|
МУЧЕНИК ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ ЦАРАПКИН
Память 26 ноября / 9 декабря, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10 / 23 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу.
Переехав в Москву, освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему он посвящал все свободное время, было церковное пение. Он пел в хоре Данилова монастыря и во многих московских церквях.
После революции 1917 года устроился работать на завод «Искра», одновременно оставаясь регентом и организатором хоров в московских храмах.
В 1933 году за принадлежность к Русской Православной Церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области.
В марте 1937 года назначен псаломщиком в храм великомученицы Параскевы в село Туголес.
27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах виновным себя не признал. Проходил по одному делу с протоиереями Назарием Грибковым и Георгием Колоколовым.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь». Тверь, 2003 год, стр. 242-258
- http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...374
О дне сем.
Ни один из упомянутых выше праздников не предусматривает особой торжественности, стало быть, особых описаний я не привожу.
Чтения дня. На сей раз на службе читаются лишь рядовые чтения – отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
9Постарайся прийти ко мне скоро.
10Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12Тихика я послал в Ефес.
13Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Евангелие (от Луки): 15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Почему как дети? Дети, в большинстве случаев, склонны верить взрослым и даже обидевшись на них из-за какого-то наказания, они в нормальной ситуации быстро примиряются с ними и уже вскоре не помнят зла. Более того, именно дети с верой принимают то, что говорят им взрослые. Этого как раз нам с вами и недостает, ибо мы с недоверием все на свете перепроверяем. В ряде случаев это уместно, однако не пишет ли апостол, чтобы быть нам разборчивыми в том смысле, чтоб не принимать зла, Слову же Божию верить именно с этой детской верою. От нас требуется не только вера в существование Бога, ибо и бесы знают, что Бог есть, но верить Богу, доверять слову и промыслу Его и именно так принимать Его. И таких отдавших себя вере Бог спасает, ибо сами мы не можем прийти этим путем, будучи поражены грехом, но невозможное человеку – возможно Богу….
Четверг 10 декабря.
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
День памяти: 27 Ноября / 10 Декабря
Икона Божией Матери Знамение
| Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому
| Икона Божией Матери «Знамение»Абалацкая
| В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Занятый устроением новой столицы и усилением и возвышением своего княжества, Андрей Боголюбский после смерти отца своего, Юрия Долгорукого, равнодушно смотрел на юг, на его усобицы, на погоню южно-русских князей за столом киевским. Он занят был всецело своей великой задачей — собирания сил на севере, в своей Ростовско-Суздальской земле, которое имело у Боголюбского и свою определенную цель. Убежденный опытом всей предшествующей жизни, что главная причина слабости Руси в отсутствии единой сильной власти, он и решил создать эту сильную власть великокняжескую на своем любимом севере, такую власть, которой повиновались бы не только в земле Ростовско-Суздальской, но и во всей Руси. Мы видели, как он целым рядом мудрых и решительных мер сосредоточил в своих руках сильную власть над всей Ростовско-Суздальской землей и как, находясь под этою властью, земля Ростовско-Суздальская быстро росла и укреплялась, богатела и достигала процветания. Почувствовав в себе силу, Андрей Боголюбский решил простереть власть свою и над другими княжествами, чтобы мощного слова его слушали и князья смоленские и черниговские, рязанские и муромские, киевские и волынские и, наконец, сам вольный господин великий Новгород! Своим мощным словом он хотел положить конец этим вечным усобицам, этим бесконечным спорам князей из-за княжеских владений, из-за чего гибла земля русская. Он хотел поставить выше всех родовых счетов веское мощное слово одного великого князя, который бы мог беспрепятственно давать князьям и отнимать у них уделы по своей воле.
Всего более была слаба власть князя в двух старинных городах Руси — Новгороде и Киеве. В Новгороде царила местная торгово-промышленная аристократия и ни во что ставила власть князя: новгородцы изгоняли от себя князей при малейшем неудовольствии и приглашали к себе новых "на всей своей воле", как выражаются летописцы. При этом изгнание сопровождалось часто разграблением имущества князя. Благодаря этому в Новгороде то и дело происходили смуты. Помимо того, что обиженные князья старались мстить новгородцам за свое бесчестие и обиду, смуты происходили и из-за вопроса, кто должен назначать новгородцам князя: киевский ли князь или другой сильный князь, от которого они так или иначе зависели, кого пригласить в князья и т. д. Новгород в таких случаях разделялся на несколько партий, причем каждая партия, отстаивала свои интересы, враждебно относясь ко всем другим, и эта вражда каждый раз вспыхивала на народных собраниях, которые всегда оканчивались там "смертным боем".
