Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава I. Теоретико-прикладные основы прикладной физической подготовки.





Забайкальский государственный университет

Факультет естественных наук математики и технологии, кафедра техники и безопасности жизнедеятельности

Курсовая работа по дисциплине “Безопасность и защита человека в ЧС”

Тема: Профессиональная прикладная физическая подготовка студентов.

 

 

Выполнил: студент 4 курса группы 845

Жалсанов Цыден Николаевич

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ТТиБЖ

Шенделева С.В


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретико-прикладные основы прикладной физической подготовки………………………………………………………………………..4Глава 2 Методика и организация исследования…………………………..22

Выводы………………………………………………………..…………………26

Заключение…………………………………………………………………...…27

Список литературы………………………………………………….…………27

Введение

Актуальность.В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных, специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста" приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.



Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений.



Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях

Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.



Проблема подготовки к трудовой деятельности средствами физической культуры актуализируется в обучении в вузах. Это связано с тем, что во многих вузах создаются физкультурные оздоровительные комплексы.

В данной ситуации является актуальной проблема разработки содержания занятий, используемых средств и методов в рамках профессионально-прикладной физической подготовки учащихся вузов.

Объект исследования– процесс физического воспитания учащихся вузов

Предмет исследования– эффективность профессионально-прикладной физической подготовки учащихся вузов.

Цель исследования – разработать учебную программу профессионально-прикладной физической подготовки учащихся вузов

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-методической литературы выявить теоретико-методические основы прикладной физической подготовки.

2. формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

3. Разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки учащихся вузов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

· анализ научно-методической литературы;

· тестирование физической подготовленности;

· педагогическое наблюдение;

· метод математической статистики.

Практическая значимость. Результаты исследований представляют интерес для специалистов по физической культуре, работающих в профильных группах.

Глава I. Теоретико-прикладные основы прикладной физической подготовки.

В системе физического воспитания одним из основополагающих принципов является принцип прикладности (связи физической культуры с практической жизнью общества). Этот принцип отражает важнейшую функцию физической культуры в обществе – быть фактором подготовки человека к трудовой и оборонной деятельности. Главные положения этого принципа выражаются в следующем:

· решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера;

· в любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого спектра разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей;

· надо постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств [21].

Эти положения обязывают как преподавателя ОБЖ (учителя физической культуры), так и самих юношей и девушек максимально связывать физическое воспитание с практической жизнью общества.

Прикладность в самом общем смысле есть свойство чего-либо быть прикладным, практически пригодным и полезным в качестве приложения к чему-то основному, дополнять его и (или) воздействовать на него в определенном направлении.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей и систем организма, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Прикладная физическая подготовкапредставляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах российской армии [7].

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизации здоровья и работоспособности учащейся молодежи.

Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Но одновременно вместе с ней учащиеся должны получить на занятиях навыки по саморегуляции, умению быть психологически готовыми к действиям в любых опасных и трудных ситуациях [21].

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся в 1, 2 курсов являются:

1. Целенаправленное развитие физических способностей, отвечающих специфической деятельности юношей и девушек.

2. Совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе.

3. Повышение функциональной устойчивости организма юношей и девушек к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физической подготовке осуществляется на уроке и на внеурочных спортивно-массовых мероприятиях (например, на спортивно-прикладных соревнованиях) преподавателем ОБЖ или учителем физической культуры, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию преподавателя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться [7].

В экономической литературе отмечено, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет здоровья и необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности [12,13].

Профилактикой негативных воздействий на организм человека в процессе труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. «В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» [17].

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она также оказала влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем Средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи [27]. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся деятели XV-XIX вв.: Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632-1704), Иоганн Песталоцци (1746-1827), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.

На рубеже XIX-XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм». Эта система основывалась на широком применении достижений науки и техники с целью извлечения максимума прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека [20].

В 20-30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления – специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) [29].

По мере дальнейшего развития научно-технической мысли человека все больше окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний [1,2].

Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли простого физического труда совершенно не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд.

Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции.

Кроме того, современный специалист высшей квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми, социологические исследования свидетельствуют, что именно работа людьми, руководство людьми утомляет больше всего. Все это предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста проявляется в направленности и содержании специализированной подготовки человека к трудовой деятельности [15].

Постоянное преобразование технико-технологической основы производства, изменение ориентиров в экономике и политике нередко приводит к необходимости менять профессию. Не случайно в своде международных прогнозов, вышедшем еще в 1980-е гг., «Мир в 2000 году» указывается: «К тому времени мобильность в профессии достигнет такой степени, что каждый работающий будет готов в течение жизни сменить профессию по меньшей мере трижды». Этот прогноз уже сейчас подтвердился для значительной части работающих. Между тем такая смена деятельности требует как разносторонних способностей, так и физического совершенства, которого можно достичь в процессе специализированной, в том числе и психофизической, подготовки.

Известно, что значительный экономический эффект может быть достигнут при узкой специализации труда. Однако чрезмерное разделение и излишне узкая специализация, как правило, делают труд монотонным и утомительным и увеличивают число профессиональных заболеваний и травм.

В тех случаях, когда требования узкой специализации диктуются производственной необходимостью, можно применить комплекс активных мероприятий, в том числе средства физической культуры и спорта. Разносторонняя и специальная физическая подготовка в подобной ситуации способствует более быстрому освоению смежных профессий и свободной перемены труда, создавая для этого качественные предпосылки – широкий диапазон знаний и функциональных возможностей, овладение навыками двигательной культуры [14].

Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов – одна из прямых задач профессионально направленной психофизической подготовки.

