|
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция
| Ее сущность
| Гуманизация
образования
| Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
| Гуманитаризация образования
| Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
| Интернационализация процесса образования
| Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
| Компьютеризация процесса образования
| Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
|
Виды образования:
1. Дошкольное (детские сады);
2. Общее (школы, гимназии, лицеи):
-основное общее (неполное среднее) – 5-9 кл.;
-среднее (полное общее) – 10-11 кл.
3. Профессиональное:
-начальное (ПТУ, училища);
-среднее (проф. лицеи, техникумы, проф. колледжи);
-высшее (ВУЗы);
-послевузовское (аспирантура, ординатура)
Религия (главный признак – вера в сверхъестественное)
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
-вера в сверхъестественное (в Бога);
-совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
-одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Атрибуты религиозного культа
Объект
| Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни
| Субъект
| Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид
| Средства культовой деятельности
| Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, ман-дала и т. п.)
| Способы
| Складывающиеся нА основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать
|
Ранние формы религии
Форма религии
| Ее сущность
| Тотемизм
(англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род»)
| Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
| Анимизм (от лат. anima — душа, дух)
| Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы:
-шаманство (особые люди – посредники между богами и людьми);
-спиритизм (вера в посмертное существование души)
| Фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь)
| Религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата
| Магия
| Действия и обряды для сверхъестественного воздействия на окружающий мир
| Политеизм
| Многобожие
| Монотеизм
| Единобожие
|
Религии в современном мире
Родоплеменные
| Национально-государственные
| Мировые
| примитивные верования, сохранившиеся по сей день
| составляют основу религиозной жизни отдельных наций: -иудаизм,
-индуизм
| 1. Буддизм
2. Христианство:
-католицизм,
-православие,
-протестантизм
3. Ислам:
-суннизм,
-шиизм
| Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
—
| Факторы, способствующие образованию церкви
|
|
|
|
|
|
|
Общее вероучение
|
| Церковь как социальное явление
|
| Система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих
|
|
| Религиозная деятельность
|
|
| Культовая | Внекультовая
|
Функции религии
Наименование функции
| Ее содержание
| Мировоззренческая
| Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание
| Компенсаторная (терапевтическая)
| Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
| Коммуникативная
| Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.
|
Регулятивная
| Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
| Интегрирующе-дезинтег-рирующая
| Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
| Культуро-транслирующая
| Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
| Легитимирующе-разлегити-мирующая
| Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)
|
Мировые религии
Линии сравнения
| Буддизм
| Христианство
| Ислам
| 1. Этимология
| От санскр.«будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию
| От гр. Chri-stos —
Мессия
| Араб. букв, предание себя воле Бога, покорность
| 2. Время и место зарождения
| VI—V вв. до н. э. Индия
| I в. н. э. Восточные провинции Римской империи
| Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров
| 3. Территория, на которой проживают исповедующие религию
| Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия
| Преимущественно Европа и Северная Америка
| Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа
| 4. Источники вероучения
| Типитака («Три корзины»)
| Библия
| Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство
| 5. Основы учения
| Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо
| Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид
| Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.
|
5. Основы
| в противном слу-
|
| Требуя от ве-
| учения
| чае возрастают
|
| рующих покор-
|
| вражда и страда-
|
| ности Аллаху,
|
| ние
|
| предписывает
|
|
|
| такую же по-
|
|
|
| корность зем-
|
|
|
| ным властям
| 6. Кол-во после-дователей
религии
| Ок. 500 млн. человек
| 2 млрд. человек
| Ок. 1,5 млрд. человек
|
Признаки мировых религий:
1. Огромное число последователей по всему миру; 2.Эгалитарность (проповедование равенства всех перед Богом);
3. Пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру);
4. Космополитичность (меж- и надэтнический характер)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|