КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Для контроля давления и температуры масла и воды дизеля применяются дистанционные манометры и термометры.
Дистанционный термометр типа ТПП (рис. 40) состоит из трех основных частей: приемника-датчика, непосредственно соприкасающегося с жидкостью (маслом или водой), указателя температуры и капиллярного трубопровода, соединяющего приемник с указателем.
Приемник представляет собой баллон в виде трубки, частично наполненный кипящей при низкой температуре (около 24°С) жидкостью — хлорметилом.
Капиллярный трубопровод диаметром 0,35 мм заполнен незамерзающей жидкостью, состоящей из смеси 75% глицерина, 20% этиленгликоля и 5% воды. Он соединяет полость приемника с полостью спиральной трубчатой пружины (трубки Бурдона) указателя, являющегося малогабаритным манометром. Шкала на указателе нанесена в градусах Цельсия, цена одного деления 5° С.
Принцип действия дистанционного термометра основан на зависимости между температурой и давлением паров хлорметила. При повышении температуры в приемнике, погруженном в воду или масло, возрастает давление хлорметила, которое воспринимается спиральной трубчатой пружиной указателя. Перемещение подвижного конца этой пружины через рычажную систему осуществляет поворот стрелки прибора.
Приемники дистанционных термометров в системе охлаждения дизеля устанавливаются в полостях колен, отводящих воду из головок блоков.
Указатели размещаются на панелях контрольно-измерительных приборов в обеих кабинах машиниста.
Нормальная работа дистанционного термометра зависит от соблюдения правил его установки, ухода и периодического контроля за его работой. Изгиб капиллярного трубопровода радиусом менее 50 мм, скручивание, а также прокладка его без надежного ограждения от повреждений не допускаются. Для контроля прибора приемник помещается в жидкостный термостат с контрольным ртутным термометром, с показаниями которого сравниваются показания дистанционного термометра. При расхождении показаний дистанционного термометра с контрольным свыше 10°С дистанционный термометр заменяется новым.
Дистанционный манометр типа МТС (рис. 41) состоит из приемника, воспринимающего давление измеряемой среды, капиллярного трубопровода и указателя.
Приемник дистанционного манометра имеет корпус, внутри которого помещен сильфон, полость которого и соединяющаяся с ним капиллярная трубка заполнены незамерзающей жидкостью (лигроином, керосином или бензином). Другим концом капиллярный трубопровод присоединяется к указателю, представляющему собой малогабаритный манометр с трубчатой пружиной. Корпус приемника присоединяется к штуцеру на маслопроводе и крепится при помощи зажима. Находящееся внутри приемника масло давит на сильфон, который, сжимаясь, передает давление через жидкость в капиллярной трубке к указателю. Трубчатая пружина манометра, распрямляясь, осуществляет поворот стрелки. На шкале указателя нанесены деления до 15 кГ/см2 через каждые 0,5 кГ/см2
Указатели дистанционных манометров размещаются на панелях контрольно-измерительных приборов в обеих кабинах машиниста. Требования по установке и содержанию дистанционных манометров такие же, как и для дистанционных термометров.
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Топливная система (рис. 42) служит для хранения, фильтрации и подвода топлива к топливному насосу дизеля. Она включает в себя: топливный бак 11, фильтр грубой очистки 5, вспомогательный топливный насос 4, перепускной клапан 19, топливоподкачивающий насос 18, фильтр тонкой очистки 17 и трубопроводы.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 43), установленный перед вспомогательным топливным насосом, задерживает сравнительно крупные механические примеси.
В дно цилиндрического корпуса 1 упирается штуцер 3 с трубкой 2, предназначенной для скрепления основных деталей фильтра. Гофрированная цилиндрическая поверхность стакана 6 покрыта в два слоя металлической сеткой: наружный слой выполнен из сетки № 08 (ГОСТ 6613—53) с размером ячейки 0,8 мм, внутренний—из сетки № 008 (ГОСТ 6613—53) с размером ячейки 0,08 мм. Топливо, проходя через сетки, очищается от механических примесей и поступает по каналам между впадинами гофрированной поверхности стакана в полость крышки 9. Нижняя крышка 5 гофрированного стакана и верхняя прокладка 8 предотвращают просачивание неотфильтрованного топлива в полость отфильтрованного. Пробка 4 служит для слива загрязненного топлива, а пробка 10 — для выпуска воздуха из полости отфильтрованного топлива. Фильтр грубой очистки установлен на всасывающем трубопроводе вспомогательного топливного насоса и должен иметь незначительное сопротивление проходу топлива из бака. Промывка его производится при каждом профилактическом осмотре тепловоза.
Вспомогательный топливный насос служит для подачи топлива к топливоподкачивающему насосу во время работы дизеля, а также для заполнения топливной системы перед его пуском.
Насос (рис. 44) состоит из корпуса 1, крышки 5, ведущей шестерни 7, малой шестерни 3, сидящей на валике 6, и уплотнительного устройства, состоящего из гофрированной трубки 12, втулок 10 и 13, опорной втулки 8, пружины II и накидной гайки 9. Поверхности зубьев ведущей шестерни 7 отстоят на 0,02—0,06 мм от соответствующих поверхностей серповидного выступа 14 крышки 5.
Работа вспомогательного топливного насоса происходит следующим образом: при вращении ведущей шестерни 7 по часовой стрелке малая шестерня 3 вращается также по часовой стрелке. При этом топливо, заполняющее впадины между зубьями из полости всасывания (правой по чертежу), перегоняется в полость нагнетания (левую по чертежу). В полости нагнетания зубья ведущей и малой шестерни входят в зацепление и выдавливают из впадин топливо, которое по штуцеру 2 поступает в нагнетательный трубопровод.
