Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭПИТАФИЯ ДЖАЛАЛУДДИНА РУМИ





Когда мы мертвы, не ищите нашу могилу в земле, но найдите ее в сердцахлюдей.

* ГЛАВА ВТОРАЯ. ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ ОРДЕНА *

ИСТОКИ

Все учителя-дервиши, давая свои учения, пользуются определен-нымиформами. Взятые в отдельности -- что случается, когда люди проводятисследования в условиях недостатка информации, -- все эти приемы, тексты иидеи могут показаться относящимися к другим вероисповеданиям, к обычаямнезапамятной древности или же вообще к сферам, которые, строго говоря, неимеют ничего общего с метафизикой. Но поскольку фундамент, на котором покоятся знания дервишей, зачастуюсокрыт от взора подобных наблюдателей, то столь же не известными для нихостаются и причины, по которым суфии избирают те или иные методы, не говоряуже об эффективности самих этих методов. В качестве основных методов, помогающих дервишам раскрывать в своихучениках высшие состояния сознания, мы легко можем выделить следующие: 1. Слуховые, зрительные стимуляторы, стимуляторы других чувств. 2.Словесный материал, включая легенды и притчи, предназна-ченные длятого, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, оттиск, которыйпомогает сознанию действовать "другим" образом. 3. Совместный и согласованный труд, поклоны, упражнения, имеющие цельюпробудить, высвободить и привести в постоянное действие определеннуюдвижущую силу (не эмоциональную и не внушенную извне), которая способствуетсовершению "работы". 4. Использование мест, предметов, символов и т. п., направ-ленное наусиление обычных познавательных способностей чело-века, но не на ихтренировку. 5. Создание местных и иных групп, состоящих из людей, которыепривлекаются в соответствии с потенциальной возмож-ностью их взаимнойгармонизации в эзотерической общине с целью ускорить развитие чего-то внутриобщины; но не община, спаянная вокруг какой-либо идеи. 6. Подборка -- из традиционных или иных источников -- упражнений иприемов, исключительно по принципу их действен-ности. Будут ли онирезультативны, если дать их определенного типа человеку в определеннойкультурной среде? 7. Создание рабочих общин на основе типичных для данной местностипрофессиональных, ремесленных и других объедине-ний, которые также могутбыть полезны в "работе" дервишей. Внедрение принципа коллективизма, которогоможет не быть в данной культурной среде из-за отсутствия психологическойпривлекательности или же экономической необходимости. 8. Выработка методологии, упражнений и материала, которые могут бытьиспользованы для раскрытия внутреннего аспекта сущности человека, не нарушаяпри этом его обычного образа жизни, определяемого местными или светскимиобщепринятыми нормами. Вследствие всего этого работа дервишей являетсячрезвычайно искусным и сложным делом. Главные характерные черты известныхдервишских школ -- танцы, прыжки, слушание и исполнение музыки и томуподобное -- все являются вульгаризацией, невежественными копиями спервоначально очень изощренной "технологии", действенность которой основанана мгновенном знании учителей, какое именно действие приложимо при тех илииных обстоятельствах. Как только мы осознаем что эти основные факты становятся практическимии реальными два центральных утверждения дервишей: 1. Единство всех дервишей и их "работы" становится болееправдоподобным. Кажущиеся противоречия между тем или иным "Путем" исчезают.Например, обычай шейхов ордена Накшбан-дийа посвящать учеников в любой изорденов становится понятным даже на интеллектуальном уровне. Утверждение онесостоятельности подражателей, сосредоточившихся на нескольких техническихприемах, также становится более ясным и понятным. 2. Связь между практическими философиями древности и наших днейвыступает как базирующаяся на единстве знания высшего уровня, а не навнешних деталях. Этим объясняется, почему среди учеников мусульманина Румибыли и христиане, и зороастрийцы, и приверженцы других религий; почемувеликий суфийский "невидимый учитель" Хызр считается иудеем; почемумонгольский князь Дара Шико опознал следы суфийских учений в индусскихВедах, сам оставаясь членом ордена Кадирийа; и каким образом Пифагор иСоломон могут быть названы суфийскими учителями. Таким образом не толькостановится очевидным понимание факторов развития, лежащих в основеэволюционной философии Руми или "христианства" Халладжа, но и объясняется,почему суфии признают членами своего братства некоторых алхимиков и почемуИисус, действительно, в некотором смысле считается стоящим во главе всехсуфиев. Однако значение вышеизложенной информации этим не исчерпывается.Каждому, кто думает о серьезном изучении суфизма, следует запомнить, что всеформулировки, упражнения Ордена, приемы, которые он изучает вне стен школысуфиев, представляют собой внешний покров интенсивного процесса обучения,явного или скрытого, который может предстать в одной из бесчисленных форм.Вследствие этого он не в состоянии с полным основанием решить, что такие-тои такие-то суфийские принципы или упражнения привлекают его и,следовательно, полезны ему, а другие нет. Привлекательны они или нет, этипринципы и упражнения являются рабочими формами, через посредство которыхпроявляется и реализуется конкретное учение. Особенно в отношенииисторического материала, только подражатели (сколь бы благочестивы они нибыли) могут думать, что те или иные упражнения следует рекомендовать толькопотому, что их применял такой-то и такой-то учитель. Учитывая доктрину "времени, места и людей", суфийские упражненияпредставляют ценность: 1. Для тех, кто увлекается упражнениями. Это люди, ищущие самых обычныхпсихологических стимуляторов. Это не мистики и не метафизики, хотя они частосчитают себя таковыми. 2. В качестве информации, чтобы ознакомить возможных учеников сразнообразием и типами упражнений, используемых дервишами. 3. Для развития способностей индивидуума и группы, но только когда этиупражнения правильно предписаны школой суфиев, действующей в обществе, ккоторому принадлежит боль-шинство ее последователей. Чтобы извлечь пользу изписьменных материалов, читателю абсолютно необходимо изучать труды по теориии практике суфизма, твердо усвоив смысл вышеизложенных пунктов. Дошедшие до наших дней ордены дервишей первоначально были основаны сцелью упорядочить и сделать доступными для избранных кандидатов специальныеметоды, разработанные основателем каждого ордена. Те ордены, которые широко известны на Востоке, включая Четыре ГлавныхОрдена, материалы о которых приводятся ниже, утвердили свою практику ичленство в наши дни исключительно на базе восточной культуры и религииислама. Обучение в этих орденах в наше время предоставляется исключительномусульманам.

