|
Слово в день святой великомученицы Варвары
Православие.Ru, 16 декабря 2011 г. http://www.pravoslavie.ru/put/50434.htm
| Святитель Феофан Затворник
|
| Великомученица Варвара
| Священный долг празднующих в честь святых состоит в том, чтобы смиренно размышлять о делах их жизни, усматривать в них мудрое водительство благодати Божией и их смиренную покорность сему водительству и потом, восхваляя благость Божию и их покорность, стараться стяжать первую и подражать последней, чтобы чествование, начавшись таким образом в уме размышлением, непрерывно продолжалось в жизни подражанием. Сей долг и на нас лежит, ныне празднующих в честь святой великомученицы Варвары. Всякий пришедший в храм сей держит, без сомнения, в уме своем – вместе с прекрасным ликом великомученицы – и мудрый образ ее жизни. Станем же смотреть на сей образ, станем восхвалять благодать Божию, восхвалять подвиги великомученицы и поучаться в них.
И первее всего – видите ли премудрое водительство Божие? Видите ли, как оно творит добро из того, что человек делает не как добро? Как оно не благие намерения заставляет споспешествовать своим благим определениям и зло делает средством к стяжанию истинного блага? Диоскор, сокрывая юную дщерь свою на столпе, не простирал далее видов своих, как только до того, чтоб сохранить в ней девственную чистоту сердца или, может быть, еще чтобы дать ей возможность беспрепятственнее научиться всему, что прилично и свойственно ее полу и возрасту. Он не видел ничего выше и далее земли и, может быть, в самом намерении мешал с родительскою любовью порочную ревнивость. Но чего не видел он, то дал Господь, и чего не думал произвести, то произвела благодать. Укрытой от взора людей – она дала узреть Бога, ревнивостью сохраненную чистоту сердца – возжгла ревностью по славе Божией. Сетовавшую о неестественном удалении от общения с людьми – утешила общением с Богом, удаленную от земли – привлекла к небу, уготовляемую в невесту человеку – уневестила Христу, учимую делам житейским – научила делам благочестия. Так, когда земной отец своими попечениями хотел возвести дщерь свою на возможное совершенство дщерей земных, Отец Небесный благодатью Своею соделывал из нее прекрасную дщерь Неба – общницу Ангелов и святых и невесту Христу.
Наступило брачное время, и Диоскор с печалью увидел, что на леторасли (ростке), которую он хранил с такою заботливостью, расцвел цвет, совершенно им неожиданный, что та, которою он чаял стяжать большую славу, не ищет славы, и которой хотел доставить возможное счастье на земле, не находит в нем ничего привлекательного, – и начал разорять то, что прежде созидал; что прежде хранил, то предал на расхищение, что прежде было ограждал, от того теперь отъял всякую ограду и предал пагубе очей ту, которую укрывал от всех. Радовался мир, видя, как приносят ему столь богатую жертву, радовался ад, ожидая близкую себе добычу, радовался Диоскор, надеясь наконец увидеть плод своих трудов. Но радость их отъята от них. Благодать Божия посрамила надежды суетные! Лишенная всякого надзора – блюдется недремлющим оком Царя Небесного, всем открытая – покрывается кровом крыл Божиих, сведенная со столпа – вводится в купель крещения, подаренная на время свободою суеты – приемлет вечную свободу во Христе на дела благие, объятая житейскою молвою – слышит сладчайшее слово Божие, окруженная прелестями мира – узнает сладости райские, и чаемая юношами невеста – уневещивается Христу. Видите ли, что имел в виду Диоскор и что произвела благодать? Так и всегда Господь недобрые дела людей обращает на служение воле Своей к Своим благим намерениям.
