Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).





Введение

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик личности, ее чувства, мысли и интеллект, пробуждает творческие способности.

Главной целью дисциплины “История зарубежного искусства” является процесс познания мира через искусство, как отражение культуры человеческого общества и его эстетических представлений, с помощью конкретных художественных образов. Воплощая идеал прекрасного, достигаемый высотой поэтичности, жизненной правды, искусство способно развивать общество.

История искусств представляет собой сложную картину развития и взаимодействия различных национальных культур, школ, направлений, стилей, течений, традиций, творческих личностей и коллективов, опирающихся на опыт предшествующих поколений с новым пониманием действительности. Изучение этих аспектов и является задачейданного курса.

При прохождении дисциплины “История зарубежного искусства” студенты знакомятся с временными характеристиками и периодизацией мировой культуры, познают зависимость искусства от социального заказа общества, изучают специальную терминологию, профессиональные средства, используемые художниками и архитекторами различных эпох в их практической деятельности.



При знакомстве с зарубежным искусством рекомендуется посещать музеи и картинные галереи, а также периодические и временные выставки, использовать хорошо иллюстрированные книги, имеющие достаточно высокое полиграфическое качество. Постепенно в процессе познания у профессионала архитектора или дизайнера в сознании формируется собственный ассоциативный ряд. При упоминании имени мастера, времени, страны или стиля память восстанавливает образы, помогающие проникнуться чувством времени или стиля. Знание истории искусств способствует плодотворному и действительно профессиональному творчеству, когда не надо тратить время на «изобретение велоситеда», а открывать новое звучание старых форм или совершенно новые формы и образы.

История искусств являлась и является неисчерпаемым источником творчества для многих выдающихся творцов в области всех видов искусств. Познание в этой области человеческих знаний продолжается в течении всей жизни. Данный курс лекций дает возможность первого соприкосновения и помогает ориентироваться в многогранных явлениях в области культуры и искусства.



Тексты некоторых лекций содержат дополнительные сведения, дающие более глубокое представление об особенности искусства и культуры рассматриваемой страны или или времени.

 

ЛЕКЦИЯ

Виды искусства, жанры, стили.

В зависимости от способов художественного освоения действительности искусство делится на виды: архитектура, живопись, театр и т.д.

Все виды искусства делятся на две категории:

1. Пространственные (или пластические, зрительные, изящные, по англ. Fine arts) – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер. К ним относятся: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, народное искусство.

2. Временные искусства (поэзия, музыка).

 

Существуют также синтетические виды искусств – театр, кино, цветомузыка (впервые этим занялся А Скрябин, русский композитор; Чурленис писал картины по музыкальным произведениям). Можно увидеть явление синтеза искусств. Например, архитектуры с монументальным искусством, скульптурой. Пластические искусства могут приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликация).

Жанр (фр.genre – род, вид) - подразделения каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В истории теоретического осмысления искусства предполагаются различные принципы жанрового деления – тематические, конструктивные, функциональные. Каждый жанр делится на несколько поджанров. В результате одно произведение искусства можно отнести к различным жанровым группам. Например: скульптура «Медный всадник» Э.М.Фальконе – памятник, конный памятник, портрет, исторический портрет, аллегорический портрет.



Существовало и различное отношение к жанрам. Классицизм предполагал строгую иерархию жанров, они оценивались как «высокие» и «низкие». Романтизм отвергал такую иерархию. При нем стало возможным столкновение комического и трагического.

Стиль(гр. Stylos – палочка для письма по воску, письмо, слог) – совокупность, единство характерных признаков, присущих искусству какого-либо народа, какого-либо времени. Например: греческий стиль, египетский стиль, романский стиль, Возрождение.

Иногда этот термин используется при обозначении группы памятников, обладающих какими-либо определенными признаками. Например: краснофигурный или чернофигурный стиль в греческой вазописи. Словом «стиль» обозначают также индивидуальную творческую манеру архитектора, скульптора, живописца. Например, стиль Гогена.

 

 

Происхождение искусства.

Памятники первобытно-общинного искусства были обнаружены сравнительно недавно – во второй половине XIX века на территории Франции и Испании. В то время была затруднена датировка находок, и многие не осознали их подлинность. В 1868 году в Испании была обнаружена пещера Альтамира, вход в которую был засыпан обвалом. Марселино де Савтуола, занимавшийся несколько лет спустя раскопками, обнаружил настенную живопись. Открытие было опубликовано, но оказалось сенсационным, и о нем забыли. Вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных на стенах Ла Мут (Франция). Открытия, археологические находки постоянно отодвигают вглубь веков время возникновения искусства.

Основными предпосылками творческой деятельности человека являются: свободное время (излишки пищи), развитие творческого мышления (охота). Этому способствовало и зарождение первых верований.

Существуют несколько теорий происхождения искусства:

1. Теория макарон (миандров). Автор Брейль.

2. Теория руки. Автор Гущин А.С.

3. Простой этап (сравнивание камня с образом животного). Автор Тайлор Э.Б.

4. Теория натурального макета. Автор Столяр А.Д.

Кроме вышеперечисленных исследователей проблемы происхождения искусства и первые шаги его развития рассматриваются в работах Абрамовой З.А., Васильевского Р.С., Виппер Р.Б., Лот А., Окладникова А.П. и др.

 

 

ЛЕКЦИЯ

Первобытное искусство.

Первобытное искусство – собирательное обозначение различных форм искусства певобытно-общинного строя.

Основные формы искусства:

1. Произведения малых форм (мобильное искусство, роспись предметов быта)

2. Монументальное искусство (живопись, графика, барельеф).

Основные группы памятников:

1. Сюжетные.

2. Знаковые.

3. Ритмические (орнамент). Искусствовед Соколова писала: «Орнамент – подчерк эпохи».

 

 

Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).

Поздний Палеолит - время первых религиозный воззрений, время окончательного сложения родовой организации общества. В начале позднего Палеолита появляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.

Основной район распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири бытовала преимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). И только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной красной краской.

К более раннему периоду Ориньяк (35 - 20 тыс. до н. э.) относятся памятники:

1. Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания.

2. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6 см. Австрия (из серии так называемых «палеолитических Венер»).

3. Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция.

4. Голова лани. Пещера Кастильо. Испания.

5. Голова Оленя. Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможность красочной линии. Животное показывается в различных позах.

Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк) изображают животных почти в натуральную величину. Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири - Мальта, Буреть.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.