|
Игроки рынка автоматизации фармрозницы
В настоящее время на отечественном рынке представлено несколько уже известных разработчиков ПО для фармацевтической розницы, которых можно условно разделить на две группы: независимые разработчики специализированного ПО и ИТ-подразделения (или дочерние структуры) фармацевтических дистрибьюторов. К первой группе относятся такие компании, как “Регард Софт” (ИС “Аптека 2000, 2002, 2005”), “Эскейп” (“М-Аптека”, “М-Аптека плюс”), “Юнико” (“Юнико-Аптека”), имеются специальные разработки для аптек в семействе программ “1С”; ко второй — “Аптека-Холдинг” (с 2007 г. — “Alliance Healthcare Россия”), продвигающая свою ИС “Инфо-Аптека 2.0, 3.0”, “Спарго Технологии” (дочерняя структура фирмы “Протек”) с системой “Е-Фарма”. “Кроме того, — отметил Сергей Андрюхин, — существуют интересные программные продукты “местного масштаба”, переросшие “самописный” уровень и занимающие свою нишу в отдельно взятых регионах”.
В последние годы на фармацевтический рынок приходят и новые игроки с продуктами зарубежного производства — как правило, системами для автоматизации розницы: так, в конце 2005 г. было объявлено о реализации проекта на основе Oracle Retail в аптечной сети “36,6”. Уже несколько лет компания “Импакт-Софт” внедряет решение на базе Microsoft Dynamics NAV для фармацевтического производства и решение для аптечной розницы — крупных сетей, имеющих сто и более аптек (таких, как “Старый Лекарь”) на базе модуля LS Retail. ИС Microsoft Dynamics NAV активно продвигает Консультационная группа АТК у ряда фармацевтических дистрибьюторов.
Некоторые примеры и результаты
Что дает автоматизация аптеке? Каких результатов следует от нее ждать? Практически все эксперты отмечают увеличение товарооборота, сокращение издержек (например, при подготовке товаров к продаже), рост выручки и прибыли. Благодаря уменьшению доли рутинного труда и высвобождению времени сотрудников отпадает необходимость в увеличении штата, что так существенно при сегодняшнем кадровом дефиците. Кроме того, как дополнил Сергей Андрюхин, за счет формализации технологических процессов в подавляющем большинстве случаев улучшаются показатели продаж и динамика развития предприятия в целом; обороты вырастают на 10—40% (зафиксированы отдельные случаи 50%-ного прироста), увеличивается ассортимент лекарственных средств.
Галина Прокофьева рассказала о конкретных результатах автоматизации на примере одной из аптек ООО “Пос-Холдинг”: “Ежедневная выручка аптеки (три рабочих места кассира) за полгода после ввода в эксплуатацию ПК “Юнико-Аптека” выросла с 18 тыс. до 80 тыс. руб., прибыль при этом увеличилась на 35%”.
Один из важных результатов автоматизации — расширение возможностей по борьбе со злоупотреблениями: ИС позволяет полностью контролировать ход всех основных процессов и оборот товаров внутри системы. “Имея возможность восстановления событий, гораздо проще пресекать продажу товара “из-под прилавка” и находить ответственных за недостачу, так как по каждой партии товара ведется история с детализацией: кто, когда и какие именно операции производил с данной партией, когда и кем (а при реализации персональных дисконтов — и кому) был продан товар”, — пояснил г-н Андрюхин. Более того, наличие современной ИС, предполагающей прозрачность бизнес-процессов и контроль каждой операции двумя-тремя не пересекающимися физически и сидящими в разных офисах людьми, является хорошим профилактическим средством от злоупотреблений. “Конечно, полностью защититься от сговора невозможно, — отметил Анатолий Степанский, — однако если люди знают, что их действия будут легко отслежены аналитиками и руководством, то найти желающих пошельмовать будет гораздо труднее. Что же касается обнаружения мошенничеств, то у нас был опыт, когда в одной из розничных сетей, применяющих LS Retail, практически моментально были выявлены сотрудники, попытавшиеся использовать ошибочно введенную в систему скидку для “покупки” товаров по сверхвыгодным ценам”.