В XI—XII веках в русской земле установился такой порядок, что право владеть Новгородом — назначать туда
князей-правителей — принадлежало старейшему и сильнейшему из князей: великому князю. После смерти Юрия Долгорукого, когда в Киеве княжил Изяслав Давидович, князь, не имевший ни особенных прав на великокняжеский стол, ни сил удержать за собой его, Андрей Боголюбский мирволил ему и не думал пока предъявлять своих прав на Киев. Он обратил свое внимание прежде всего на Новгород, в котором тогда шла полнейшая безурядица. По обычаю весь Новгород разделился на партии, из коих каждая желала возвести на княжеский стол своего кандидата; поэтому князья менялись один за другим и в короткое время их перебывало в Новгороде до пяти. Андрей Боголюбский в это время (1160), считая себя старейшим князем, и предъявил свои права на Новгород. "Да будет вам ведомо", — послал он сказать новгородцам, — что я хочу искать Новгорода добром или лихом, чтобы вы мне целовали крест иметь меня своим князем, а мне вам добра хотеть"*. Это властное слово могущественного соседа произвело сильное впечатление на новгородцев: начались частые веча, начались волнения. Новгородцы понимали, что решительно отказать Андрею они не могут, но и выполнить его волю им казалось обидно. Большая часть новгородцев, ведшая торговлю с камскими болгарами и имевшая в Двинской земле свои колонии, не хотела ссориться с Андреем Боголюбским, так как он мог нанести громадные убытки их торговле, прекратив доступ новгородцев к болгарам и запретив ввоз хлеба из Суздальской области, в котором всего более нуждался Новгород, как делал неоднократно еще отец его Юрий, желая подчинить себе новгородцев. В это время князем в Новгороде был сын тогдашнего великого князя Киевского Святослав Ростиславович. Он княжил вместе с братом своим Давыдом, который сидел в Торжке. После долгих споров партия приверженцев Андрея одержала верх. Новгородцы выгнали от себя обоих князей и обратились к Андрею с просьбою, чтобы он дал им князя. Желая сломить их непокорство и своеволие, Андрей решил давать им князей не тех, которых они хотели, а тех, каких пожелает он сам. Он предложил им сначала в князья брата своего Мстислава, зная, что новгородцы воспротивятся всеми силами против этого князя, так как он уже ранее княжил у них и был ими изгнан. Действительно, новгородцы не пожелали видеть у себя князем Мстислава. Тогда Андрей дал им в князья племянника своего, сына старшего брата Ростислава, Мстислава Ростиславовича, но уже на таких условиях, на каких он хотел сам — "на всей своей воле". Не прошло и года, как он сам же свел от новгородцев этого князя, договорился с Киевским князем Ростиславом и посадил на новгородское княжение опять сына Ростислава Святослава, выговорив себе за это двинскую дань. Святослав княжил в Новгороде сравнительно долгое время, но затем новгородцы из-за чего-то не поладили с ним и выгнали его из Новгорода без ведома Андрея и помимо его воли. Андрей Боголюбский послал сказать новгородцам, что не будет им другого князя, кроме Святослава, и оказал помощь последнему для того, чтобы тот занял силою свое княжение ("силою местяче"). Святослав напал на Торжок, слабое место новгородцев, а с запада и юга на новгородский пригород Луки напали по приказу Андрея полоцкие и смоленские князья. Дело кончилось бы по обыкновению тем, что новгородцы покорились бы воле Андрея и приняли бы Святослава, но на беду ввязался в эту борьбу Андрея с Новгородом новый князь Киевский — Мстислав Изяславович, двоюродный племянник Андрея, сын того Изяслава, с которым так долго пришлось бороться отцу Андрея, Юрию Долгорукому. Он стал на сторону новгородцев, принял благосклонно депутацию от них в лице Данислава Лазутинича, тайком пробравшегося сквозь ополчение полочан и смоленцев в Киев, и дал им в князья сына своего Романа. Этот поступок Мстислава, нарушавший права Андрея, признаваемые прежними киевскими князьями, по которым он, как старейший в роде, мог назначать по своему усмотрению в Новгород князей, жестоко оскорбил Боголюбского.
