Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные механизмы координации как основа конструирования организации. Типы организаций.

Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. По своему характеру координация бывает:

1. превентивная — направленная на предвидение проблем и трудностей;

2. устраняющая – предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

3. регулирующая – направленная на сохранение существующей схемы работы;

4. стимулирующая– направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Подходы к выделению типов координации:

1.Неформальная непрограммируемая координация – осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования, строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия.

2. Программируемая безличная координация — используются запрограммированные методы безличной координации.

3. Индивидуальная координация – занимается координацией руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения, или специально назначенный координатор (руководитель по продукту, проекта, представитель заказчика и т.д.).

4. Групповая координация — вопросы координации решаются на совещаниях групп.

Типы координации в рамках конфигурационного подхода:

1.Прямой контроль (прямое управление или непосредственное)— один человек осуществляет координацию, отдавая приказы другим, применяется тогда когда вместе должны работать несколько человек.

2.Стандартизация труда (рабочего процесса)– означает определение, программирование непосредственного содержания работы, процедур, которым нужно следовать. Чаще всего программирование работы разных людей с целью достижения тесной координации входит в обязанности аналитика.

3. Стандартизация навыков и квалификации — стандартизации подвергается сам сотрудник, а не процесс работы или конечный результат. Он набирает определенные знания и умения, которые затем последовательно применяются во время работы. Имеет место за пределами организации (в университете), до того, как сотрудник впервые принимается на работу. Стандарты исходят не от аналитика, а от сотрудника в качестве его вклада в работу, которую он выполняет. Координация в этом случае достигается в силу того, что специалисты в разных областях знают, чего ожидать друг от друга.



4. Стандартизация выпуска – означает спецификацию конечного результата. В этом случае взаимодействие между деятельностью различных людей предопределено заранее.

5. Взаимное согласование (приспособление) — при помощи него достигается координация работы посредством простого процесса неформального общения. Люди, выполняющие работу, взаимодействуют между собой.

6. Стандартизация норм (поведения) — сотрудники разделяют ряд общих для них убеждений и на основании этого могут достичь координации деятельности.

В отличие от рассмотрения структур, представляющих определенное сочетание составляющих ее частей, в действительности, как оказывается, эти элементы, определенным образом, естественно складываются в определенное число сочетаний, которые мы называем конфигурациями. В частности, существует шесть основных составляющих организации, шесть основных механизмов координирования, шесть основных типов децентрализации. Они подходят для того, чтобы описать суть шести основных конфигураций, где параметры проектирования организации и ситуационные факторы, связанны с каждой конфигурацией.

Если внешние и внутренние условия благоприятствуют одному из этих импульсов, то и соответствующий компонент становится в организации ключевым, соответствующий ему механизм координации занимает ведущие позиции и устанавливается наделяющая его властью форма децентрализации. Таким образом, организация тяготеет к определенному виду конфигурации. Мы кратко рассмотрим шесть конфигураций такого рода, а также седьмую, которая возникает в отсутствие импульсов или же доминирующей части.

Шесть конфигураций, шесть типов организаций: простая структура, машинная бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизиональная форма, адхократия, миссионеры, политические организации.

1.Простая структура – одно подразделение во главе один или несколько руководителей высшего звена. Характеризуется централизацией власти. Структура слабо формализована. Используется механизм прямого управления. Среднее звено отсутствует. Обучение и планирование используются минимально, поскольку стандартизация практически отсутствует, необходимость в аналитиках также отсутствует. Все это обеспечивает гибкость и динамичность структуры. Соответствие ситуационным факторам: она соответствует динамичной среде. Это молодые, маленькие организации. Внешняя среда динамична и проста. Руководитель, директор могут быть одновременно ее собственником.

2. Машинная бюрократия – характерна для производственных предприятий. Для нее характерна высокая специализация работ. Механизм координации – стандартизация рабочих процессов. Характерна высокая степень формализации, здесь нужна обширная техноструктура. Развито планирование деятельности. Иерархия руководителей среднего звена выстраивается на основе фунционального принципа. Соответствие ситуационным факторам: соответствует простой внешней среде, автоматизированное (массовое) производство, это старый тип структур.

3. Профессиональная бюрократия – характерно большое кол-во профессионалов (университеты, больницы) Основана на стандартах и навыках и умениях. Власть переходит к профессионалам в операционном ядре. Важна роль обслуживающей части в таких проф. структурах. Ее значение велико для обеспечения работы основного операционного ядра. Небольшая роль техноструктуры. Соответствие ситуационным факторам: стабильная внешняя среда, эффективность зависит от профессионализма. Организация децентрализована и автономность операционной системы не должна изобиловать предписаниями и инструкциями. Она не может быть автоматизирована. Данная структура считается современной.

4. Дивизиональная – представляет собой не только цельную организацию, сколько объединение ряда организаций с помощью нежесткой административной структуры. Дивизиональные формы это структурные подразделения среднего звена, называемые подразделениями. Характерна для крупных и средних организаций. Построена по рыночному принципу и подразделения ее автономны, поэтому для нее характерна децентрализация (вертикальная). Генеральная штаб-квартира сохраняет подобие контроля над своими подразделениями. Основной механизм координации – контроль результатов деятельности.

5. Одхократия – в тех случаях, когда необходимо использовать нововведения, возникают структуры, рассчитанные на один проект, одно решение. Эти структуры позволяют собирать экспертов в группы, творческие команды. Самый простой тип координации – взаимное приспособление в работе групп. Власть распределяется по всей системе (избирательная децентрализация). Такие структуры характерны для сложной динамичной среды, поскольку требует коллективных усилий, большого числа специалистов из разных областей.

6. Организации миссионерского типа – в основе лежат ценности, идеология, стремление делать других приверженцами своей идеологии. К ним относятся религиозные и общественные организации. Характерно стремление выполнять работу сообща, слабое разделение труда. Слабо различаются элементы структуры в рамках конфигурации, слабо выделена стратегическая вершина. Координация строится на использовании норм ценностей, убеждений, разделяемых членами организации. ключевой фактор – социализация. Такие структуры сильно децентрализованы, в них отсутствует техноструктура, они не полагаются на проф. обучение. Миссионерские организации не слишком молодые, размер не всегда понятен.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.