Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация статистических графиков.





Статистические графики представляют собой условные изображения статистических данных посредством линий, геометрических фигур, рисун­ков или картосхем.

Статистические графики обычно строят в качестве дополнения к статистическим таблицам, но могут быть построены и самостоятельно.

При всем своем многообразии статистические графики классифицируются по ряду признаков:

· способ построения;

· аналитическое предназначение (поставленные задачи);

· символы геометрического образа.

По способу построения статистические графики подразделяются на диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамика, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.

Прежде, чем приступать к построению графика, необходимо чётко уяснить поставленную перед собой задачу и затем только выбрать графический образ, который лучше всего будет способствовать её решению.

I. Виды статистических графиков по способу построения:

· диаграммы;

· картограммы;

· картодиаграммы.

П. Виды статистических графиков по поставленным задачам:



· диаграммы сравнения;

· диаграммы динамики;

· диаграммы контроля выполнения плана;

· диаграммы структуры;

· графики вариационных рядов;

· графики зависимости варьирующих признаков;

· статистические карты.

II. Виды статистических графиков по форме графического образа:

· линейные графики – статистические кривые.

· плоскостные графики:

- столбиковые;

- полосовые (ленточные);

- секторные;

- круговые;

- квадратные;

- прямоугольные;

- фигурные;

- точечные;

- фоновые.

● объёмные графики – поверхностные распределения (пирамиды, параллелепипеды, сегментные графики и т.п.).

В настоящее время разработаны пакеты прикладных программ компьютерной графики, которые значительно облегчают решение задач статистического исследования. Наиболее часто используемыми пакетами прикладных программ являются: Microsoft Excel; STATISTIKA 6.0; Harvard-graphics и др.

Более всего распространённой системой координат при построении статистических графиков является система прямоугольных координат. При этом оптимальным соотношением сторон поля графика по осям абсцисс и ординат для зрительного восприятия считается соотношение, равное от 1,5:1,00 до 1,3:1,00, которое называется «правилом золотого сечения».



Введём исходную информацию для построения графиков, которую будем использовать в дальнейшем.

Имеются условные данные по среднесписочной численности менеджеров по продажам, количеству проданного ими однотипного товара, индивидуальной рыночной цене на этот товар, а также объёму продаж двадцати фирм в одном из регионов РФ в I квартале исследуемого года.

 

Таблица 1

Исходная информация для построения графиков

№ фирмы п/п Численность менеджеров, чел. Количество проданного товара, шт. Цена, тыс. руб.     Объём продаж, млн руб.  
3,3
2,8
2,5
3,2
3,0
3,1
2,9
3,2
3,6
2,9
3,3
2,6
2,7
3,2
3,1
4,0
3,0
3,2
3,5
3,0
ИТОГО - 62,1

 

На базе исходной информации, а также дополнительной, сделаем постановку отдельных заданий. Затем представим методику построения всех видов графиков.

Диаграммы сравнения

Диаграммы сравнения используются для сравнения однотипных объектов по од­ноимённым признакам. По форме графического образа здесь чаще всего используются диаграммы:

- столбиковые;

- полосовые (ленточные);

- фигурные;

и реже:

- круговые;

- квадратные;

- прямоугольные.



Столбиковые диаграммы сравнения

Столбики символизируют собой сравниваемые объекты, строятся на горизонтальной оси. Ко­личество столбиков определяется числом сравниваемых объектов. Ширина столбика может быть произвольной, но обязательно одинаковой для всех столбиков. Высота столбика строится в соответствии с масштабной шкалой, построенной на вертикальной оси, и отражает величину изучаемого показателя. Числа, характеризующие величину показателя, помещаются внутри каждого столбика или над ним.

Задание 1

Используя данные таблицы 1, требуется построить для первых трёх однотипных фирм столбиковую диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

 

 

Решение:

 
 

 


Рис. 1. Количество проданного условного однокачественного товара в трех однотипных фирмах в одном из регионов РФ в I квартале исследуемого года

Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале исследуемого года из 3-х рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой №1 (11 шт.), а менее всего – фирмой №3 (8 шт.).

Полосовые (ленточные) диаграммы сравнения

В этих диаграммах (в отличие от предыдущей) столбики строятся на верти­кальной оси – оси ординат. Полосовая (ленточная) диаграмма представляет ряд простирающихся вдоль оси абсцисс полос одинаковой ширины.

Задание 2

Используя данные таблицы 1, требуется построить для первых трёх однотипных фирм полосовую диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

 

Решение:

 
 

 

 


Рис. 2. Количество проданного условного однокачественного товара в трех однотипных фирмах в одном из регионов РФ в I квартале исследуемого года

 

Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале исследуемого года из 3-х рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой №1 (11 шт.), а менее всего – фирмой №3 (8 шт.).

Фигурные диаграммы

При построении фигурных диаграмм статистические данные изображаются в виде рисунков-символов, которые в наилучшей степени отражают сущность изображаемого явления (⌂, ∆и т.п.). Здесь каждому знаку-символу условно придаётся определенное числовое значение, и, пу­тем последовательного их расположения на поле графика, формируются соответст­вующие «полосы». Величина отображаемого показателя определяется количеством стандартных знаков в каждой «полосе». Иногда для каждого сравниваемого показа­теля строят по одному условному знаку-символу, но разной величины – пропорцио­нальной величине изображаемого показателя. Фигурные диаграммы более выразительны, наглядны, легко воспринимаются, и поэтому их часто применяют в рекламах.

Задание 3

Используя данные таблицы1, требуется построить для первых трёх однотипных фирм фигурную диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:

Пусть условный товар – это автомобили (марка автомобиля – условная).

Возьмем масштаб:

- две единицы проданного товара

Номер фирмы


- 8 шт.

 

- 9 шт.

 

- 11 шт.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.