Сделай Сам Свою Работу на 5

Нововавилонское искусство.





Последние страницы истории Двуречья связаны с Вавилоном (иногда его называют Нововавилонским).

Новый Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв.км., разделенный Ефратом на западную и восточную части. Он быт пересечен системой длинных прямых улиц – «дорог процессий», которые вели к центральным храмам. Новый город, по существу, представлял собой пригород старого Вавилона и соединялся с ним деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей нового Вавилона была «дорога процессий» богини Иштар. Эта дорога соединяла храм бога-покровителя города Мардука с Северными воротами богини Иштар. Один из храмов города – семиярусный зиккурат Этеменанки – «Дом основания Небес и Земли». Всего в Вавилоне (по литературным источникам) было 53 храма.

Из светской архитектуры большую известность получили «Висячие сады», входившие в дворцовый комплекс Навуходоносора II.

Под влиянием Ассирии усиливается роль цветного компонента в архитектуре (использовались цветные изразцы, глазурованный кирпич). Характерно чередование светлого и темного фона, чередование плоского и выпуклого изображения животного. Декоративная красочная орнаментальность – характерная черта Нововавилонского искусства.



 

Искусство Ахеменидского Ирана.

Искусство Древнего Ирана делится на два основных периода:

1. Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.

2. Искусство Ирана эпохи Ахеменидов 550-331гг. до н.э.

 

Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.

К периоду «железного века» (XIII-Xвв. до н.э.) относятся произведения серой керамики. Это так называемые «чайники» – тонкостенные горшки с длинными выступающими носами; большие бокаловидные сосуды с маленькими ручками; «триподы» – неглубокие чаши на трех высоких ножках. Большенство керамических изделий имеет серый и темно-серый цвет.

Период с X по VIIв. до н.э. называют «золотыми веками муристанских бронз». Часто встречаются псами – металлические детали конских удил. Статуэтка «Зрвана» - полиморфное божество, сочетающее в себе черты юноши и старца. К этому периоду относятся пакторали. Пактораль – нагрудное украшение, тонкая металлическая пластина с закругленными углами, повторяющая форму тела (золотая пактораль из Завие VIIв. до н.э.).



Искусство Ирана отличается особым разнообразием изображаемых «добрых» и «злых» существ. Это и крылатый бык-шеду, и крылатое чудовище с телом быка и головой орла или грифа, крылатый баран, крылатый лев с птичьим хвостом, «гений» с лицом и руками человека и бычьими ногами и т.д.

Наиболее древним комплексом в Нуш-и-Джан является храм огня – ромбовидный в плане, возможно, обнесенный по периметрукруглой стеной, с треугольным святилищем внутри. Святилище украшено слепыми окнами и нишами.

В древнем Иране получило распространение религиозное течение зароастризм по имени пророка Заратуштры. Основные положения учения нашли отражение в Авесте. Согласно зароастризму, мир создан из самосоздающего и самоуничтожающего Космического огня.

 

Искусство Ирана эпохи Ахеменидов 550-331гг. до н.э.

Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек возник при КиреII и Дарии в местности Пасаргада. Гробница КираII – каменная целла с двухскатной кровлей на высоком постаменте из шести ступеней. Ахеменидские лдворцы строились по раз установленному стандарту и в Пасаргадах, и в Персеполе, и в Сузах.

Гумбад (перс. Купол, свод) – в архитектуре Ирана название мавзолея в форме башни, увенчанной небольшим шатром или полусферическим куполом.

Чартак (или чо хартаг (перс.) –четыре арки) – зароастрийский храм огня в форме кубической постройки с аркой в центре каждой стороны и куполом наверху, строились в местах выхода природного газа. Позднее в Средней Азии – название здания с куполом на четырех арках. Отсюда – русское слово чердак.



Самый выдающийся памятник Ахеменидского Ирана – Персеполь – начал создаваться около 520г. до н.э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее 3000 человек. Комплекс возведен на искусственной платформе высотой 12м. Вход в комплекс – «Ворота всех стран» - украшали огромные (более 10м) человекобыки. Основной строительный материал – кирпич-сырец и камень. Каменные детали выполнены из светлого песчаника, имеются вставки из бронзы. Они раскрашивались в яркие, несущие символический смысл, цвета. Известно, что некоторые рельефы снимали и переносили в другое место согласно ретуальным действиям. Рельефы Персеполя – медленное, ритмичное, торжественное шествие солдат, вельмож, чиновников, жрецов, подвластных народов. Здесь есть строжайшая канонизация, доходящая до монотонности, стремление к симметрии, зеркальному отображению одних и тех же сцен. Каждый дворец и рельеф имеет определенное, связанное с ритуалом, место. Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями – символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры.

В период Ахеменидов строятся колоссальные скальные гробницы. Самый большой комплекс расположен в Накш-и-Рустам в нескольких километрах от Персеполя. Здесь находятся гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Все они едины по плану – на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Над входной дверью располагалась скульптурная композиция.

 

Ахеминидское царство рухнуло под натиском войск Александра Македонского.

 

ЛЕКЦИЯ

Искусство Американских цивилизаций. Доколумбовая эпоха. Ацтеки. Майя. Инки.

М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.

М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.

М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

 

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.

Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:

· Культура Ацтеков (Центральная Мексика);

· Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);

· Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).

Культура Ацтеков.

Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XIIв. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.

Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.

Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.

На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.

Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200´170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98´12´8.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.

Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.

 

Культура Майя.

Яркая культура создана народами майя. Уже в II-IIIвв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (91´4=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)

Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.

Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII-IXвв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.

У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.

Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.

Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.

 

Культура Инков.

Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XVв. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделение населения на элиту и основную массу жителей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и , как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населения, каждая из которых имела определенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет - служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство. 8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше - глухие старики. 10 группа: больные.

В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее поэтому иногда называют «индейским социализмом». В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами. Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 80´45 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 60´30 нитей/см). Они делали операции, в том числе и трепанацию черепа.

Последнего Инку звали Тупаку Омару.

 

Дополнительные сведения.

Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

Недалеко от г. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах. Известен храм Скрещенных рук. Позднее этот жест-знак встречается в Колумбии.

Культура Чавин, связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – середине Iтыс. до н.э.

Культура Наска(середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден «деревянный Стоунхендж Перу» – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска – это площадки, линии, спирали, человеческие и звериные «фигурас» (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

Культура Мочика (I-VIIвв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342´159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 г. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. «Найм» означает «птица» или «полет». Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделен на 10 кварталов 450´300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXVв. Инков. В 1460-х гг. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

Культура Ольмеков– одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков - была покинута по неизвестным причинам в 900г. Второй столицей «ягуарных» индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).

 

 

ЛЕКЦИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.