Сделай Сам Свою Работу на 5

Память 7 / 20 декабря, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской





Родился в 1878 году в городе Можайске Московской губернии в семье священника. Образование получил в московских Донском и Заиконоспасском духовных училищах, а в 1898 году окончил Московскую духовную семинарию, в которой до 1902 года проработал надзирателем.

Имел очень хороший голос и артистические способности. В 1900 году был принят без конкурса солистом Большого театра, однако жизнь артиста была ему не по душе. С 1901 года начал служить псаломщиком в храме Климента Римского на Пятницкой улице в Москве.

В том же 1901 году женился на Анне Петровне Розановой, у них родилось трое детей.

В 1904 году рукоположен во диакона митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и определен к московскому храму Покрова на Лыщиковой Горе.

В 1910 году переведен в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

В 1917 году возводен в сан протодиакона.

30 августа 1920 года рукоположен в сан священника.

В 1919-1922 годы совмещал церковное служение с общественной работой – являлся начальником мобилизационного стола Службы движения Московского отделения Киево-Воронежской железной дороги.

В 1924 году возводен в сан протоиерея и назначают настоятелем храма «Неопалимой Купины», в этом храме он служил вплоть до его закрытия. Храм был полностью уничтожен в 1929 году.



После служил в Преображенском храме на Песках, где десятки лет служил его дядя - благочинный округа и старший благочинный Москвы протоиерей Сергий Успенский (+ 1930).

После закрытия Преображенского храма, о. Сергий служил в церкви Николы-на-Щепах в районе Смоленской площади.

По отзывам прихожан, отец Сергий был "аскетом духа в миру", добрым и отзывчивым человеком, много помогал семьям репрессированных. Например, известно, что многие годы он содержал семью арестованного и заключенного на Соловках настоятеля храма Неопалимой Купины протоиерея Забавина. О.Сергию доверяли

Священномученик Сергий (Успенский)

и через его руки прошло много пожертвований, предназначенных на помощь репрессированным.

29 января 1933 года отца Сергия перед поздней Литургией вызвали к больному причащать, а по выходе из храма предложили сесть в машину и увезли на Лубянку вместе со Святыми Дарами и наперсным крестом. Ему было предъявлено обвинение, что он «член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний», что он занимается «антисоветской агитацией".



10 апреля 1933 года особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило протоиерея Успенского к трем годам ссылки в Северный край. Сначала он отбывал ссылку в Каргополе, затем был переведен в Вологду. Отбыв один год, священник был освобожден по болезни, ему было дано "минус 6", т.е. запрещено проживание в шести центральных областях. После освобождения он состоял за штатом в виду болезни и поселился в Можайске на иждивении сына.

30 ноября 1937 году был вновь арестован по обвинению во "враждебном отношении к советской власти и контрреволюционной деятельности" и заключен в можайскую тюрьму. 16 декабря тройкой при УНКВД СССР по Московской области был приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 19 декабря 1937 года протоиерей был расстрелян на Бутовском полигоне.

14 декабря 1955 года был реабилитирован Президиумом Московского областного суда.

Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 г.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...t**

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я, как и обычно, был в соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин, полиелей – в сослужении прочего духовенства. В службе, как и обычно, участвовали три хора, включая воспитанников регентско-псаломщических курсов, кои также читали канон и 1 час по окончании бдения.



Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Воскресная служба была совмещена со службой святителю Амвросию Медиоланскому….

На завтра никакой особой торжественности не было обещано…

Литургия.

Хоть о возможном архиерейском служении в сам день ничего было сказано, я предчувствовал, что в сам день может служить архиерей. Тем не менее, в храм я пришел, как обычно, к 8.30. Вот и собор. Ворота в храмовый двор открыты настежь, следовательно действительно ожидается встреча архиерея. В самом храме действительно в центре установлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном – разложены орлецы и поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв. Уже читаются часы, которые читают певчие хора воспитанников регентско-псаломщических курсов. И вот, заканчивается чтение и воцаряется ожидание. Проходит несколько минут, прежде чем в начинается благовест и в притвор выходит духовенство – исключительно духовенство храма, в том числе, о.Сергий Лукин с подносом с напрестольным крестом, а также иподиаконы с архиерейской мантией и жезлом и…. о.Антоний Кригер с подсвечником. Проходит еще пара минут, после чего начинается трезвон, причем, полный, с участием басового колокола, что значит присутствие архиерея. Из алтаря выходят диаконы: о.Евгений Габов и… о.Александр Лысенко с дикирием и трикирием, а также кадилами. Проходит еще несколько минут, прежде чем архиерей, благословляя народ, входит в храм. Еще некоторое время он благословляет народ и здесь и лишь затем он позволяет надеть на себя мантию и тогда же ему вручается посох. Начинается чин встречи. «Премудрость!» - Возглашает о.Александр (о.Антоний в течение всей службы исполняет роль иподиакона, держа подсвечник), и оба диакона кадят, одновременно хор начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего арзхиерея, после чего под пение «Достойно есть….»[22] праздника идет в сам храм для чтения входных молитв. В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Духовенство перед облачением берет благословение, при этом ранее появлявшегося о.Евгений Кузнецова нет (даже учитывая то. что он был уже в подризнике, поверх которого была временно надета ряса). В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая поверх нее жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Александр и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». На сей раз хиротонии не ожидается и сразу начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Сергий Лукин) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» стоит ли опять повторять уже несколько раз вложенные в мое повествование рассуждения об этом Благословенном Царстве, коим именуется и храм Господень (если б трудящиеся здесь это понимали, возможно и я сам не до конца осознавал ЭТО, потому я и не нахожусь в числе их). После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

