Сделай Сам Свою Работу на 5

Память 26 ноября / 9 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.





Родился 22 октября / 4 ноября 1876 года в городе Москве в семье диакона.

Окончил в 1898 году Московскую духовную семинарию.

В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда.

В 1904 году был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года.

С 1908 года он нёс послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде.

С 1909 по 1918 год состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства.

в 1927 году возведён в сан протоиерея.

10 декабря 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.

По возвращении протоиерея Георгия в сентябре 1933 года из заключения назначен настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес.



21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе:

«Мне известно, что в деревне Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин, звать не помню, все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят, что советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осуждённых и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остаётся там... Дьячок Царапкин в октябре месяце колхозникам говорил: "Большевики в конституцию вписали пункт, что у нас в Советском Союзе каждый может выбирать и каждый может быть избранным. Это все ерунда, никогда этого не допустят, вы сами теперь видите, что людей начинают забирать, значит, выбирать будут не все"».



В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе,

угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова.

Все они были заключены в Таганскую тюрьму[49] в Москве.

— Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения? - спросил следователь.

— Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры.



— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это?

— Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вёл.

— Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это?

— Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.

5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

9 декабря 1937 года протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Впоследствии, в 1958 году, Василий Языков был передопрошен и дал следующие показания.

— Знаете ли вы Колоколова Георгия Иосифовича, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича? — спросил старший следователь следственного отдела КГБ.

— Колоколова и Грибкова я помню как священников церкви села Туголес. Они здесь в Туголесе служили при церкви примерно в 1936–1937 годах. Царапкина я не помню.

— Известно ли вам о какой-либо организационной деятельности этих лиц?

— Никакой организационной деятельности они не вели, просто являлись священниками одной церкви.

— Выступали ли они против колхозной работы, были ли службы в церкви умышленно назначены в период уборочной кампании, с целью сорвать работу в колхозе?

— Таких случаев не было.

— Был ли судим Колоколов или Грибков за антисоветские преступления до работы священниками в вашем селе?

— Об этих фактах мне ничего не известно.

— Вас допрашивали по делу Колоколова, Грибкова и Царапкина, и какие вы в то время давали показания?

— Я хорошо помню, что меня не допрашивали и я никаких показаний не давал.

— Вам предъявляется протокол допроса Языкова Василия Васильевича от 21 ноября 1937 года. Что вы можете пояснить по существу изложенных показаний?

— Ознакомившись с предъявленным протоколом, подпись свою я подтверждаю, но в отношении записанных в нем показаний не могу дать подтверждения, так как таких показаний не давал и мне ничего не известно о разговорах Колоколова и Грибкова, касающихся режима в трудовых лагерях. Тем более о разговорах Царапкина, которого, как я ранее показал, совершенно не знаю. Наличие моей подписи в протоколе за давностью лет не могу объяснить. В то время я работал председателем сельсовета в селе Туголес, и когда работники НКВД предлагали что-либо подписать, то я подписывал бумаги, не вникая глубоко в их содержание; возможно, и подписи в предъявленном мне протоколе объясняются этим. Я в то время полностью доверял сотрудникам НКВД...

19 сентября 1958 года протоиерей Георгий Колоколов был реабилитирован по 1937 году репрессий Президиумом Московского областного суда.

В 1989 году реабилитирован по 1931 году репрессий по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989 г.

В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Награды

  • набедренник (1909)
  • скуфья (1914)
  • камилавка (1921)
  • наперсный крест (1924)
  • палица (1930)
  • наперсный крест с украшениями (1934)
  • митра (1935)

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...HQ*
  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 242-258.
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/1369/1291849100.pdf
  • http://www.odinblag.ru/publ/6-1-0-22

Священномученик Василий (Студницын)[50]

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 26 Ноября / 9 Декабря

Священномученик Василий родился 18 / 31 марта 1890 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Алексея Студницына. В 1914 году Василий Алексеевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в кладбищенскую церковь Всех святых в Серпухове. В 1920 году он был рукоположен в сан священника, в 1929 году — переведен в Троицкую церковь в Серпухове. В 1930 году отец Василий был арестован за неуплату налога и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в Троицкой церкви, был возведен в сан протоиерея и в 1936 году назначен благочинным приходов Серпуховского округа.

