Сделай Сам Свою Работу на 5

В чем состоит назначение рельсов и каковы их основные размеры? Что такое рельсовые скрепления?





Рельсы предназначены для направления движения колес подвижного состава, восприятия нагрузки от него и передачи ее на шпалы. Кроме того, на участках с автоблокировкой рельсы служат проводниками сигнального тока, а при использовании электротяги – проводниками обратного тягового тока.

Рельсы должны быть прочными, долговечными, износоустойчивыми, твердыми и в то же время нехрупкими, так как они воспринимают ударно-динамическую нагрузку. Их изготавливают из высокопрочной углеродистой стали.

В зависимости от массы и поперечного профиля рельсы подразделяют на типы: Р50, Р65 и Р75. Буква «Р» означает рельс, а число – округленное значение массы, кг, одного погонного метра рельса. Выбор типа рельсов зависит от грузонапряженности линии, нагрузок и скоростей движения поездов.

Поскольку наибольшее воздейст­вие на рельс оказывает вертикальная нагрузка, стремящаяся изогнуть его, рациональной формой рель­са считается двутавровая (рис. 4.5), одновременно обеспечивающая и меньший расход ме­талла.

Рельсы выпускают стандартной длины 25 м. Кроме того, для укладки в кривых изготавливают укороченные рельсы длиной 24,92 и 24,84 м. В качестве уравнительных рельсов для бесстыкового пути и в зоне укладки стрелочных переводов используют рельсы преж­ней стандартной длины 12,5 м и укорочен­ные длиной 12,46; 12,42 и 12,38 м.



Срок службы рельсов определяется числом тонн брутто проследовавшего по ним груза до их перекладки и в среднем для рельсов Р65 составляет 500 млн. т, а для Р50 – 350 млн. т. Срок службы рельсов Р75 примерно на 30 % больше, чем у рельсов Р65. После истечения срока службы, рельсы снимают, сортируют, ремонтируют и вновь укладывают в путь, но на менее напряженные участки пути. Таким образом, срок службы рельсов продлевается.

Кроме того, продление срока службы рельсов достигается комплексом взаимосвязанных мер: увеличением их массы, повышением качества рельсовой стали, ее термоупрочнением и легированием, совершенствованием поперечных профилей рельсов, улучшением условий их работы посредством создания бесстыковых путей, шлифования поверхности качения, нанесения смазки на боковую рабочую грань головки рельса в кривых и др.



Рельсовый путь представляет собой две непрерывные рельсовые нити, расположенные на определенном расстоянии одна от другой благодаря креплению рельсов к шпалам и отдельных рельсовых звеньев друг к другу. Рельсы соединяют со шпалами с помощью промежуточных скреплений, которые обеспечивают неизменную ширину колеи и необходимый уклон рельсов, не допускают их продольного смещения и опрокидывания. Существует три основных типа промежуточных скреплений: нераздельные, смешанные и раздельные.

При нераздельном скреплении (рис. 4.6, а) рельс и подкладки, на кото­рые он опирается, крепят к шпалам одними и теми же костылями и шурупами. При смешанном скреплении (рис. 4.6, б) подкладки, кроме того, крепят к шпалам дополнительными костылями. Достоинства такого скрепления – простота конструкции, небольшая масса, легкость зашивки, перешивки и разборки пути. Однако такое скрепление не гарантирует постоянства ширины колеи и способствует механическому изнашиванию шпал.

При раздельном скреплении рельс соединяют с подкладками клеммами и клеммными болтами, а подкладки крепят к шпалам болтами или шурупами. Достоинствами раздельного скрепления являются возможность смены рельсов без снятия подкладок, большое сопротивление продольным усилиям, обеспечение постоянства ширины колеи, поэтому раздельное скрепление широко применяется, хотя оно несколько дороже и сложнее по конструкции скреплений других видов. Кроме того, раздельное скрепление не требует дополнительного закрепления пути для предотвращения его угона. Вид раздельного клеммно-болтового скрепления для железобетонных шпал приведен на рис. 4.7. Существуют и другие виды раздельных скреплений.



Рельсовые звенья соединяют друг с другом с помощью стыковых скреплений, основными элементами которых являются накладки, болты с гайками и пружинные шайбы (рис. 4.8). Стыковые накладки предназначены для восприятия в стыке изгибающих и поперечных сил. Накладки изготавливают из высокопрочной стали и подвергают закалке.

С изменением температуры длина рельсов меняется, поэтому между их торцами оставляют зазор, наибольшая величина которого во избежание сильных ударов колес подвижного состава не должна превышать 21 мм.

На линиях с автоблокировкой на границах блок-участков применяют изолирующие стыки, препятствующие прохождению электрического тока от одного из соединяемых рельсов к другому. Изоляцию обеспечивают с помощью металлических объемлющих накладок, устанавливая прокладки и втулки из фибры, текстолита или полиэтилена. В зазор между рельсами помещают изолирующую прокладку. Другой способ изоляции – клееболтовой, когда прокладки из стеклоткани и болты с изолирующими втулками соединяются с помощью эпоксидного клея в монолитную конструкцию.

На линиях с электрической тягой и автоблокировкой для беспрепятственного прохождения тока через стык устанавливают специальные стыковые соединители в виде стального или медного троса приваренного к головке рельса.

При движении подвижного состава может происходить продольное перемещение рельсов по шпалам или вместе со шпалами по балласту, называемое угоном пути. В случае, когда конструкция рельсовых скреплений не обеспечивает надежного закрепления рельсов от угона применяют противоугоны.

Стандартные пружинные противоугоны представляют собой пружинную скобу, защемляемую на подошве рельса и упирающуюся в шпалу.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.