Диоскор надеялся удалением из дома сблизить сердце дщери своей с целями, от коих несколько удалил его, как думал, – строгим своим блюстительством; но, возвратившись, нашел совсем не то, что чаял, – нашел, что совершенно похищена та, коею хотел больше возобладать, что своя ему уже не его, что рождение его перерождено, что в той, в коей кровь его, не его ум и не его сердце. И, не разобравши, хорошо ли это или худо, предается ярости и забыв законы естества, устремляется с мечом за тою, которую родил, терзает ее, морит голодом, предает на позор всему городу, с радостью смотрит на ее страдания и, наконец, становится сам ее палачом. Кто управлял его сердцем, как не ад, который вместил в него всю злобу, чтобы отмстить посрамление свое на той, которою посрамлен! Но под сими внешними делами тьмы какое сокрыто богатство Божественного света и сквозь ухищрение злобы какое зрится обилие благости Божией, посрамляющей их! Святую великомученицу хотят уморить голодом, а ей дается хлеб небесный; ее хотят подавить тяжестью мучений, а она исполняется мужеством, сильным подъять тяжесть всего мира; ей досаждают, – она благодушествует, ее терзают, – она радуется, на нее злобствуют, – она молится, ее предают крайнему посрамлению, а ей ниспосылается ощущение славы небесной и после является Сам Господь славы; у нее отъемлют главу, а она возносится к главе Церкви – Христу, в страданиях, как злато в горниле, искушенная. Так Господь посрамил злобу ада!
Видите ли, как чудны дела Божий? Как непререкаемы намерения Его? Диоскор замышлял одно, а Господь произвел совсем другое. Так и в жизни каждого человека; с течением многоразличных обстоятельств, Он всегда совершает то, что Ему угодно, только сего пути Промышления Божия никакой ум постигнуть, никакая мудрость определить не может. Мы видим только и в себе, и около себя, как действуют люди, а того, что производит Господь людьми, не видим, разве только тогда, как в конце всего увидим плод мудрого водительства Божия – всегда в вечную нам пользу. Потому, при изменении обстоятельств своей жизни, нам не должно ни роптать, ни жаловаться, а только, с совершенным преданием себя воле Божией, смиренно ждать, – что, наконец, даст нам Господь.
Не многообразен и не долог путь жизни святой великомученицы Варвары, но обилен назиданием и потребует много трудов и времени от желающего подражать. Ибо, скажите, какой добродетели нет в ней? Веры ли? Но она желала научить ей и отца своего, и научила бы, если бы око ума его не было закрыто суеверием и злобою. – Упования ли? Но чем же отвлекла она сердце свое от всех надежд земных, кои в таком привлекательном виде и так верно предлагал ей мир? – Любви ли? Но вспомните, о чем молилась она, когда меч был занесен над главою ее? – Мудрости ли? Но познать Бога в видимых тварях — не мудрость ли? Искать света истины среди суеты, найти его, последовать ему – не мудрость ли? Уединенную жизнь употребить не в пользу плоти, а в назидание духа – не мудрость ли? – Мужества ли? Но преодолеть естественную над сердцем власть отца и родных, предать себя страшным и опасным мучениям, нимало не колебаться от них, не видя им конца, радостно встретить смерть, – не есть ли это громогласное свидетельство ее высокого мужества? Но и вся добра есть прекрасная невеста Христова – святая великомученица Варвара.
Да удобрит же она и нас добротою своею и да научит нас подражать своему святому житию! Не можем и не будем отказываться от сего ни по высоте образца, ни по своей слабости. Ибо и она была человек с подобными нашими немощами, но возмогла о Господе. Господь же – всех есть Господь. Правда, мы не всегда можем быть уединенными, как она; но не уединение умудряет, а уменье пользоваться уединенными минутами дает возможность стяжевать мудрость. А разве мы никогда не бываем одни – с Богом, совестью и своею жизнью, а от сих трех чему нельзя научиться в несколько минут, особенно при сближении их? Даже если бы в самом деле были чрезвычайно обременены необходимыми занятиями, то у самых нужных дел нужно похищать, так сказать, по несколько минут для беседы с ними. Не имеем такой отрешенности от забот, такой живости и чистоты сердца, такой светлости ума, чтоб могли ощутить беспрепятственно бесконечные Божие совершенства, явленные в тварях? Но, братие, и из кремня выбивают искру, и из холодного дерева вытирают огонь. Чего не находим в душе, – это не значит еще, что того в ней и совсем нет. Оно есть, но только не раскрыто. Решимостью, напряжением воли, трудом, упражнением – из нее можно извлечь все, что видим у кого. Наблюдатель упражнением так приучает свой глаз, что он замечает наконец самые мелкие оттенки. Природа пред нами. Частым обращением с нею так можно приучить чувство, что оно во всякой малой вещи может ощущать бесконечную силу Божию.
