Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение и сензитивные периоды развития психики ребенка. Сензитивные периоды развития речи, воспрития,воображения.

Понятие конфликта. Виды,структура конфликта. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе взаимодействия, заключается в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.Виды конфликтов :По действию на функционирование группы: Конструктивные (функциональные) конфликты - приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.По содержанию: Реалистические -вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.Нереалистические -имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
По характеру участников
: Внутриличностный конфликт—не согласованы потребности, мотивы ценности, чувства и т. д. Чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, хороший семьянин (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), должен вечера проводить дома, а положение руководителя обязывает задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства. Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта (причины не только субъективные - не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей, чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах.(конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства).
Межгрупповой конфликт —между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. (между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом).



  • + Социальный конфликт,Межклассовый конфликт,Внутриорганизационный конфликт,Межэтнический конфликт,Педагогический конфликт.

Структура конфликта- каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру :объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. Пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

  • Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:Настойчивость (принуждение) -заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, независимо от мнений и интересов других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонамиУход (уклонение)- стремится уйти от конфликта ( уместно, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта).Приспособление (уступчивость),-отказ от собственных интересов.(уместно, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной).Компромисс- одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени.(поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности и стать причиной новых конфликтов).Сотрудничество- участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
  • К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром:-определить проблему конфликта в общих чертах, составить диаграмму распределения нагрузки; выяснить, кто вовлечён в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты позволит:ограничить дискуссию определёнными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;создать возможность совместного обсуждения проблемы, возможность высказать свои требования и желания;уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;создать атмосферу эмпатии, то есть возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;поискать новые пути разрешения конфликта.

 

Взаимосвязь обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития»

Источником психич.разв-я является деятельность. Освоение различных видов деятельности неразрывно связано с обучением.Маленького ребенка учат есть ложкой,пить из чашки ,т.е. манипулировать предметами.Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения,разнообразные навыки и знания. При неприкращаемся личностном росте учение продолжается всю жизнь.Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития. Может случиться и так,что оно будет бесполезно и даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития,а на возникающие, на зону ближайшего развития(Выготский). По В., ЗБР-это разница между уровнем актуального умственного развития ребенка (то, что ребенок может сделать самостоятельно) и уровнем возможного развития ( с помощью взрослого). ЗБР характеризует потенциальные возможности ребенка.

Обучение и сензитивные периоды развития психики ребенка. Сензитивные периоды развития речи, воспрития,воображения.

Закономерности психич. развития(Выготский):

1.Цикличность-каждый возраст имеет свой ритм/темп(возраста неравнозначны по своему потенциалу-месяц развития в младенчестве неравнозначен месяцу в подростк. возр.). 2.Неравномерность-разные стороны личности(в т.ч. и психические функции) развиваются неравномерно(есть периоды,благоприятные для развития определенной функции-периоды сензитивного развития: речь-ранний возраст.)3. Метаморфозы-развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а качественное преобразование. Психика ребенка на каждой возрастной ступени качественно отличается от предыдущ. и последующ.4.сочетание революции и эволюции-то, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (научившись говорить, ребенок перестает лепетать)

Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственнейшей зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в зоне его ближайшего развития-то, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого

Сензитивные периоды развития.
Для обучения существует нижняя и верхняя оптимальные границы.
Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются, с точки зрения развития, вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка.Для того чтобы началось обучение и воспитание, необходимо, чтобы какие-то особенности ребенка, какие-то его качества и свойства созрели уже до известной степени. Вот чем и объясняется то явление, что слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы, теряет возможность их организовать, поправить известным образом и т. д.
Сенситивные периоды развития - это наиболее благоприятное время (качественный скачок) для развития той или иной функции, той или иной способности человека (речь, мышление,воображение). В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования). Понятие сенситивных периодов и зоны ближайшего развития были введены Л.С.Выготским , который описывал их как "поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса", как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер".

Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и зависит от внутренней (биологической) готовности, от тех стимулов, которые он получает для развития из семьи, окружения, впечатлений и занятий. Примерное время крупных сенситивных периодов развития по статистике у большинства детей наступает в определенные годы. Это связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С.Выготский выделял в качестве основных периодов возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.