При нынешнем пении трех хоров пение хоров нередко бывает антифонным, сменяя друг друга. На сей же раз первый антифон пел верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Поет антифон и отвечает на призывы диакона присутствующий на службе хор будущих регентов, поющий снова не совсем стройно. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Антифон этот поет и отвечает на призывы диакона штатный боковой хор собора. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла и оно уносится. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают жития мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем оба молодых диакона с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре, кое-кого строит сам архиерей. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор поет воскресный тропарь, а также храмовый, после чего хор будущих регентов пропел тропарь святителю Амвросию, службу которому решено было совместить с воскресной, а также воскресный кондак. Кондак святителю пел штатный баковой хор собора, кондак же храмовый, как всегда при архиерейском служении, пело духовенство в алтаре, все тем же необычным распевом, какой уже сложился у них. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно, нет, не двумя, а уже тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал апостольское чтение все тот же о.Александр. Чтения дня. На сей раз читаются только рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий. На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море,

нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

5И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

7Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

8Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

9Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

11Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

На тему благодарности Богу. Проказа – эта страшная болезнь, при которой тело человека гниет заживо, несомненно, заставляла людей надеяться на Бога и ни на кого больше, так как и поныне она неизлечима. Тогда и подавно лишь одна милость Божия избавляла от нее. И десять несчастных, страдающих ею, несомненно, взывали к Богу день и ночь с тех пор, как узнали, что болезнь поразила их. Мы знаем, что внешней причиной многих болезней являются те или иные инфекции, но до определенного момента микроб находится в теле человека, не причиняя вреда, но потом вдруг активизируется, начиная разрушать его. Но глубинная причина, как уже много раз писалась, в том, что согрешая, человек отдаляется от Бога, зато дает над собой власть духам злобы, начинающим управлять им и тем больше, чем большую власть они обретают над ним. А тогда Господь попускает их мучить человека и одним из плодов этого и являются болезни. В немалой степени эти козни духов злобы Господь нам с вами попускает в уврачевание наших духовных недугов. Никогда человек так не молится, как в минуты скорби и лишений, посещающих его. Так было и с этими десятью. Услышав их тайные мольбы, Господь помиловал их и исцелил их. И девять из них на радостях побежали исполнять положенные Законом Моисеевым обряды и только один человек возблагодарил Христа. И снова Господь являет свое Божество, не только в чуде, но в словах. Бог и ранее через пророков являл чудеса, но люди, через которых Бог творил их, чаще всего отказывались от похвал, призывая благодарить не их, а Бога. Здесь же Господь исповедует свое Божество и в самых словах. Но снова девять прокаженных из иудеев забыли о благодарности, а самарянин, считающийся у иудеев за язычника, человека, с которым скверно было и разговаривать, возблагодарил Господа и… был ублажен. Увы, эта неблагодарность очень часто бывает и у нас, не потому что Бог обижается на неблагодарность, а потому что в этом является наша холодность, отчуждение от Бога и проявив неблагодарность один раз, другой – мы привыкаем к ней и постепенно отдаляемся от Бога все больше. А любовь и благодарение Богу – есть жизнь небесная – ее основа, а особенно – любовь. Именно она является тем стимулом, во имя которого Небесное воинство служит Богу, а без нее жизнь в райских обителях станет невыносимой для человека. Но да обратимся и да не будет в нас царства тьмы, но Царство Божие, которое, по слову Христа – внутри нас….

Заканчивается чтение и протодиакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон о.Александр Лысенко кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. До пения Молитвы Господней и закрытия Царских врат литургия идет, как и всегда. По закрытии их боковой хор поет избранные песнопения: верхний хор пел одно из песнопений, посвященных Рождеству Христову, боковой – один из ирмосов рядового канона, а хор будущих регентов – кондак Божией Матери «Взбранной Воеводе».

Причастников, как и в предыдущие дни, было довольно много, так что причащение шло на три чаши, причем, на сей раз архиерей в причащении не участвовал. Длилось причащение довольно продолжительное время. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился. Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.