Что же касается до того, что святая великомученица, позванная Богом, неуклонно последовала Его внушению, что потом употребила все усилия, чтоб точнее познать истину, что все вменила в уметы Христа ради, что среди страданий возросла – в вере, любви, уповании, преданности, мужестве,— что, несмотря на препятствия, не отказалась от веры, несмотря на ужасы мучений, не устыдилась исповедать Христа, чем всем обнаружила преимущественно смиренную покорность воли своей воле Божией; то это такие добродетели, без которых никто не бывает истинным христианином, если не в таком виде, то в другом, и если не во всех сих действиях в отдельности, то в неточной их причине – совершенной то есть покорности мановениям Божиим, как, когда и откуда бы они к нам ни приходили, которую стяжать да поможет нам молитвами своими святая великомученица! Аминь.
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне этого дня я, как и всегда, был на службе в соборе, где вседневную вечерню (с добавлением входа, как на вечернях в воскресные дни Великого поста) и утреню с полиелеем совершил о.Роман Хотков.
Евангелие на утрени (от Матфея): 1Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Собственно, привести можно было всю главу, так как она вся посвящена Страшному Суду. В данном же случае светильники – это души людей, а масло богатство дел, которые имеет она и если за душой этой нет ничего доброго, то она угасает и свет ее – тьма. Увы, все добро человека перемешано со злом и масло, которое человек кладет в лампаду души своей, преисполнено всяких негодных примесей, а зачастую, добавив раз в год в нее немного масла, человек совсем забывает о лампаде и она тухнет. Что будет в обоих случаях? Не опомнился бы человек в день последний, когда Жених уже при дверях. Увы, сами по себе мы бессильны сделать так, чтобы лампада эта была всегда полна маслом, подобающим встрече Жениха, но как ни удивительно, сам Тот, которого мы призваны встречать, способен восполнить нам недостаток масла и даже очистить то, что у нас есть. Все это дается нам в Таинствах Церкви и нигде больше. Но Бог не спасает нас без нашего согласия, а если человек лишь сидит на печи, крича, «помоги», то кто же придет к нему на помощь, если он даже и не приступил к делу? А у нас с вами, увы, так бывает часто. Хотелось бы обратиться, чтобы и нам в день встречи быть в числе готовых, в лампадах которых был бы подобающий елей….
В конце о.Роман лишь благодарил всех за молитву, особых слов не говоря….
Литургия.
В сам день я также был в соборе, где службу совершал один о.Роман, без диаконов с пением бокового хора, причем, его певчие читали и часы.
Чтения дня. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Глава 7.
1Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.
8И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
Евангелие (от Луки): 1В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7И отвечали: не знаем откуда.
8Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
9И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
И снова обличение иудейских вождей. Одна из известных притч – притча о виноградарях. Господь некогда избрал себе народ и вручил его священству, которое прежде избрал тоже от этого же народа, вручив ему народ сей. Но они обратили этот виноград Божий в орудие, служащее лишь своей пользе, а посылаемых от Бога людей – то есть пророков, дабы те дали положенные Господину плоды, они, да и все иудейские вожди избивали и предавали смерти. Наконец, Бог послал Сына Своего. Здесь Господь говорит уже о том, что вскоре будет, а о том, что будет потом – свидетельствовали сами иудеи, слышавшие притчу. Но всякий, введенный в число верных Господних, призван приносить плод Богу, делая ум свой и душу храмом Божества, без чего никто не сможет войти в Небесные обители. Даем ли мы эти плоды? Если даем. то каковы они? А если нет, то еще не поздно изменить жизнь. Господи, сподоби и мене сие сотворити….
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало
Открыться вере.
24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же
веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Евангелие (от Марка): 21Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
35Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань.