14 апреля 1937 года власти вызвали для допроса священника Алексея Синайского, бывшего настоятелем Успенской церкви города Серпухова, согласившегося давать показания об отце Василии. «Василия Алексеевича Студницына я знаю как священника Троицкой церкви, — сказал отец Алексей. — Из личных бесед со Студницыным мне известно, что он зарегистрировался в горсовете как благочинный духовенства Серпуховского района. Мои взаимоотношения со Студницыным до настоящего дня были нормальными, все его указания я лично, как настоятель Успенской церкви, всегда исполнял в соответствии требованию канонического устава Церкви. В 1936 году Студницын, зарегистрировавшись благочинным духовенства по городу Серпухову и району, довел до сведения духовенства, что он вступил в отправление обязанностей благочинного и потребовал строгого сохранения канонических правил в отправлении религиозных обрядов. Вместе с этим он является на сегодня связующим звеном духовенства города и деревни с епископатом, через Студницына передаются церковные средства на содержание епископата, назначение, отстранение того или иного священнослужителя. Наряду с этим Студницын, считая себя представителем Православной Церкви в городе и районе, облеченный званием благочинного, требует от настоятелей церквей представления сведений о составе двадцаток, членов церковного совета, служителей культа, поступающие сведения передает в Серпуховской горсовет.

Кроме этого Студницын, считая себя благочинным, в период 1936–1937 года посещал ряд церквей в городе и районе в особо торжественные дни, где отправлял службы. Своим участием в службе Студницын пропагандировал великолепие церковного богослужения, ставя задачу — привлечение молящихся в церковь; приезд благочинного в тот или иной церковный приход заранее афишировался среди прихожан. Студницын, являясь священником Троицкой церкви, ввел служение двух литургий — ранней и поздней. Наряду с этим, для пропагандирования церковных отправлений при Троицкой церкви до сего времени используются три монашки, одна из них, Аглаида, исполняет обязанности внутреннего церковного сторожа: открывает церковь, зажигает лампады, убирает церковь, подает кадило, принимает поминания, продает свечи. Надо сказать, что Студницыну хорошо известно, что монашка Аглаида судилась, была в ссылке, вернулась; проживая в Серпухове, является помощницей Студницына в пропагандировании церковного движения. Помимо монашек Троицкая церковь имеет хорошо сколоченный церковный актив, за счет средств церковного ящика созданы великолепия внутри церкви, приглашаются с оплатой хоры певчих.

Из личных бесед со Студницыным за период с 1929 года по настоящее время у меня сложилось твердое убеждение, что Студницын является враждебно настроенным к мероприятиям советского правительства. Так, например, при проведении колхозного строительства он открыто говорил, что советская власть загоняет крестьян в кабалу. В неоднократных беседах он говорил, что советская власть устраивает гонения на Православную Церковь, закрывает храмы, снимает колокола, облагает духовенство налогами. Такое настроение у Студницына осталось до сегодняшнего дня, и это подтверждается тем фактом, что налог за него оплатил церковный совет из средств дохода церкви — церковного ящика, а церковный совет мог оплатить только тогда, когда он получил просьбу от священника о помощи в уплате налога.

В 1929 году Студницын группе священников говорил, что духовенство преследуют, заставляют молчать. Позже, в 1930 году, в одной из бесед в церковной сторожке Студницын говорил: “Нам надо не выпускать из наших рук селения возле Серпухова и осторожно среди крестьян вести работу, показывая им, как они жили раньше и как живут сейчас”. Студницын предлагал использовать монашек в проведении агитации против колхозов. В связи с развертывающейся антирелигиозной работой Студницын говорил: “Нам надо создавать твердую массу против вылазок врагов Церкви — коммунистов, безбожников”. С возвращением по отбытии принудительных работ в 1932 году, Студницын избегал бесед, но в последнее время с получением положения благочинного проводит активную церковную деятельность».

26 ноября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и несколько дней допрашивался.

— Уточните следствию, какого течения вы придерживаетесь, старотихоновского или новообновленческого?

— Старотихоновского, в настоящее время возглавляемого митрополитом Сергием.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, проводимую среди населения против политики партии и советской власти, и поэтому следствие предлагает вам дать правдивые показания.

— Я был в селе Кузьминки Серпуховского района на похоронах Варвары Палицыной. После похорон во время обеда я говорил о трудностях жизни при существующей советской власти, так как советская власть облагает непосильными налогами, в особенности духовенство, что еще говорил, не помню. Это я не отрицаю, это я говорил.

— Следствие располагает достаточным материалом о том, что вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против политики партии и советской власти, а поэтому следствие еще раз предлагает вам дать более правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

— Данные мною показания следствию считаю правильными. Я признаюсь, что среди верующих высказывал свое недовольство советской властью, говорил о трудностях жизни при советской власти.

30 ноября следствие было закончено. 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священника перевезли в Москву в одну из тюрем НКВД, перед расстрелом сотрудники НКВД сфотографировали его. Протоиерей Василий Студницын был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.