Сделай Сам Свою Работу на 5

Последний год старого мира





Далекие зеркала: 1913–2013

22 января 2013

Андрей Фурсов

В синусоиде русской истории можно найти подсказку, что делать с нашим Временем

«Хотел бы я, чтобы это случилось не в мое время», — сказал Фродо. «Я тоже, — сказал Гэндальф. — И многие из тех, кому выпадает жить в такие времена. Но это не им решать. Все, что мы можем, — это решить, что делать со временем, в которое живем».

Дж.Р.Р. Толкин «Властелин колец»

Большую эпоху затеял нам 1913 год. В 1913-м были завязаны многие узлы истории. Одни из них незаметно, но чаще с кровью разрубались, другие затянуты до сих пор, будь то Ближний Восток, Германия или Россия; третьи не распутаны и поныне, а по мне так их лучше вообще не трогать. Ситуация 1913 года, при всей ее внешней несхожести с годом 2013-м, чем-то неуловимо напоминает наши дни, а потому внимание к ней, к ее узлам, к тому, как они завязывались и развязывались, может оказаться небесполезным.

Наступил 2013 год, который окрестили годом Змеи (как будто мы китайцы и живем по их календарю). Год еще ничем себя не отметил — не успел. Но с точки зрения столетних юбилеев этот год весьма символичен. Речь идет о столетии, которое прошло с 1913 года — последнего года перед Первой мировой войной. А точнее, перед Большой войной ХХ века, которая закончилась в 1991 году разрушением СССР, красной России — единственной из четырех евразийских (европейских) империй, которую поджигателям войны — англосаксам по обе стороны Северной Атлантики — не удалось уничтожить, хотя в какой-то момент, казалось, почти удалось. Но пришлось ждать до 1991 года, когда очередное поколение российских продавшихся и простаков грохнули собственную страну, как это уже произошло однажды в феврале 1917-го.



2013-й, который пришел за так и не наступившим концом света в 2012-м, — хороший повод порассуждать на самые разные темы. Например, как Россия начала ХХ век и Россия/РФ начала XXI век — подобия и отличия, мир начала прошлого столетия и мир начала нынешнего, механизм подготовки Первой мировой войны, то есть дебюта Большой войны ХХ века, борьба глобалистского и имперского принципов, определившая и эту «длинную» войну, и историю «короткого» (1914–1991 гг.) ХХ века, и многое другое. Перекличка эпох — интересная штука: порой удается услышать-подслушать то, что скрывают, и понять, что именно нужно прочесть между строк истории.



Последний год старого мира

1913 год был последним годом Старого мира. Таким, каким мир был до 1914 года, до начала мировой войны, ему уже не суждено было стать никогда: век вывихнулся, и никто его не вправил. Консервативные тридцатые, последовавшие за революционными двадцатыми, лишь внешне и отчасти прозвучали репликой довоенного мира. Символично, что 11 января 1913 года по Лондону в последний раз проехал омнибус, запряженный лошадьми. Он отбывал в прошлое вместе со старым миром, большая часть которого жила в «гордой башне» и никак не ожидала услышать грохот «августовских пушек»*. По иронии истории именно в 1913-м Марсель Пруст романом «По направлению к Свану» начал издавать свой 16-томный цикл «В поисках утраченного времени». Это утраченное время старого мира, «время-1913» уже никогда не удастся найти и вернуть. «Весна священная» Стравинского, впервые прозвучавшая в 1913-м, была своего рода опережающей реакцией на приход совсем другого мира, возвещая хмурое утро реального ХХ века — кроваво-оргиастического, разглядываемого хищным глазом с вершины пирамиды.

Для России 1913 год особенно важен. Во-первых, для многих живших тогда это была значимая властно-династическая дата — 300 лет дома Романовых, год подведения трехвековых итогов. Празднования начались в четверг, 21 февраля, день этот был объявлен нерабочим, его отметили 21 пушечным выстрелом и молебном в Казанском соборе. Торжества растянулись чуть ли не на весь год. Праздновали — и не видели знаков на стене, захваченные синдромом «Сидония Аполлинария». Инстинкт не подсказывал им, что скоро явится черный человек, причем не есенинский, из зеркала и с тростью, а лермонтовский — страшный и с булатным ножом в руке. Высший класс России предпочитал наслаждаться. Как сказано в Коране, «пусть наслаждаются — потом они узнают» (часто употреблявшийся имамом Хомейни по отношению к верхушке шахского Ирана 66-й аят 29-й суры).



Торжества Романовых затмили или почти затмили другие события 1913 года: «мертвую петлю» в исполнении Петра Нестерова (27 августа), столетие торговой династии Елисеевых (22 октября), дело Менделя Бейлиса (в суде рассматривалось 26–29 октября), первый полет «Ильи Муромца» И. Сикорского (10 декабря), публикацию «Петербурга» Андрея Белого и многое другое.

Начав праздновать 300-летие своей династии, Романовы и представить не могли, что История изогнется лентой Мёбиуса и что февральский переворот 1917 года прекратит правление династии, которая пришла к власти в результате февральского переворота 1613 года: казаки и еще кое-какие силы, спрятавшиеся за потешное и нелегитимное собрание, провозглашенное ими Земским собором, провозгласили царем Михаила, который на тот момент юридически был подданным Владислава и целовал ему крест.

Еще более трагическим вывертом времени стала симметрия слезы невинно убиенного ребенка. Часто забывается, что правление династии Романовых началось с казни, а точнее, с убийства путем повешения 4-летнего ребенка — Воренка, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II (по крайней мере, официально; настоящим отцом, скорее всего, был Иван Заруцкий). Романовы убирали того, кто некими силами считался претендентом на престол. Иными словами, у основания (в прямом и переносном смысле) династии Романовых — слезинка и кровь ребенка, чужого. А в конце их пути, «в конце дороги той», где «плаха с топорами», — слезинка и кровь уже и своего ребенка, расстрелянного. В конце — то же, что и в начале. Тут поверишь и Трисмегисту, и в мистику истории, и в тяжелую карму. И произойдет этот расстрел (я не разбираю, где и когда конкретно, в любом случае в 1918 году, но с большей вероятностью не летом, а уже после революции в Германии и свержения кайзера) всего лишь через 5 лет после торжеств 1913 года. Есть и другие интригующие параллели: например, фальшивый патриарх в начале правления династии и фальшивый маг, колдун в конце.

Во-вторых, по показателям именно 1913 года впоследствии оценивались достижения царской России, с ними сравнивались достижения СССР. С этой точки зрения сегодня интересно сравнить «достижения» РФ, которой в этом году стукнет 22, с показателями Российской империи, которую с ее царями так любит «либеральная» власть и обслуживающая ее «либеральная» «интеллектуха», ощущающие классовое родство с дореволюционным режимом. Сравнение это явно не в пользу РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.