ОРДЕН ЧИШТИЙА







Ходжа (Мастер) Абу Исхак Чишти, "Сириец", родился в начале десятогостолетия. Он был потомком пророка Мухаммада и свое "духовное происхождение"возводил к внутренним учениям семьи Хашим. Его последователи являютсябоковой ветвью цепи учите-лей, ставших впоследствии известными под названиемНакшбандийа ("Чеканщики"). Община Чиштийа, зародившись в местечке Чишт в Хоро-сане,специализировалась на применении музыки в своих упражнениях. Бродячихдервишей ордена называли "чист" или "чишт". Они обычно заходили в города ивдохновенными мелодиями и ритмами, с помощью флейты и барабана, собираливокруг себя людей, чтобы рассказать им историю или легенду, обладавшуюпосвящающим значением. Следы этой фигуры можно обнаружить даже в Европе, в виде испанского"шисту" с почти идентичной одеждой и инстру-ментами -- род странствующегошута. Возможно даже, что приводимая в западных словарях этимология слова"jeater" ("шут") от латинского "gerere" ("делать"), есть лишь плод фантазиии что оно произошло от афганского "чисти". Как и в случае других суфийских орденов, отточенная методология"чиштов" скоро оказалась сведена к упрощенной любви к музыке, иэмоциональное возбуждение, вызываемое музыкой, стало приниматься за"духовный опыт". Наиболее прочный след "чишти" оставили в Индии. В течение последнихдевяти столетий их музыканты были в высочай-шем почете на всем огромномсубконтиненте. Приводимые отрывки характеризуют обучение и традицию ордена Чиштийа.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Абу Исхак аш-Шами Чишти рассказывал: "Однажды мой учитель, ходжа Хубайра, взял меня с собой на прогулку погороду. Какой-то человек верхом на осле не захотел уступать нам дорогу на узкойулочке, и поскольку мы не слишком поспешно освобождали путь, он извергнул нанас потоки проклятий. -- Да будет он наказан за такое бесстыдство, -- кричали люди изсоседних домов. Ходжа сказал мне: -- До чего же люди ограничены! От них ускользает истин-ный ход событий.Они усматривают только один вид причины и следствия, тогда как иногдаследствие, как они его называют, предшествует причине. Я был озадачен и спросил его, что он имел в виду. -- Да ведь, -- ответил он, -- человек этот уже понес наказание за своетеперешнее поведение по отношению к нам. Прошлый четверг он обратился спросьбой принять его в ученики к шейху Адами, но ему было отказано. Лишькогда он поймет причину отказа, сможет он вступить в круг избранных. До техпор он будет вести себя, как сегодня".

