Сделай Сам Свою Работу на 5

РАННЕЕ И РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ





РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

№ 1. Греческий историк Геродот[21] о населении Волго - Донского междуречья в раннем железном веке

VI в. до н.э.

IV. 11.[22] Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты[23] вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс[24] и прибыли в киммерийскую[25] землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам).

IV. 21. За рекой Танаисом[26] – уже не скифские края, но первые земные владения там принадлежат савроматам[27]. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадения Меотийского озера[28], на пятнадцать дней пути, где ни диких, не саженных деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины[29]. Здесь земля покрыта густым лесом разной породы.

IV. 22. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом на восток живут фиссагеты[30] – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки[31]. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса).



IV. 108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло – голубые глаза и рыжие волосы. В земле находится деревянный город под названием Гелон[32].<…>Однако у будинов другой язык, чем у гелонов[33], образ жизни их также иной.

IV. 109. Будины – коренные жители страны – кочевники. Это единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками. Гелоны же, напротив занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густым лесом разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы<...>

IV. 116<...>С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.



IV. 117. Савроматы говорят по – скифски, но исстари неправильно, так как амазонки[34] плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.

Геродот. История: В 9 кн. – М., 1993. С. 190, 192, 214–216.

 

№ 2. Страбон[35] о скифо – сарматских племенах

I в. н.э.

XI. I. I. К Европе примыкает Азия, соприкасаясь с ней вдоль реки Танаис<…>

XI. I. 5. Те, кто переходит в географическом описании от Европы к Азии, при разделении на две части встречается сначала с северными областями<…>

XI. II.I. При таком географическом положении первую часть – от северных стран и океана – населяют некоторые скифы – кочевники, живущие в кибитках, а еще далее от них вглубь страны – сарматы (также скифы), аорсы и сираки[36], простирающиеся на юг до Кавказских гор; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием.

XI. II.2<…>Устья Танаиса мы знаем <…> однако выше устья известна только небольшая часть течения реки из – за холодов и скудности, которую местные жители могут преносить, так как они питаются мясом и молоком по обычаю кочевников, но чужеземцы не переносят ее <…> Кроме того, кочевники, не вступающие в общение с другими народностями и более многочисленные и могущественные, преградили доступ во все удобопроходимые места страны и в судоходные чести реки<…>

XI. II. 8. Далее следуют уже кочевники, живущие между Меотидой и Каспийским морем, именно набианы и панксаны, а также племена сираков и аорсов. Эти аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племен, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь Сираков, выставил 20000 всадников (в то время как Фарнак владел Боспором), Спадин же, царь аорсов, даже 200 000; однако верхние аорсы выставили еще больше, так как они занимают большую часть побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен у армян и мидийцев; вследствии своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса, а сираки – по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду.



XI. VI. 2. Если войти в Каспийское море, то справа живут скифы или сарматы, пограничные с Европейскими странами, между Танаисом и этим морем, большей частью кочевники (о них я уже упоминал). Слева живут восточные скифы, также номады, область которых простирается до Восточного моря и Индии. Старинные греческие источники называли все северные народности общим именем скифов или кельтоскифов<…>Что касается племен, обитающих за Каспийским морем, то одних они называют саками, других – массагетами, не будучи в состоянии сообщить о них ничего определенного хотя эти историки и описывали войну Кира с массагетами.

Страбон. География: В 17 книгах. – М., 1964. С. 466 – 468.

 

№ 3. Римский историк Корнелий Тацит[37] о вооружении сарматов

I – II вв.

I. 79. Как это ни странно, сила и доблесть сарматов[38] заключается не в них самих: нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд. В тот день, однако шел дождь, лед таял, и они не могли пользоваться ни пиками, ни своими длиннейшими мечами, которые сарматы держат обеими руками; лошади их скользили по грязи, а тяжелые панцири не давали им сражаться. Эти панцири, которые у них носят все вожди и знать, делают из пригнанных друг к другу железных пластин или из самой твердой кожи; они действительно непроницаемы для стрел и камней, но если врагам удается повалить человека в таком панцире на землю, то подняться он сам уже не может.

Корнелий Тацит. История. – Л., 1969. Соч. Т. II. С. 42.

 

№ 4. Римский историк Аммиан Марцеллин[39] о гуннах и савроматах

IV в.

XXII. 27. На значительном расстоянии отсюда вокруг Танаида[40] обитают Амазонки, простирающиеся вплоть до Каспийского моря.

28. В соседстве с ними течет река Ра[41], на обрывах которой родится растительный корень того же имени, пригодный для разнообразного употребления при лечении.

29. За Танаидом[42] на широком просторе живут Савроматы, по земле которых текут не пересыхающие реки<...>Впрочем, племена Савроматов раскинуты и по другим местностям на огромном пространстве; оно прилегает к берегу, по которому протекает река Корак, вливающаяся в самый отдаленный угол моря.

XXX. 2.1. Племя Гуннов[43], о котором мало знают древние памятники, живет за Мэотийскими болотами у Ледовитого океана[44] и превосходит всякую меру дикости.

2.4. Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение как к гробницам, отрешенные от обычного людского обихода. У них нельзя найти даже покрытого тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приручились переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением разве крайней необходимости; у них даже не считается безопасным находится под кровлею.

2.6. Головы они прикрывают кривыми шапками, а волосатые ноги защищают козьими шкурами; обувь, не пригнанная<...>

2.8. Иногда, угрожаемые нападением, они выступают в битвы клинообразным строем с свирепыми криками. Будучи чрезвычайно легки на подъем, они иногда неожиданно и нарочно рассыпаются в разные стороны, разнося смерть на широкое пространство.

2.9. Их потому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конец которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острие кости, а в рукопашную рубятся, очертя голову, мечами и, сами уклоняются от ударов кинжалов, набрасывают на врагов крепко свитые арканы для того, чтобы опутать члены противника, отнять у них возможность усидеть в коне или уйти пешком.

2.10. У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея не определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости.

Аммиан Марцеллин. Сохранившиеся книги истории // Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Вып. 2. – СП б., 1906.

 

РАННЕЕ И РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

№ 5. Византийский историк Прокопий Кесарийский[45]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.