Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Работающие в организациях люди различны между собой.
Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются.
Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом.
Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами.
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно уст ранить.
Конфликт - столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.
Функции конфликтов
Позитивные
| Негативные
| разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
| большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
| получение новой информации об оппоненте
| увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
| сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом
| представление о побежденных группах, как о врагах
| стимулирование к изменениям и развитию
| чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
| снятие синдрома покорности у подчиненных
| после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
| диагностика возможностей оппонентов
| сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”)
|
Типы конфликтов
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.
1) Первый - это конфликт целей.
В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
Существует много методов разрешения таких конфликтов.
2) Второй - это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.
3) Третий - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.
Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения де взаимодействия.
Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации.
Однако нам известно, что этого не удалось осуществить на практике.
Бихевиористская, а затем и современная школы управления установили, что в большинстве организаций конфликты могут иметь и конструктивные начала.
Многое зависит от того, как конфликт управляется.
Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен.
Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения.
Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения.
Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы.
Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса.
Это, в свою очередь, ведет к снижению мора ли и сплоченности.
Разрушаются коммуникационные сети.
Решения принимаются в условиях открытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой.
Организация может, как говорят, распадаться на глазах.
Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей.
Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы.
Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга.
В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в сущёствующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме.
Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.
Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации.
Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что та кого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект визирование документов в разных службах и отделах - один из таких случаев.
С точки зрения эффективности принятия решений:
- функциональный
- дисфункциональный
Функциональный – ведёт к повышению эффективности организации.
Дисфункциональный– приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности принятия решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|