Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет 16. Эпос как литературный род





"Эпос - самое важное явление." В эпоху коллективного существования человека рождается эпос. Гомеровский эпос и выражал коллективность.Эпос -тезис -объективный мир. Теория Мимесиса: 1) Подражать можно, рассказывая о событии как о чём-то отдельном от себя, как Гомер ( об эпосе). Эпос от 3-его лица. Эпос ( слово о событиях) –рассказ –повесть - эпопея (связана с преданием национального, национальное героическое прошлое). Строится на памяти. -роман (в эпоху Ренессанса) обращён к настоящему. Герои с фамильярным характером. Эпос строится на повествовании ПЕРСОНАЖИ И ИХ СИСТЕМА В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Персонаж - объект художественного познания: воплощение в человеческой индивидуальности общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей. «Персонажи художественного произведения — не просто двойники живых людей, — отмечал Б. Брехт, — а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора». В образах персонажей рельефно и ярко воплощается содержание эпических и драматических произведений, это — первичная сторона их формы, во многом определяющая и сюжет,и подбор деталей, и речевые средства. ПРИМЕР:Описание в последней главе «Илиады» горя Приама, хоронящего своего сына Гектора, — это одно из глубочайших проникновений античной литературы в мир человеческих переживаний. А вместе с тем психологизм, в современном смысле этого слова, здесь отсутствует. О силе отцовского горя свидетельствуют поступок Приама, не побоявшегося ради выкупа тела Гектора отправиться в стан ахейцев, к Ахиллу, слова самого героя о постигшей его беде («Я испытую, чего на земле не испытывал смертный»), стенания Приама, проливаемые им слезы, о которых говорится неоднократно, пышность похорон, завершивших девятидневное оплакивание Гектора. Не «диалектика» переживаний выявляется здесь. В гомеровской поэме с максимальной целеустремленностью запечатлевается о д н о чувство — чувство отцовского горя, предельное в своей силе и ярости. (НЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО) Психологизм Толстого и Достоевского — это выражение интереса к текучести характера, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности, к умонастроениям и помыслам, которые часто не воплощаются в поступке, в индивидуальной и социальной судьбе. В персонажах этих писателей таятся какие-то значительные духовные возможности, осуществляемые далеко не сразу или не осуществляемые вовсе. ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ В эпическом роде литературы, как отмечалось, решающую роль играет повествование, т. е. рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». Напомним суждение Аристотеля: эпический поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование, говоря иначе, — это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. Повествование знаменует обращение к прошлому и в тех случаях, когда оно ведется кем-либо из персонажей. Так, в последних трех частях романа «Герой нашего времени» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») Печорин выступает одновременно и в качестве центрального персонажа и в роли повествователя (автора дневника). И, как это всегда бывает в эпических произведениях, наблюдается дистанция между первым и вторым: Печорин действует как «герой» собственных записок и анализирует происшедшее в качестве автора дневника. порой оно обретает форму настоящего времени. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования — одно из важных свойств эпической формы. Наряду с повествованием в эпопеях и романах, повестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющихся событий и фактов.Описания природы, наружности персонажей и бытового уклада их жизни в какой-то мере сближают эпический род литературы с живописью и графикой. Хотя изображение предметов в их статике, как показал Лессинг, не доминирует в словесном искусстве, тем не менее в эпических произведениях оно весьма существенно. К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Достоевского и Л. Толстого: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними. С помощью повествования, описаний, авторских рассуждений и высказываний персонажей жизнь в эпических произведениях осваивается свободно и широко. В одних случаях писатель воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины. И читатель имеет дело со сценическим эпизодом рассказа, повести или романа, в составе которых поведение героев тщательно детализируется. Подобным эпизодом является, например, изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах «Войны и мира» Л. Толстого. В других случаях автор, напротив, сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Таким эпизодом является глава «Войны и мира», посвященная укладу московской жизни старого князя Болконского и его дочери. На протяжении нескольких страниц изображен весьма длительный период — целая зима. КОМПОНЕНТЫ ПРЕДМЕТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В эпопеях и романах, повестях и новеллах изображаются прежде всего поступки персонажей. Возрастание в романах и повестях роли сценических эпизодов нередко называют «драматизацией» эпического рода литературы. Эпическая форма, как видно, позволяет художнику слова проникать в тайники человеческой души. Здесь могут воспроизводиться (с помощью внутренних монологов персонажей и авторских психологических характеристик) такие стороны сознания людей, которые никак не проявляются в их наружности и поведении. ! Во многих ранних эпических произведениях место и время развертывающихся событий обозначалось суммарно и отвлеченно («в незапамятные времена», «при царе Горохе», «в некотором царстве», «за тридевять земель»). В литературе XVIII—XX вв. пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ПЕРСОНАЖАМ Эпическое повествование всегда ведется от чьего-то лица. В эпопее и романе, сказке и новелле прямо или косвенно присутствует повествователь — своего рода посредник между изображенным и слушателем (читателем), свидетель и истолкователь происшедшего. Читатели далеко не всегда получают сведения о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том, когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах. В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему «видение мира» и способ мышления.Рассказчик часто является одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитанской дочке», Иван Васильевич в рассказе Л. Толстого «После бала»). К тому же объем текста эпических произведений практически неограничен. Этот род литературы включает в себя как короткие рассказы (юмористика раннего Чехова, новеллы О’Генри), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: многотомные эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Эпический род литературы как бы концентрирует в себе те возможности художественного познания действительности, которыми в большей или меньшей степени обладают и иные виды искусства. Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп художественных произведений, которые бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи.







 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.