Равнодушный до сих пор к киевскому княжению, он теперь предъявил свои права и на Киев, как старейший в роде и, во всяком случае, имевший на него гораздо более прав, чем племянник его, Мстислав Изяславович. Он собрал громадное ополчение, состоявшее из дружин одиннадцати князей, и отправил его на Киев под начальством старшего сына своего Изяслава и боярина Бориса Жидиславича. В ополчении участвовали: князья муромские и рязанские, боявшиеся сильного соседа и совершавшие еще ранее с дружинами Андрея походы на болгар и половцев, князья смоленские и полоцкие, черниговские и новгородские и, наконец, братья Андрея — Глеб и Всеволод и племянник Мстислав Ростиславович. Вся эта рать обступила Киев и после недолгой осады взяла город в 1169 году на второй неделе поста; Мстислав убежал из города, и победители бросились грабить имущество граждан. Не обошлось и без кровопролития: суздальцы мстили теперь киевлянам за убиение их родичей в Киеве после смерти Юрия Долгорукого. Целых три дня продолжался грабеж, город был пожжен и разграблен "и бысть в Киеве", говорит летописец, "стенания и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные, сия же вся содеяшаяся грех наших ради". Андрей Боголюбский не принимал участия в походе, он не выехал из Владимира и после торжественного взятия на копье и щит" древней столицы великокняжеской[53]. Он отдал ее младшему брату своему Глебу. Это было верхом унижения для Киева: он терял свое значение столичного города и становился в разряд обыкновенных городов, где княжили подручники великого князя. Вместе с тем этот поступок Андрея был знаменательнейшим фактом в истории Древней Руси; от него наша история принимала новое течение, с него начинался новый порядок вещей. Это было не простое перенесение великокняжеской столицы с одного места на другое, это было провозглашение новых начал государственной жизни Руси, выработанных Андреем.
Завладевши древней столицей великокняжеской и получивши все права великого князя, он мог простирать свою власть почти над целым югом; оставаясь же князем Суздальской земли, он сохранял в своих руках и ту сильную власть князя, которую он создал на севере. Вместе с тем он отделил от места самый титул великого князя и соединенные с этим права, которые ранее были неразрывно связаны с киевским княжением. Прежде князь, добившийся Киева, оставлял свое прежнее княжение родичам, теперь Андрей сосредоточил в одних своих руках сильную власть как над югом, так и над севером.
Ослабивши Киев, он обратил свое внимание на Новгород и отправил туда те же войска, что были под Киевом, чтобы укротить своеволие новгородцев. Нарушать права и не такого могущественного князя, как Андрей Боголюбский, нельзя было безнаказанно, между тем как новгородцы не только преступили крестное целование, данное ими Андрею, выгнав его подручника Святослава и посадив против его воли князя Романа, но вместе с этим князем напали на суздальские дружины в Двинской области и собрали двойную дань с суздальцев, живших там вместе с новгородцами. Андрей решил наказать их так же, как и своевольных киевлян. "Нельзя, — рассуждают летописцы, — по этому поводу оправдывать новгородцев... разве передние князи велели им преступать крест и соромлять (срамить) своих внуков или правнуков, целовать им крест и после изменять присяге? Злое неверстие в них вкоренилось. До которых пор Богу терпеть над ними? Вот и навел он наказание на них рукою благоверного князя Андрея".
Новгородцы увидали свою беду неминучую; уже в трех церквах плакала икона Богородицы, предвещая горе. Летописи, понятно, критикуют именно князя Андрея, ведь это были новгородские летописи, а в те времена летопись каждой земли имела «свою правду», хваля именно ту политику, какую проводил свой князь, но тут надо заметить, что эти летописи именуют Двину законной вотчиной Новгорода, во-вторых, к уже написанному, прибавляют, что местное население сопротивлялось новгородцам. Четвертый фактор – изуверская жестокость, с какой велись тогдашние войны – когда армия брала город неприятеля, даже если это были свои соотечественники, братья по вере, то на захваченной территории начиналась разнузданная резня, сопровождавшаяся массовым грабежом, а то и поджогами домов местного населения. Уже это позволяло назвать эту военную кампанию беззаконной, ведь грабить не стеснялись и православные храмы. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Величание Иконе Божией Матери "Знамение"
Величаем Тя, /Пресвятая Дево, /и чтим образ Твой честный, / имже показала еси /преславное знамение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|