САД

Давным-давно, в те времена, когда наука и искусство садоводства еще небыли известны людям, жил садовник-учитель. Он не только знал все свойстварастений, их питательные, лечебные и эстетические достоинства, но ему такжебыло даровано знание Травы Долголетия и он жил на свете многие сотни лет. В течение многих поколений посещал он сады и обрабаты-ваемые земли повсему миру. В одном месте он разбил чудесный сад и обучил людей уходу за ними даже теории садоводства. Но привыкнув к тому, что некоторые растениядавали всходы и цвели каждый год, люди скоро забыли, что другие растениянуждаются в сборе семян, что некоторые размножаются черенками, а другимнеобходим дополнительный полив и так далее. В результате сад постепеннодичал, люди же стали считать его наилучшим садом, какой только возможен наземле. Неоднократно предоставлявший этим людям возможность учиться садовник вконце концов прогнал их и нанял другую группу работников. Он предупредил их,что если они не будут содержать сад в порядке и изучать его методы, то будутнаказаны. Но и они забыли об этом, и, отличаясь леностью, ухаживали толькоза теми плодами и цветами, выращивание которых не требовало особого труда,допустив то, что все остальные растения погибли. Время от времени к нимприходил кто-то из первых учеников и говорил: "Вам следует делать то-то ито-то". Но их прогоняли прочь, крича вслед: "Это вы отошли от истины в этомвопросе". Но садовник-учитель не отступал. Где только мог, он закладывал новыесады, однако все они были далеки от совершенства за исключением того, закоторым ухаживал он сам со своими главными помощниками. Так как сталоизвестно, что на свете много садов и даже много методов садоводства, люди изразных садов начали посещать другие сады, одобрять, критиковать, спорить.Писались книги, проводились съезды садовников, садовники ввели между собойразные степени, соответствовавшие тому, что они принимали за истинныйпорядок старшинства. Как повелось у людей, затруднение садовников состоит в том, что онислишком легко увлекаются внешним. Они говорят: "Мне нравится этот цветок",-- и хотят, чтобы он так же нравился и всем другим. Но цветок этот, несмотряна свою привлекатель-ность или плодовитость, может оказаться сорняком,удушающим другие растения, лекарственные или пищевые, необходимые дляподдержания и сохранения и людей, и сада. Среди этих садовников есть такие, которые предпочитают растения одногоопределенного цвета. Их они называют "хорошими". Другие заботятся только орастениях, отказываясь следить за дорожками, воротами и даже оградами. Когда в конце концов древний садовник умер, он оставил человечествусовершенное знание о садоводстве, рассеянное среди людей, понимающих его всоответствии со своими способностями. Таким образом, как наука, так иискусство садоводства, наподобие разделенного наследства, запечатлелись вмногочисленных садах, а также в некоторых их описаниях. Люди, выросшие в том или ином саду, обычно настолько глубоко впитываютв себя как сильные, так и слабые стороны данного мировосприятия, что им ужепочти невозможно -- как бы они ни пытались -- понять, что им нужно вернутьсяк исходной идее "сада". Они же, в лучшем случае, обычно лишь допускают,отвергают, воздерживаются от оценки, либо ищут то, что они воображают общимифакторами. Время от времени появляются истинные садовники. Но на свете так многополусадов, что, слушая описания истинного сада, люди заявляют: "О, да. Выговорите о том саде, какой у нас уже есть, или какой мы представляем себе".Но и имеющиеся, и воображаемые ими сады все несовершенны. Истинные знатоки, которым не под силу переубедить псевдо-садовников,общаются преимущественно друг с другом, внося в тот или иной сад что-то изобщего фонда, что позволяет ему до некоторой степени сохранить своюжизнеспособность. Они часто вынуждены прибегать к переодеванию, ибо люди, желающие у нихучиться, редко сознают, что садоводство -- это искусство или наука, лежащаяв основе всего, что им доводилось слышать раньше. Так, они задают вопросытипа: "Как мне на этом луке получить более красивый цветок?" Истинные садовники могут работать с ними, потому что иногда возможносоздавать истинные сады на благо всего челове-чества. Они сохраняютсянедолго, но только благодаря им возможно действительное изучение и усвоениезнания, и люди могут прийти и увидеть, что такое сад на самом деле.

ОБЩИНА СУФИЕВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.