Производительность труда и его интенсивность – две стороны единого процесса, направленного на увеличение массы продуктов труда. Между тем общественно необходимый уровень интенсивности труда, который имеет свои физиологические и социальные границы, не должен превышать пределов, определяемых требованиями нормального воспроизводства рабочей силы к следующему рабочему дню или циклу работы, так как переступание физиологической границы влечет за собой ускоренный износ человека как рабочей силы. Именно поэтому интенсивность труда каждого работника всегда ограничивается его физическими возможностями [3,32].

Но эти возможности, т.е. физиологические границы интенсивности труда человека, весьма эластичны и могут быть изменены при направленном применении средств физической культуры и спорта. Методически правильные занятия оказывают благотворное влияние на интенсивность и индивидуальную производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой и спортом уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий [30].

Практические занятия по прикладной физической подготовке состоят из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя посредством постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части занятия. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее повышения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части занятия. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения, или утомления, которая соответствует заключительной части занятия [25].

1. Подготовительная часть занятия (разминка).Ее основная цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. В комплекс средств для разминки включают общеразвивающие упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.

Проводя занятия по прикладной физической подготовке, следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включать в ее содержание новые элементы.

Рекомендуется следующий порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег в медленном темпе (до 10 мин), упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени занятия и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть занятия.Ее цель – решение задач прикладной физической подготовки.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закреплению и совершенствованию усвоенных ранее навыков отводится середина или конец основной части занятия. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части занятия, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, – в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние [19].

В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазанье и перелезание, упражнения в метании (на дальность, в цель, по движущемуся предмету) и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении горизонтальных и вертикальных препятствий, различные прыжки, кувырки, специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированных полосах препятствий, плавание, туризм и др. Их прикладность состоит в том, что многие из них применяются в повседневной жизни. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, двигательно-координационные способности, внимание, память на движения, волевые качества и др. Прикладность отдельных упражнений достигается усложнением отдельных элементов и упражнений, имеющих профессионально важное значение.

Овладевая движениями, имеющими практическое значение для жизни, занимающиеся приобретают умение рационально и полноценно проявлять свои физические способности, познают закономерности движений своего тела.

3. Заключительная часть занятия.Ее цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. При продолжительности занятия до 1 ч эта часть занимает 3-5 мин.

Результативность занятий по прикладной физической подготовке во многом зависит от того, насколько преподаватель основ безопасности жизнедеятельности (учитель физической культуры) будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятий (спортивный зал или спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность студентов.

При проведении занятий по прикладной физической подготовке используются следующие методы организации занимающихся:

1. Фронтальный метод.Характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания. Это обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Фронтальный метод успешно применяется при управлении деятельностью однородной группой занимающихся, не требующей страховки, например выполнение простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов в плавании.

Важно так расположить занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он в свою очередь всех учеников.

2. Групповой метод.Предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, росто-весовых показателей на занятиях по борьбе и рукопашному единоборству).

3. Индивидуальный метод.Заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда - по состоянию здоровья.

4. Круговой метод.Предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных учебных местах, называемых «станциями», как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»), в зависимости от специфики средств прикладной физической подготовки. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь «круг» проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенными интервалами отдыха между «станциями» [9].

На качество проведения занятий по прикладной физической подготовке в значительной мере влияют приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий.

Физическая нагрузка– это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающегося. Доза нагрузки – это определенная величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки– это суммарное количество тренировочной работы за одно занятие (неделю, месяц, год и т. д.). Обычно он определяется в часах (затратами времени на занятия), количеством выполненных упражнений, километражем преодоленного расстояния и другими показателями.

Интенсивность нагрузки – это величина прилагаемых усилий, напряженность физиологических функций, концентрация работы во времени. Она характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между объемом и интенсивностью при выполнении прикладных физических упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными [10].

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления занимающихся.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающее развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезвычайные – наносят вред организму [8].

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки – необходимое требование.

Большое значение в прикладной физической подготовке имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок согласно закону упражняемости, следует принимать во внимание адаптационные перестройки в организме занимающихся.

Организм функционирует как единое целое. Поэтому, применяя упражнения и нагрузки преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

На занятиях по прикладной физической подготовке нагрузка определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС), то есть по пульсу. Нагрузка может быть низкой – 130 уд/мин, средней – 135-150 уд/мин, большой – 155-180 уд/мин, максимальной – свыше 180 уд/мин [22].

Регулирование параметров нагрузки на занятиях по прикладной физической подготовке достигается многими разнообразными способами и методическими приемами, наиболее эффективные и доступные из них следующие:

· изменение количества повторений одного и того же упражнения;

· изменение суммарного количества упражнений;

· изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

· увеличение или уменьшение амплитуды движений;

· варьирование величин внешних отягощений (гантели, гири, штанга и т.д.);

· выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и под горку или бег по дорожке стадиона и по песку, бег по ветру и против ветра и т.д.);

· изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.);

· изменение длины дистанций в беге, плавании, беге на лыжах;

· проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (различные игры);

· варьирование применения методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

· увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель ОБЖ (учитель физической культуры) применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока (занятия) [12].

При выполнении большинства физических упражнений их суммарную нагрузку на организм достаточно полно характеризуют следующие компоненты (В.М. Зациорский): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще невелик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической [13].

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической. При такой интенсивности кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа происходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения с 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Продолжительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным [11].

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов:

1. Полные (ординарные), гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что даст возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка выполняется в состоянии некоторого недовосстановления работоспособности.

3. «Минимакс»-интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Продолжительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным и комбинированным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной .

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.