Сделай Сам Свою Работу на 5

Метафизический материализм Нового времени





Сравните идеалистические модели общества (субъективного и объективного идеализма) с материалистическими моделями общества. Каковы их философское обоснование, достоинства и недостатки этих моделей.

Идеалистическая модельимела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.
Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.
Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям. Так, Гегель полагал, что источник развития общества находится в абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей.
Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания - сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального.
Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития. Так, последователи И. Канта Г. Риккерт (1863 - 1936) и Г. Виндельбанд (1848 - 1915) утверждали, что поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то в обществе не может быть объективных законов, которые фиксируют устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.



Объективный идеализм

Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом некий разум, дух, который существует как объект, то есть независимо от человека, от людей вообще. Его называют «мировым разумом», «абсолютным духом» и т. д. Это нечто, напоминающее бога, — духовная сила, стоящая над миром или как бы разлитая в нем. Объективный идеализм, таким образом, в конечном счете сближается с религией. Разумеется, философы-идеалисты не представляют себе мирового духа в образе человеческом, как это характерно для религии. Для них мировой дух — это мысль, пронизывающая всю вселенную, система понятий, существующая не в голове человека, а вне его, в качестве некоего идеального мира. Но тем не менее объективный идеализм — изощренная, рафинированная религия.



Классическим представителем объективного идеализма был немецкий философ Г. Гегель (1770—1831). В его философской системе весь мир, все явления природы, общества, включая и самого человека, предстали как воплощение, выражение мирового духа. В наши дни идеи объективного идеализма защищаются в первую очередь философами, примыкающими к религиозным организациям. Таковы неотомисты (последователи учения средневекового философа и теолога Фомы Аквинского). Характерная черта неотомизма — стремление «примирить» основные положения религии с данными науки. Примером современного объективного идеализма является также система немецкого философа Н. Гартмана (1882—1950). С его точки зрения, в основе мира явлений, в котором мы живем, лежит некая идеальная сфера сущностей.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм за первичное, решающее, определяющее начало в мире признает сознание, разум или волю субъекта, отдельной личности.



По мнению субъективных идеалистов, единственное, в чем можно быть твердо убежденным,— это в существовании человеческого сознания. Что бы ни делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о том, что существует какой-то внешний мир, с их точки зрения, бессмысленно. Все окружающие человека предметы (скажем, деревья, дома, животные) предстают перед ним потому, что он их видит, чувствует, представляет.

Вот как рассуждал, например, английский философ Д. Беркли (1685—1753). Что такое вишня? Я вижу ее, осязаю, пробую. Но если устранить ощущения красноты, мягкости, влажности, которые я при этом испытываю, то что останется от вишни? Ничего. Она исчезает, поскольку представляет собой не более чем соединение различных ощущений.

Сходную точку зрения высказывали и махисты (сторонники австрийского физика и философа Э. Маха), которых резко критиковал В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Из того факта, что человек познает мир посредством органов чувств и их устройство не может не влиять на характер чувственного образа, философы-махисты сделали вывод, что единственная «реальность», с которой имеет дело человек,— это данные его органов чувств, его ощущения.

Материализм

Материализм– это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.

Материализм прошёл в своём развитии 3 этапа:

Античный материализм
Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения первоначал – атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов – переходу их в пустоту (небытие). Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение - важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом - абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров.

Метафизический материализм Нового времени

Метафизический (или механический) материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.


Метафизический материализм 17—18 века характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.

Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.