Кроме того, как подчеркнула Валерия Николаева, посерийный учет и проверка забракованных серий, имеющиеся сегодня в каждой серьезной ИС для аптек, — важные функции, препятствующие попаданию на прилавки некачественного или фальсифицированного товара. Наконец, и это особенно важно для аптечных сетей, существенно улучшается работа по планированию закупок и поставок, что отражается на динамике деятельности распределительного центра и отдельных торговых точек. Для аптек данная проблема особенно актуальна, поскольку они реализуют товар, имеющий сравнительно небольшие сроки годности. “Нельзя забывать и о том, — считает Андрей Краснопольский, — что ИС помимо специфических особенностей, связанных с лекарственным обеспечением, очень существенно облегчает работу бухгалтерии аптечной сети. Здесь, например, нетривиальной задачей является расчет графика отпусков и заработной платы сотрудников с учетом специфического графика работы (персонал работает по сменам, некоторые аптеки в составе сети функционируют круглосуточно) и различных ставок, а возможности базовой части ИС помогают легко с этим справиться”.
Тенденции и перспективы
Как уже упоминалось, одной из наиболее серьезных тенденций сегодня является интенсивное развитие аптечных сетей и уменьшение количества независимых аптек. Понятно, что не только полноценное развитие, но и само существование торговой сети ныне невозможно без использования соответствующих ИТ. Именно поэтому, по мнению Игоря Тихонкова, наиболее востребованными будут решения, позволяющие централизованно, но в то же время гибко управлять ассортиментом, маркетинговыми программами, ценовой политикой в рамках аптечной сети. При этом должны соблюдаться высокие требования к надежности работы ПО в аптеках с тем, чтобы не росли издержки, связанные с его эксплуатацией. Преимущество получат компании, предлагающие решения не для аптеки как таковой, а для сети аптек и использующие в качестве платформы высоконадежные СУБД.
Одно из новых направлений на этом рынке, о котором рассказал г-н Тихонков, — создание компаний, берущих на аутсорсинг управление товарными запасами аптеки, ценовой политикой, маркетинговыми программами. Аптеки при этом сохраняют юридическую и финансовую независимость и получают имеющиеся у аптечных сетей преимущества в отношении уровня цен (при закупках товара у поставщиков) и использования труда высококвалифицированных (и, следовательно, высокооплачиваемых) менеджеров. В качестве примера применения новых технологий в фармацевтической рознице он привел опыт компании “Фарма Трейд Технолоджис”, продвигающей на московском фармрынке услуги по аутсорсингу для аптечных предприятий: “Характерен пример аптеки в Очаково, в которой на момент начала сотрудничества с “Фарма Трейд Технолоджис” в августе 2005 г. было весьма тяжелое финансовое положение, возникшее в результате жесткой конкуренции; к декабрю же 2005-го ее товарооборот вырос на 80%. Сначала в этой аптеке удалось реализовать электронный документооборот, а затем она перешла на консолидированные закупки, что существенно облегчило ей жизнь. Аптека немного окрепла, модернизировалась, здесь обновили технику, поставили новый сервер и новую версию ПО. Сейчас аптека уже полноценно взаимодействует с “Фарма Трейд Технолоджис”: электронный документооборот, автоматизированное ценообразование, автоматизированный расчет потребности, обработка заказов осуществляются в логистическом центре”.