От вспомогательного топливного насоса через кран 20 (см. рис. 42) производится наполнение расходного топливного бака котла-подогревателя системы охлаждения.
Топливоподкачивающий насос служит для подачи топлива к топливному насосу с давлением 0,6—0,8 кГ/см2. На дизеле 1Д12 установлен коловратный топливоподкачивающий насос типа БНК-12ТК. В корпусе 1 (рис. 45) установлен стакан 2 с эксцентричной расточкой. Внутри стакана, соосно с его наружной поверхностью, вращается ротор 4, у которого в четырех пазах находятся лопасти 3. Положение лопастей в пазах ротора ограничивается поверхностью эксцентричной расточки стакана 2 и стержнем 5.
При вращении ротора 4, расположенного эксцентрично в расточке стакана 2, лопасти 3 имеют постоянный контакт наружными гранями с поверхностью расточки стакана 2. При этом объемы между смежными лопастями непрерывно изменяются. При вращении ротора против часовой стрелки они увеличиваются в правой части насоса, создавая во всасывающей полости насоса разрежение (топливо засасывается в насос), и сокращаются в левой части насоса, создавая в ней давление (топливо вытесняется из насоса). При небольшом сопротивлении в нагнетательном трубопроводе перепускной клапан 8, прижатый пружиной 6 к своему седлу, разобщает полость нагнетания от полости всасывания и топливо из этой полости полностью поступает в нагнетательный трубопровод. При увеличении сопротивления в нагнетательном трубопроводе давление на клапан 8 преодолевает сопротивление пружины 6, клапан открывается и часть топлива перепускается во всасывающую полость. Пружина 6 с помощью регулировочного болта затягивается с таким расчетом, чтобы давление после топливного фильтра тонкой очистки было в пределах 0,6—0,8 кГ/см2.
Редукционный клапан выполнен двойным — снизу к нему пружиной 11 прижимается клапан 7, который позволяет осуществить заполнение топливопроводов к фильтру и топливному насосу на неработающем дизеле. При этом топливо поступает во всасывающую полость насоса через отверстия в перепускном клапане 8, давит на клапан 7 и, отжимая его вниз, заполняет топливоподающую систему.
Топливный фильтр тонкой очистки (рис. 46) служит для окончательной очистки топлива, поступающего к топливному насосу, от механических примесей. В корпусе 1, закрытом сверху крышкой 8, помещается фильтрующий элемент 2, состоящий из сетчатого стакана 4 с шелковым чехлом 3 и фильтрующего пакета, набранного из чередующихся толстых и тонких войлочных пластин. Тонкие пластины изготовлены из более плотного войлока. Фильтрующий пакет зажат между крышкой и буртаком металлического стакана при помощи стяжной шпильки II и пружины 14, опирающейся на дно корпуса.
Между стенками корпуса и наружной поверхностью фильтрующего элемента образуется полость, в которую поступает топливо через входное отверстие в крышке 8. Отсюда топливо через войлочные пластины и шелковый чехол проникает внутрь сетчатого стакана 4 и затем через выходное отверстие в крышке направляется к топливному насосу.
К штуцеру 6 на крышке фильтра присоединяются две трубки. Первая трубка оканчивается краном для выпуска воздуха из полости очищенного топлива. Ко второй трубке присоединяется манометр для контроля давления очищенного топлива.
На топливопроводе перед топливоподкачивающим насосом установлен перепускной клапан, предназначенный для слива в топливный бак избытка топлива, поступающего к насосу. Он состоит из корпуса 1 (рис. 47), шарового клапана 2, пружины 3 и регулировочного винта 4. Затяжка пружины клапана устанавливается такой, чтобы во время работы вспомогательного топливного насоса давление топлива перед топливоподкачивающим насосом не превышало 2,2 кГ/см2.
Топливный бак 11 (см. рис. 42), расположенный под средней частью рамы тепловоза, служит для хранения запаса дизельного топлива. Бак имеет две горловины 10 с сетчатыми фильтрами для наполнения его топливом. Расположение горловин позволяет набирать топливо с обеих сторон тепловоза.
В отстойнике 6 имеется спускная пробка 8 для слива загрязненного топлива и воды.
Над отстойником расположены две трубы: всасывающая — для забора топлива из бака и сливная — для слива избытка его при работе вспомогательного топливного насоса. Трубы сообщаются между собой через приемник, который имеет отверстие для поступления в него топлива из бака. При таком расположении труб в системе создается циркуляция топлива с многократным проходом его через фильтр грубой очистки перед поступлением в дизель. Для промывки бака предусмотрены люки, закрываемые пробками 9 на резьбе. Слой теплоизоляции из войлока толщиной 8—10 мм на боковых стенках и днище бака предохраняет находящееся в нем топливо от сильного охлаждения при низких температурах окружающего воздуха.
Мерная рейка 7 служит для определения степени заполнения бака. При наборе топлива необходимо следить, чтобы в бак не попадали грязь, снег и вода. Нельзя допускать наполнение бака без фильтра в горловине и оставлять горловину открытой после набора топлива. Набор неотстоявшегося топлива не разрешается.
Топливопроводы дизеля должны иметь герметичные соединения между собой и в местах присоединения к корпусам топливной аппаратуры и фильтрам. Внутренние поверхности трубопроводов должны быть чистыми и устойчивыми против коррозии, а наружные поверхности соединительных элементов оцинкованы. Топливопроводы следует надежно укреплять для предохранения их от вибрации во время работы тепловоза. Сплющенные трубопроводы, поврежденные штуцера и накидные гайки должны заменяться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|