Диалектический материализм
Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.
Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.
«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение конца девятнадцатого столетия; название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).
Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют.
Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 1. Сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили разнообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, В.И. Ленин) считали, что существует 5 видов движения:
1) биологическое;
2) химическое;
3) физическое;
4) психологическое;
5) социальное – высшая форма движения материи.
2. Французские материалисты 18 века (Фейербах) считали, что мир есть материя, принципиально непознаваемая. Марксистская теория, напротив, признавала, что мир познаваем в принципе.
3. Философия, и метафизический материализм в частности, постепенно отделяются от науки. Диалектический материализм служил основой для науки.
4. Представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависима от нашего сознания. Представители диалектического учения придерживались мнения, что всё в миресубъективно, т.к. непознаваемо.
Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает
действительный мир?
Материализм – сознание верно отражает объективный мир.
Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а
самопознание абсолютного духа.
Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).
Охарактеризуйте общество как систему и общественное производство (основные сферы и др.), а также структуру материального производства и его роль в жизни социума. Изменится ли роль и место материального производства, если предположить, что в исторической перспективе в результате НТР основная масса живого труда и рабочей силы переместится в другие отрасли общественного производства, невещественные по своему характеру - в науку, искусство, сферу образования, воспитания?
Социальная системапредставляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей, при этом обладая особыми интегральными системными свойствами, не свойственными ее частям, а присущими системе в целом, сплачивающими ее в целостность.
Особая специфика социальной системы состоит в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.
В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы):
1. Материально-производственную; 2.Социальную, 3.Политическую, 4. Духовную.
Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику. Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с коммуникативной и регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, норм, традиций, ценностей, благодаря которым кристаллизуются приоритеты, обеспечивающие сохранение и приумножение положительного опыта собственно человеческого жизнеосуществления.
Материально-производственная сфера общества. Ее компонентами являются: труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ, механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.
Исходной предпосылкой и итогом исследования материально-производственной сферы выступает труд, созидательная деятельность человека. Труд включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность человека, воплощающего в себе все богатство общественных отношений и связей, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда. Процесс труда включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе – первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Вторая сторона труда – общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Необходимо подчеркнуть при этом нерасторжимость единства социального и природного во всех элементах и сторонах труда. Труд играет фундаментальную роль в социально-историческом бытии человека: а) это процесс созидания самого человека и самого общества; осуществляя свою трудовую деятельность в условиях наличного бытия, человек постоянно стремится выйти за его пределы; б) труд есть всеобщеисторический момент. Развитие общественного труда подчиняется действию закономерностей определенных ступеней общественного развития; он испытывает влияние со стороны конкретных исторических ситуаций.
Базовым понятием для уяснения способов организации труда выступает предложенное К. Марксом понятие способа производства материальных благ, представляющего единство двух видов отношений – отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Эти отношения зафиксированы в категориях соответственно «производительные силы» и «производственные отношения».
Производительные силы и производственные отношения:
1. Базис общества: производственные отношения и взаимосвязанные с ними производительные силы.
2. Надстройка: политико-юридические отношения, политические идеи и теории, право, политические организации и учреждения.
Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной.
Производительные силы — это те вещественные и духовные факторы, благодаря которым осуществляется процесс производства. Они делятся на производительные силы людей (навыки, квалификация, организация, информация, воля и др.), производительные силы природы, освоенные людьми (средства производства), подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Особое место в производительных силах занимает наука, которая интегрирует первый и второй элемент в единое целое.
Производственные отношения — это отношения возникающие между людьми в процессе производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личностный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).
Постоянное усложнение задач деятельности человека заставляет его создавать все более сложные средства труда, осваивать новые предметы труда. В тесном взаимодействии с развитием вещественных элементов труда развивается и сам человек. Производительные силы имеют определенный уровень и характерразвития. Уровень развития производительных сил характеризует состояние, степень развития предметных и личностных элементов труда и проявляется в производительности труда. Характер производительных сил означает способ соединения этих элементов (общественный или частный).
В процессе производства материальных благ люди вступают в отношения друг с другом – производственные отношения, включающие отношения собственности, взаимного обмена деятельностью, распределения и потребления произведенных предметов и услуг. Эти отношения составляют столь же необходимую сторону материального производства, как и производительные силы.
Производительные силы и производственные отношения как стороны способа производства взаимодействуют, подчиняясь закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Закон вскрывает двустороннюю зависимость: производственных отношений от производительных сил и производительных сил от того, соответствуют (дают простор для развития) или не соответствуют им данные производственные отношения, но определяющей стороной в этом взаимодействии являются производительные силы.
Производительные силы – более подвижная, изменчивая сторона способа производства. Они не могут оставаться неизменными, так как рабочая сила, средства производства, даже если никто не ставит себе целью изменять и развивать их, постоянно совершенствуются в процессе разрешения противоречия между личностными и вещественными элементами производительных сил. Производственные отношения, наоборот, – система консервативная, имеют тенденцию к устойчивости, так как всякое их изменение затрагивает интересы части или даже всех членов общества и предполагает сопротивление тех или иных групп людей. Из-за консервативности производственных отношений производительные силы общества на определенной стадии своего развития приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Производственные отношения из формы развития производительных сил превращаются в их тормоз, становятся препятствием развития. В предшествующей истории это противоречие приобретало характер острого классового конфликта, который разрешался социальной революцией, утверждающей новые производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам, а, следовательно, и новый способ производства. Итак, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это закон развития общественного способа производства материальных благ как целостной системы и закон перехода от одного способа производства к другому.
Изменится ли роль и место материального производства, если предположить, что в исторической перспективе в результате НТР основная масса живого труда и рабочей силы переместится в другие отрасли общественного производства, невещественные по своему характеру - в науку, искусство, сферу образования, воспитания?
На протяжении всей истории основная масса живого труда и рабочей силы перемещается в другие отрасли общественного производства, но роль и место материального производства от этого не меняется.
Материальное производство является базисом социальной структуры общества, тогда как наука, искусство, образование и воспитание - надстройкой. Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной. С усилением надстройки усилиться ее обратная связь по отношению к базису, однако роль базиса от этого не изменится.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|