|
Функции современной науки
Духовная жизнь общества
Культура (в широком смысле) – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура (в узком смысле) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
-технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
-деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
-ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
|
| Культура
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | Материальная культура
| Духовная культура
| Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
| Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
| | | | | | | |
Критерий деления
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями
Основные функции культуры
Наименование функции
| Ее содержание
| Познавательная
| Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
| Оценочная
| Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
| Регулятивная (нормативная)
| Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
| Информативная
| Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
| Коммуникативная
| Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
| Социализации
| Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
|
Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Элементы духовной сферы жизни общества:
мораль, наука, искусство, религия, право, образование
Типология культуры
Основа классификации
| Типы культуры
| Связь с религией
| Культуры религиозные и светские
| Региональная принадлежность
| Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
| Регионально-этническая особенность
| Русская, французская и т. д.
| Принадлежность к историческому типу общества
| Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества
| Хозяйственный уклад
| Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
| Сфера жизни общества или вид деятельности
| Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры
| Связь с территорией
| Сельская и городская культуры
| Специализация
| Обыденная и специализированная культуры
| Уровень мастерства и вид аудитории
| Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
| Формы культуры:
По предназначению
Элитарная
| Народная
| Массовая
| Универсальная
| -сложная по содержанию и трудная для восприятия; -адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества
| -создается анонимными творцами-непрофессионалами;
-адресована народу
| -адресована всем без различия классов, пола, расы, т.е. массам в обществе потребления
| -понятна всем. Независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и социальных ролей
|
По охвату людей
Доминирующая
| Субкультура
| Контркулътура
| Культура большинства населения (господствующие духовные ценности)
| Культура социальной группы (малые культурные миры):
-молодежная;
-профессиональная;
-возрастная;
-криминальная
| Субкультура, противостоящая доминирующей:
-секты;
-хиппи;
-битники
|
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
| Негативное
| • Утверждает простые и понятные представления о мире людей.
• Ее произведения непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью, что соответствует нашему времени.
• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
• Имеет свои вершины — произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
| • Снижает общую планку духовной культуры общества.
• Ведет к стандартизации и унификации образа жизни и образа мыслей миллионов людей.
• Рассчитана на пассивное потребление.
• Насаждает мифы в сознании людей.
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
|
Средства массовой информации
1. Совокупность всех каналов передачи информации:
-печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.);
-радио;
-телевидение;
-кинематограф;
-видео;
-Интернет.
2. Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации:
-заметка;
-интервью;
-репортаж;
-отчет;
-корреспонденция;
-комментарий;
-обозрение;
-беседа;
-ток-шоу;
-пресс-конференция;
-анкета;
-очерк;
-эссе;
-интерактивный опрос;
-фельетон;
-памфлет.
Функции СМИ
Наименование функции
| Ее содержание
| Коммуникативная
| Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию
| Непосредственно-организаторская
| Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
| Идеологическая (социально-ориентирующая)
| Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения
| Культурно-образовательная
| Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры
| Рекламно-справочная
| Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т. д.)
| Рекреативная
| Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия
|
Искусство(выражается в художественных образах)
Искусство (в широком смысле) — высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта.
Искусство (в узком смысле) – одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира.
Виды искусства (специфика языка, знаковой системы):
-архитектура (зодчество);
-живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр);
-скульптура (станковая, декоративная, монументальная);
-декоративно-прикладное искусство;
-литература (проза, поэзия);
-музыка;
-театр;
-цирк;
-балет;
-кино;
-фотоискусство;
-эстрада.
Функции искусства
Наименование функции
| Ее содержание
| Общественно-преобразующая
| Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
| Художественно-концептуальная
| Анализирует состояние окружающего мира
| Воспитательная
| Формирует личность, чувства и мысли людей
| Эстетическая
| Формирует эстетические вкусы и потребности человека
| Утешительно-компенсаторная
| Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
|
Предвосхищения
| Предвосхищает будущее
| Внушающая
| Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
| Гедонистическая (от греч. наслаждение)
| Доставляет людям удовольствие
| Познавательно-эвристическая
| Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке
|
Наука
Наука— форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Социальный институт со своей структурой и функциями
| Отрасль духовного производства
| Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов
| Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
| Система научных исследований
| Опытно-конст-руктор-ские изыскания
|
|
|
Основная продукция
|
|
Понятия, законы, теории
|
| | | | |
Основа классификация
| Виды науки
| Предмет и метод познания
| -точные науки (математика);
-технические науки (физика);
-естественные науки (химии, биология);
-общественные науки (история, экономика, философия);
-гуманитарные науки (психология)
|
«Удаленность» от практики
| -Фундаментальные науки: изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием основных структур природы, общества и мышления
-Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем
|
Особенности науки:
-отражает мир в понятиях, категориях, законах, истинность которых проверяется на практике;
-результат не бывает известен заранее, принципиально нетрадиционен и является приращением нового знания;
-глубоко проникает в суть явлений, носит теоретический характер, ориентация на поиск того, что не лежит на поверхности;
-принадлежит всему человечеству;
-работает для будущих поколений.
Функции современной науки
Наименование функции
| Ее содержание
| Культурно-мировоззренческая
| Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры
| Познавательно-объяснительная
| Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
| Прогностическая
| Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
|
Образование
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Функции образования
Наименование функции
| Ее содержание
| Профессионально-экономическая
| Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
| Социальная
| Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
| Культурно-гуманистическая
| Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей
| Политико-идеологическая
| Формирование в ОУ политической и правовой культуры личности
|
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:
-гуманистический характер образования;
-приоритет общечеловеческих ценностей; -право личности на свободное развитие;
-общедоступность образования;
-светский характер образования в государственных учреждениях;
-свобода и плюрализм в образовании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|