Сделай Сам Свою Работу на 5

Рабочая программа по курсу «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

Тема 1. Педагогика как наука.
Воспитание, образование как предмет педагогики. Функции педагогической науки и результаты научной деятельности. Наука и практика, опыт. Состав педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками. Педагогическая система.
Методология и методы педагогических исследований. Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный методологические принципы. Методы педагогических исследований: теоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, интроспекция, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях. Значение методологической компетенции учителя.
Тема 2. Педагогический процесс
Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе. Структура педагогического процесса. Понятие о педагогической технологии. Педагогическая деятельность. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Тема 3. Целеполагание в педагогике.
Цель как компонент педагогической деятельности. Иерархия целей воспитания и образования: общие (государственные), среднего уровня (отдельных педагогических систем) оперативные. Цели воспитания и образовательные стандарты. Таксономия целей Б.Блюма. Всестороннее развитие личности и другие цели воспитания в мировой практике. Цели воспитания в современной российской школе.
Тема 4. Личность как предмет воспитания.
Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная природа личности. Развитие личности. Факторы развития личности, природные, социальные. Наследственность как фактор развития личности, задатки, способности. Среда как фактор развития личности. Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности. Воспитание как особенный фактор развития личности.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

УЧЕБНИКИ: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003
Педагогика/ Под ред. Л.П.Крившенко. М.,2004
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997
ЛИТЕРАТУРА:
Сайт МГОУ: База данных «Ресурс образования». MGOU.RU
Закон РФ «Об образовании». Любое изд.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И.Журавлева. М., 1988
Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? Книга для учителя. М., 1993
Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге 21 века. М., 1999
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Соч. в 6-ти тт. Т3. М.,1983
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 1998.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996
Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1998
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997
Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
ПЕРИОДИКА: Педагогика, Вопросы психологии, Учительская газета, Воспитание школьников, Народное образование, Первое сентября, Педагогический поиск, Семья и школа




Раздел II. Теория воспитания

В разделе излагаются основы теории воспитания, которая является частью педагогики и изучает закономерности, содержание, методы, средства, условия воспитательной работы. При изучении следует обращать внимание на главные понятия, выделенные курсивом, и выполнять задания по самопроверке.

Воспитание как целенаправленный процесс

Сущность процесса воспитания

Вос­пи­та­тель­ный про­цесс в сред­ней шко­ле яв­ля­ет­ся ча­стью широкого процесса формирования личности, ко­то­рый объ­е­ди­ня­ет как обу­че­ние и вос­пи­та­ние в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Про­цесс вос­пи­та­ния ме­нее изу­чен, хо­тя он име­ет свои осо­бен­но­сти и пред­став­ля­ет­ся в из­вест­ном смыс­ле бо­лее слож­ным, чем обу­че­ние. Пси­хо­ло­ги­че­ская сущ­ность про­цес­са вос­пи­та­ния со­сто­ит в пе­ре­во­де ре­бен­ка из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое, и с по­зи­ций пси­хо­ло­гии вос­пи­та­ние есть про­цесс ин­те­рио­ри­за­ции, то есть пе­ре­во­да внеш­не­го по от­но­ше­нию к лич­но­сти опы­та, зна­ний, цен­но­стей, норм, пра­вил во внут­рен­ний пси­хи­че­ский план лич­но­сти, в ее убе­ж­де­ния, ус­та­нов­ки, по­ве­де­ние. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: - диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); - организация педагогического взаимодействия (реализация планов); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Принципы воспитания

Как было сказано, принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст 2.3).
Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.
Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 3.4).
Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран (см. текст 7.4).
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.