Интересной тенденцией на фармацевтическом рынке является и рождение новых торговых форматов: так, сегодня актуальны уже не просто аптеки, где продаются только лекарственные препараты, но так называемые “магазины здоровья”, где можно купить препараты по уходу за внешностью, получить консультацию офтальмолога, который может работать здесь же, и т. п. Для обеспечения работы таких комплексных торговых центров, считает Андрей Краснопольский, нужны ИС с расширенным спектром возможностей. Однако и независимые аптеки не желают сдавать позиции, стремясь к оптимизации работы, к прозрачности учета товародвижения и финансовых средств с помощью ИТ. “Ведь небольшим аптекам зачастую достаточно автоматизации приходования товара, печати накладных и ценников и ведения необходимой первичной документации, — пояснила Анна Королева. — Для них наша компания предлагает решение “еФарма2 — Лайт”. Для самостоятельных аптек (впрочем, и для многих сетей) важными критериями являются удобство системы в эксплуатации, простота в обучении персонала работе с ПО, а также стоимость и качество обслуживания. ПО “еФарма2” создано на платформе Microsoft .NET Framework, имеющей модульную структуру, что позволяет сопровождать клиентов дистанционно, отпадает необходимость вызова сотрудника компании в аптеку, все нужные действия проводятся посредством Web-ресурсов. Это не только более экономичный вариант (что важно для небольших аптек), но и более удобная технология для аптечных сетей, имеющих распределенную структуру”.
Продукты для одиночных аптек предлагает и “Импакт-Софт”: “Они получают возможность пользоваться той же системой LS Retail (на базе Microsoft Dynamics NAV), — пояснил Анатолий Степанский, — но для них предусмотрена весьма выгодная система лицензирования (около 2400 евро на одну аптеку с двумя POS). Это не самая низкая цена, если сравнивать с другими отечественными продуктами, но входящий в нее функционал того стоит. А расходы сторицей окупаются при росте бизнеса”. Сегодняшнее состояние автоматизации аптечной розницы во многом напоминает ситуацию с внедрением ИТ в торговых сетях несколько лет назад, когда комплексный подход к автоматизации здесь еще только зарождался, не все виды ИС были востребованы, не было особых требований к интеграции систем. Кстати, и тот факт, что в беседах с экспертами нам не удалось получить оценки общего объема этого сегмента рынка, говорит о начальной стадии его развития. “На данном этапе автоматизации аптечных учреждений комплексный подход в основном заключается во внедрении бухгалтерской и учетной системы, — считает Сергей Андрюхин. — В лучшем случае учетная система имеет элементы WMS, CRM и e-commerce. Часто этого достаточно, но когда речь заходит об объединении передового опыта, без интеграции систем не обойтись. Любая из перечисленных ИС пересекается по используемым данным с другими на 25—75%. Одно лишь сокращение дублирования ввода высвобождает до 50% времени персонала, как правило, имеющего высокую квалификацию и получающего за свой труд немалое вознаграждение. Кроме того, предоставление доступа к данным за всю историю работы аптечного предприятия дает возможность использования специализированных систем прогнозирования спроса. В этой области можно выделить многофункциональные пакеты обработки статистических данных (например, пакет Statistika) и специализированные разработки прогнозирования спроса (в частности, разработку Goods4cast компании “Форексис”)”.
Сегодня в секторе традиционного (не фармацевтического) ритейла аналитические системы и пакеты для планирования и прогнозирования уже используются наиболее продвинутыми участниками рынка, и недалек тот день, когда они станут неотъемлемой принадлежностью каждой уважающей себя торговой сети. Поэтому тот факт, что о подобных системах уже задумываются участники фармацевтического рынка, ясно говорит о том, что он активно набирает обороты. И вполне возможно, что темпы его развития будут выше, чем в свое время у обычного (не фармацевтического) ритейла; опираясь на опыт3 последнего (в сочетании с пришедшими сюда уже заметными капиталами), сегмент аптечной розницы может сделать в ближайшее время очень существенный рывок. 1 АТХ – Международная анатомо-терапевтически-химическая классификация лекарственных препаратов. Используется в стандартах медицинской помощи.
2 Нормы GMP (Good Manufacturing Practice) — это правила выпуска фармацевтической продукции, разработанные в 1963 г. в США. 3 Имеется в виду как опыт организации торговли (торговые технологии), так и опыт ее автоматизации.
!
|