления постановлений, имеющих нормативный и ненормативный характер Анализ документов, отражающих процедуру разработки и оформления постановлений законодательного (представительного) органа. Коллегиальный способ принятия постановлений. Регламентация процедуры подготовки и принятия. Сравнительный анализ с технологией подготовки и принятия законодательных актов. Особенности принятия постановления законодательного (представительного) органа. Документальное оформление вносимых изменений и дополнений в положения, правила, регламент, программы, утверждаемых постановлением. Отличия в процедуре разработки, оформления и введения в действие постановлений нормативного и ненормативного характера. Регламент Правительства Саратовской области и Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти как основные локальные организационно-нормативные документы, определяющие порядок подготовки документов высшего исполнительного органа государственной власти и высшего должностного лица Саратовской области. Структура Регламента и Инструкция. Основные этапы подготовки правовых документов высшего органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта РФ. Процедура внесения проектов нормативных документов. Процедура согласования проектов нормативных документов. Организация и проведение совещаний Правительства Саратовской области. Процедура принятия документов высшего органа исполнительной власти. Особенности оформления принятых документов (подписание, регистрация). Изменения в технологии подготовки правовых документов высшего органа исполнительной власти. Их обоснование. Особенности разработки, принятия и оформления документов высшего должностного лица субъекта РФ. Роль исполнительных органов государственной власти и Аппарата Губернатора в подготовке проектов правовых актов. Внешняя форма проекта. Рекомендации к изложению текста правового документа (структура, язык, стиль). Информационно-справочные документы к проекту правового акта. Оформление виз согласования. Введение в действие правовых актов высшего должностного лица. Особенности регистрации. Место договоров и соглашений в системе нормативных правовых актов. Порядок разработки и оформления договоров и соглашений Российской Федерации и субъекта РФ. Программа социально-экономического развития, целевая программа и их место в иерархии нормативных правовых документов. Порядок разработки и оформления программ. Процедура разработки, согласования, оформления, принятия (утверждения) положений, правил, инструкций. Особенности процедуры внесения, обсуждения и утверждения положений и правил на заседании законодательного (представительного) органа. Порядок внесения изменений и дополнений в положения и правила и их документальное оформление. Место положений, правил, инструкций в системе правовых актов региона. Определение регламента в законодательстве РФ и субъектов РФ. Регламент как основной документ, определяющий и организующий порядок работы законодательного (представительного) органа государственной власти. Взаимосвязь регламента Государственной Думы и регламента Саратовской областной Думы. Обусловленность внесения изменений и дополнений в регламент. Редакции регламента. Технология подготовки проекта регламента. Процедура его рассмотрения на заседании коллегиального органа. Порядок принятия регламента. Структура регламента. Отражение в регламенте вопросов документационного обеспечения деятельности законодательного органа и вопросов документирования его деятельности. Регламент в системе органов исполнительной власти. Виды и разновидности регламента. Критерии нормативности. Порядок разработки административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг.  

Содержание лабораторных занятий

(не предусмотрено).

4. Организация самостоятельной работы

4.1 Содержание самостоятельной работы

№ раздела (темы) Наименование раздела (темы) Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов
очная ф.о. заочная ф.о.
Понятие нормативного правового акта как официального письменного документа; видовой состав; система документации Сравнительный анализ определений понятий «акт», «правовой акт», «нормативный правовой акт», «документ», «официальный документ», «письменный документ», «юридическая сила документа», содержащихся в законодательных актах, стандартах, словарях, энциклопедиях. Система документации органов государственной власти и местного самоуправления. Правотворческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления как особый вид деятельности. Правовой акт как официальный письменный документ. Особенности регламентации системы нормативных правовых документов на федеральном и региональном уровне. Видовой состав системы нормативных правовых документов органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Видовой состав системы правовых документов органов местного самоуправления. Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) как часть системы документации органов государственной власти и местного самоуправления. Сравнительный анализ состава документов, входящих в систему организационно-распорядительной документации и систему нормативных правовых актов. Специальные системы документации министерств, ведомств, муниципальных служб.  
Правила подготовки нормативных правовых актов (документоведческий аспект) Технология разработки федерального закона и закона субъекта РФ: общие черты и отличия (регламентация, основные этапы, состав процедурных документов). Маршрут движения проекта закона. Особенности регистрации законодательных актов. Жизненный цикл законодательного акта. Требования к носителям документированной информации, отражающей законотворческий процесс. Состав документов, оформляющих законодательную инициативу. Порядок подготовки и оформления. Внешняя форма проекта и подлинника закона (постановления). Внешняя форма протокола заседания законодательного (представительного) органа (оформление пакета документов). Анализ технологии разработки нормативных правовых документов органов исполнительной власти. «Правила подготовки и оформления нормативных правовых документов, издаваемых органами исполнительной власти и их государственной регистрации» как основной нормативный акт, регламентирующий технологию подготовки данной категории документов: плюсы и минусы. Регламентация технологии подготовки документов высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа в Инструкции по делопроизводству Внешняя форма нормативного правового акта. Требования к оформлению реквизитов. Анализ положений Регламентов законодательных органов, «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», «Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», ГОСТа Р 6.30.2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Внешняя форма нормативных правовых документов высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа. Особенности регистрации нормативных правовых документов.  

 

4.2 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Виды деятельности Компетенции Проектируемые результаты освоения дисциплины Результат самостоятельной работы Оценка работы
Научно-исследовательская   ОПК-2 ПК-1 Знать: основные принципы работы с источниками и материалами исследования. Уметь: систематизировать информацию по теме исследования. Владеть: понятийным аппаратом и методами исследования. написание эссе, разработка групповых проектов оценка преподавателя в соответствии с КИМ
  Социально-практическая ОПК-2 ПК-1 Знать: область применения профессиональных навыков в соответствии с направлением подготовки Уметь: практически применять полученные знания Владеть: инструментарием практической деятельности Составление компендиума взаимооценка, экспертные оценки
Подготовка информационного обзора. ОПК-2 ПК-1 Знать: основные принципы работы с текстами и материалами исследования Уметь: составить перечень информационных источников в соответствии с действующими нормативами Владеть: навыками работы с информационными источниками Информационный обзор Оценка преподавателя в соответствии с КИМ
Организационно-управленческая ОПК-2 ПК-1 Знать: основные принципы управления и документационного обеспечения управления. Уметь: организовывать и планировать работы по решению профессиональных задач. Владеть: навыками работы в команде в составе административно-управленческого персонала и навыками управления коллективом. разработка групповых проектов взаимооценка, экспертные оценки

4.3 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Составление компендиума.Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, Интернет-ресурсов материал по вопросам документационного обеспечения управления, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный/практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:

- осуществить анализ периодической литературы и Интернет-ресурсов;

- выбрать наиболее интересную для студента тему (возможно по согласованию с преподавателем);

-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;

-законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;

-интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.

Контрольно-измерительные материалы компендиума.

Параметр Оценка*
В компендиуме представлено более 10 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые не соответствуют заданной теме, в компендиуме источники выстроены нелогично.

* Оценка по 5-балльной шкале.

Подготовка дискуссии (круглого стола).Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.