Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции современной науки





Духовная жизнь общества

Культура (в широком смысле) – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура (в узком смысле) — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

-технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

-деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

-ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

 

    Культура      
           
           
Материальная культура Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и яв­лений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средст­ва труда, коммуникация, культурно-бытовые соору­жения, производственный опыт, умения, навыки лю­дей и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и примене­нию: наука, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право и др.
             

Критерий деления



Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями

Основные функции культуры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию

 



Духовная жизнь общества - об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Элементы духовной сферы жизни общества:

мораль, наука, искусство, религия, право, образование

 

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Формы культуры:

По предназначению



Элитарная Народная Массовая Универсальная
-сложная по содержанию и трудная для восприятия; -адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества -создается анонимными творцами-непрофессионалами; -адресована народу -адресована всем без различия классов, пола, расы, т.е. массам в обществе потребления -понятна всем. Независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и социальных ролей

 

По охвату людей

Доминирующая Субкультура Контркулътура
Культура большинства населения (господствующие духовные ценности) Культура социальной группы (малые культурные миры): -молодежная; -профессиональная; -возрастная; -криминальная Субкультура, противостоящая доминирующей: -секты; -хиппи; -битники

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное Негативное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей. • Ее произведения непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью, что соответствует нашему времени. • Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке. • Имеет свои вершины — произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству • Снижает общую планку духовной культуры общества. • Ведет к стандартизации и унификации об­раза жизни и образа мыслей миллионов людей. • Рассчитана на пассивное потребление. • Насаждает мифы в созна­нии людей. • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Средства массовой информации

 

1. Совокупность всех каналов передачи информации:

-пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.);

-радио;

-телевидение;

-кинематограф;

-видео;

-Ин­тернет.

2. Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации:

-заметка;

-ин­тервью;

-репортаж;

-отчет;

-корреспонденция;

-комментарий;

-обозрение;

-беседа;

-ток-шоу;

-пресс-конференция;

-анкета;

-очерк;

-эссе;

-интерактивный опрос;

-фельетон;

-памфлет.

Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно-организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая (социально-ориентирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образовательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справочная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

 

Искусство(выражается в художественных образах)

Искусство (в широком смысле) — высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта.

Искусство (в узком смысле) – одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира.

 

Виды искусства (специфика языка, знаковой системы):

-архитектура (зодчество);

-живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр);

-скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная);

-декоративно-приклад­ное искусство;

-литература (проза, поэзия);

-музыка;

-театр;

-цирк;

-балет;

-кино;

-фотоискусство;

-эстрада.

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

 

Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Наука

Наукаформа духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

 

 

 

 

Социальный инсти­тут со своей струк­турой и функциями Отрасль духовного производства Особая система знаний (в форме научных представ­лений, понятий, теорий), приве­денная в целост­ную систему на основе определен­ных принципов
Особая система об­щественных орга­низаций, учрежде­ний, вырабатываю­щих, хранящих, распространяющих и внедряющих зна­ния (НИИ, вузы, академические инс­титуты, Академия наук РФ и др.) Система науч­ных ис­следова­ний Опытно-конст-руктор-ские изыска­ния
   
Основная продукция  
Понятия, законы, теории  
       

 

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания -точные науки (математика); -технические науки (физика); -естественные науки (химии, биология); -общественные науки (история, экономика, философия); -гуманитарные науки (психология)

 

«Удаленность» от практики -Фундаментальные науки: изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием основных структур природы, общества и мышления -Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

 

Особенности науки:

-отражает мир в понятиях, категориях, законах, истинность которых проверяется на практике;

-результат не бывает известен заранее, принципиально нетрадиционен и является приращением нового знания;

-глубоко проникает в суть явлений, носит теоретический характер, ориентация на поиск того, что не лежит на поверхности;

-принадлежит всему человечеству;

-работает для будущих поколений.

Функции современной науки

Наименование функции Ее содержание
Культурно-миро­воззренческая Помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно-объяснительная Осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению

 

Образование

Образованиеодин из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

 

Цель образованияприобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

 

Функции образования

Наименование функции Ее содержание
Профессионально-экономиче­ская Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи­вать научные и технические новшества и эф­фективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство соци­альной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурно-гуманистическая Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор­ческих способностей
Политико-идеологическая Формирование в ОУ политической и правовой культуры личности

 

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:

-гуманистический ха­рактер образования;

-приоритет общечелове­ческих ценностей; -право личности на свободное развитие;

-общедоступность об­разования;

-светский характер об­разования в государст­венных учреждениях;

-свобода и плюрализм в образовании.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.