СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ
Память 9 / 22 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
| Сщмч. Павел Никольский
| Родился 8 / 21 сентября 1896 года в городе Зарайск Рязанской губернии в семье диакона Дмитрия Павловича Никольского и его супруги Анастасии.
Окончил Рязанскую духовную семинарию в то время, когда началась Первая Мировая война, и в 1916 году он был взят на фронт и служил в чине прапорщика. В 1918 году вернулся из армии к отцу, служившему диаконом в Богоявленском храме в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии.
Он приехал к отцу в момент крестьянского восстания и, хотя Павел в нем участия не принимал, после подавления восстания он был арестован и полтора месяца просидел в тюрьме. После признания его невиновным он был призван в Красную армию, где, как грамотный человек, стал учителем и секретарем военкома.
В 1922 году рукоположен в сан священника к Ильинскому храму села Лобково Михайловского уезда Рязанской губернии.
В 1928 году переведен в храм вмч.Димитрия Солунского села Тросна Зарайского района Московской области.
В июне 1930 года о.Павел по решению обшего собрания местного земельного общества получил разрешение на выделение земли в аренду. Это привело безбожников в гнев и они обвинили священника в подкупе крестьян и оказании на них морального давления.
5 января 1930 был арестован в селе Тросна и 3 февраля был приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к трем годам лагерей за "к/р агитацию с целью вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом". На допросах виновным себя не признал и опроверг все обвинения.
Был отправлен в распоряжение Управления северных лагерей особого назначения.
Освободился в 1932 году, проживал в городе Серебряные Пруды Московской области.
В 1938 году переехал в Зарайск.
В 1940 года ему, как бывшему ранее в заключении, было предложено покинуть Зарайск, и он переехал в Рязань. В храме он не служил, но молиться ходил в Скорбященскую церковь.
30 июня 1941 года был арестован по доносу в НКВД, 22 сентября был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ за "антисоветскую агитацию". Виновным себя не признал.
17 октября 1941 года был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 г. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника.
22 января 1943 года скончался от голода, похоронен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.
Причислен к лику святых новомучеников 6 октября 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.
Литература
• База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал".М.:Звенья, 2004
• Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области.М.: ООО "ФЭРИ-В", 2002
• Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4.Тверь, 2006, стр. 12-17
Использованные материалы
• БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
o http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...B**
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне в соборе, где я обычно бываю, прошла обычная, вседневная вечерня с добавлением входа, на манер вечерни воскресных дней Великого поста, а также, утреня с полиелеем, посвященная святителю Филиппу, митрополиту Москвовскому. Службу совершал о.Евгений Кузнецов.
Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.
3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Литургия.
В сам день службу так же совершал о.Евгений….
Чтения литургии. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 13Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́сите.
3Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
6Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.
10Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем
там один год, и будем торговать и получать прибыль"; 14вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",- 16вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5.
1Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?
6Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.
7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.
15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и
книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть
Делать это?
29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою
Властью это делаю.
30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Господь торжественно входит в Иерусалим и фарисеи с яростью видят то, как встречает его народ. С такой же яростью они видят, как Он прогоняет из храма торговцев, что Он делал уже не первый раз. И вот, они задают ему вопрос, надеясь в очередной раз поймать Его, но Господь ловит их сам на неверии их, задавая ключевой для них вопрос. Иоанна Крестителя они не признали, но отвечали, не исходя из своих убеждений, а из страха перед народом, ибо привыкли действовать с оглядкой на народную молву. По их лицемерию они и ответ получили соответствующий, точнее, не получили вообще, так как получи они, все равно он был бы истолкован по-своему….
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
И Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
По окончании службы он напомнил житие чтимого ныне святителя Филиппа, отметив нынешнее возвеличивание царя Иоанна Грозного, несмотря на всего преступления….
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|