42И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
Исцеление кровоточивой. Так, женщина, страдающая своей болезнью 12 лет, не получила пользу от врачей, но видя неизлечимость ее, тем усерднее взывала к Богу и Господь услышал ее вопль. Мы не знаем всей истории. Несомненно, долгие годы болезни смиряли ее и душа ее вполне была готова к этому исцелению, так как Бог не исцеляет, не творит чудес просто так, но всегда обращает это к пользе. Но и без чудес подчас болезнь, мучения от духов тьмы, мучивших нас, подчас бывают полезней исцеления, так как власть этих духов над нами бывает от пристрастия ко злу, к грехам. Разумеется, эта женщина была готова к исцелению, если же с нами не происходит этого, то лишь потому что мы не освобождаемся от причин этой напасти, то есть от греха, от власти над нами сих духов тьмы, которым мы позволяем рулить нами. Боже, в помощь мою вонми, Боже, помощи ми потщися!
Притом, согласно Закону Моисееву, она считалась нечистой и к ней запрещалось прикасаться (почему она и перепугалась, когда Господь открыл ее людям). Но Господь не презрел ее, как не презирал ни прокаженных, просящих у него исцеления, ни кающихся мытарей, кои по делам их тоже считались у иудеев нечистыми. Тем самым Господь указал на то, что любовь и отношения с Богом выше всех этих обрядов. Обряд – дело важное, но не важнее прочих и не важнее любви, а у каждого в духовной жизни – свое место. Если же обряды выставляются на первое место и им придается чрезмерное значение, то выходит искажение и жизнь человека идет не туда, как уклонившись в обрядоверие, иудеи отпали от Бога, ибо обряды поставили выше Бога. В Новом Завете многие из тогдашних обрядов отменены, но соблазн уклонение в обрядоверие остается для нас большим, так как жизнь по внешних правилам, даже самым суровым, куда легче реальной духовной жизни, выпалывания поля своей души от прорастающих на ней сорняков страстей и грехов, чем мы с вами не очень-то любим заниматься. Итак, духовная жизнь важнее и внешнее не должно быть препятствием для внутреннего, но помогать ему, ибо цель – не обряды, но движение к Богу, чтобы стяжать Царство Божие в себе, сблизиться с Богом, который сам призывает нас к себе и желает и нашим душам исцелиться от греха, как исцелилась плоть этой женщины. Боже, помилуй мя!
Четверг, 17Декабря 2015
| http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/1132-bozhestvennaya-liturgiya-v-den-pamyati-svyatoj-velikomuchenitsy-varvara
|
| По окончании службы о.Роман поблагодарил всех за молитву и сказал несколько слов на тему нынешнего праздничного Евангелия, заметив, что Господь исцелил страдающую кровотечением и это опровергает многие суеверия ветхозаветного происхождения, запрещающие женщинам в определенном положении приходить в храм (с другой стороны, чин общей исповеди включает в себя и такой грех, как «вхождение в храм в нечистом виде и прикосновение к святыням в этом состоянии») и заметил, что Господь не презрел ее и не осудил, а ведь согласно Ветхому Завету она действительно считалась нечистой. Но для нас обряды Ветхого Завета, относящиеся ко плоти, не имеют значения, ибо для спасения нашего они не играют никакой роли. Также он вспомнил и о почитаемой ныне великомученице Варваре, заметив, что в народной традиции ей принято молиться об избавлении от внезапной смерти (разумеется, это не значит, что святые, как чиновники в городской администрации, каждый отвечает за определенную отрасль и каждый помогает только по определенному случаю, нет, но каждый из них молится о нас, прося, в первую очередь, Небесных для нас благ и Господь подает, не забывая и о земном… Но известен, например, случай, когда некий турок по молитвам великомученика и целителя Пантелеимона был избавлен от пожара, так что в отношении нашем со святыми Божиими все не так строго, как в отношении с земными чиновниками), что для современного человека является сущей бедой. Ежедневно в Новороссийске умирает, в среднем, 10 человек, в год это 3650, из них, в лучшем случае, 50 перед этим сподобляются принять Таинства Церкви, остальные умирают без покаяния. В немалой степени это – следствие нерадения нашего, забвения о грядущей смерти, ждущей нас всех. Но да не постигнет нас смерть без покаяния молитвами святой Великомученицы Варвары и всех святых, изряднее же – Пречистыя Матери Божия!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|