Искусство как феномен культуры. Основные концепции происхождения искусства: игровая (Й. Хейзинга), магическая (С. Рейнак), трудовая (Бюхер), биологическая (Ч. Дарвин), психоаналитическая (З. Фрейд).
Специфика видов искусства: театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры. Типология жанров, их эволюция.
Взаимосвязь искусства и культовых форм. Первобытная мифология как способ освоения окружающего мира.
Роль и место искусства в эпоху первобытного общества. Сюжетика и семантика образов первобытного искусства.
Значение и функции первобытного искусства. Памятники первобытного искусства: росписи пещер и наскальные изображения, скульптура, керамика, погребальные постройки, мегалитическая архитектура (дольмены, менгиры, кромлехи).
Роль религии и система канонов в египетском искусстве.
Искусство Египта в период Древнего царства. Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и формирование монументального стиля в архитектуре и в изобразительном искусстве.
Искусство Египта в период Среднего царства. Развитие традиций пирамидального строительства, соединение пирамиды и скальной гробницы в едином комплексе. Круглая скульптура, рельефы и росписи.
Древняя Греция. Исторические связи эгейской и греческой культур. Религиозные представления, мифология и их роль в греческом искусстве.
Искусство архаического периода. Сложение ордерной системы. Чернофигурная и краснофигурная техники вазовой росписи.
Искусство Древнего Рима. Рост города и монументальное строительство. Развитие скульптурного портрета и его связь с культом предков.
Искусство периода Империи. Культовые и зрелищные сооружения. Идеализация в официальном искусстве.
Разложение принципов классического искусства и влияние эллинистической традиции на римское искусство во второй половине I в. Реалистический подход в портрете.
Развитие раннехристианского искусства. Концепция византийского храма. Изобразительный и цветовой канон византийской живописи.
Сложение и развитие крестово-купольного храма. Иконографический канон в живописи IX – XII вв. Основные категории византийской эстетики и их влияние на развитие искусства. Особенности иконографии и художественного языка.
16. Искусство романского периода. Термин "романский", его происхождение. Развитие церковной архитектуры. Феодальные замки.
17. Искусство готического периода. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Миниатюра. Витраж.
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену
Искусство Древней Руси. Звериный стиль в искусстве.
Преемственность древнерусского искусства по отношению к искусству Византии. Архитектурные памятники Киева, Новгорода. Монументальная живопись и иконопись. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева и Дионисия.
3. Культура и искусство Россиив XVII веке. Специфика русского барокко ("нарышкинский стиль"). Творчество Симона Ушакова.
Борьба реалистической и готизирующей традиций в искусстве Проторенессанса. Художественная реформа Джотто.
Высокое Возрождение. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти
Творчество крупнейших мастеров Северного Возрождения: Яна Ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера.
Искусство Западной Европы XVII - XVIII в.в. Новации в системе жанров. Проблема стиля в искусстве XVII века. Барокко и классицизм: художественные особенности.
Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века. Переход к светскому мировоззрению.
Русское искусство XVIII века. Специфика русского барокко. Архитектура: строительство Петербурга - города нового типа.
Искусство Западной Европы XIX . Классицизм и академизм. Творчество Жака Луи Давида.
Искусство Западной Европы XIX. Романтизм: эстетика, художественные особенности. Теодор Жерико –основоположник романтизма.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн в искусстве конца ХХ века.
Импрессионизм как явление европейского искусства второй половины XIX века. Определение термина, хронологические рамки, эстетика, круг художников, выставки.
Русское искусство XIX века. Утверждение стиля ампир в архитектуре. Стремление к ансамблиевости и синтезу искусств.
Распад классицистической системы в архитектуре второй половины XIX века. Формирование эклектики и историзма.
Развитие портретного искусства. О. А. Кипренский – крупнейший представитель романтизма в русской живописи.
Товарищество передвижных художественных выставок: история, концепция, круг художников.
Искусство конца XIX-начала XX вв. Символизм и модерн в русском искусстве. Русский импрессионизм.
Художественный авангард России.
Модернистская и постмодернистская парадигмы культуры. Основные направления модернизма и постмодернизма.
Фовизм. Творчество Анри Матисса.
Кубизм. Происхождение термина. Художественная концепция. Этапы развития. Творчество Пабло Пикассо.
23. Экспрессионизм. Художественная концепция. Судьбы художников-экспрессионистов. Объединения "Мост", "Синий всадник".
Дадаизм. Эпатаж зрителя и претензии на революционность.
Сюрреализм. Происхождение термина. Теоретическая основа. Художественная концепция.
Основные проблемы развития искусства XX века.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1) Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Аст-пресс», «Галарт», 2008. 622 с.
2) Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. - М.: Высшее образование Юрайт-Издат, 2009. 435 с.
3) Рысаева Т.Д. История искусств: учебное пособие.- Кемерово., Кузбасвузиздат, 2009. 347 с.
4) Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.
Дополнительная:
1) Алпатов М.В. Древнерусская живопись. - М.: Искусство, 1974. 495 с.
2) Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987. 400 с.
3) Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. 250 с.
5) Бенеш О. Искусство северного Возрождения. - М.: Искусство, 1973. 500 с.
6) Боннер А. Греческая цивилизация: в 3 Т. - М.: Искусство, 1958-1962. Т. I - III.
7) Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. 2-е // АН СССР. Институт Археологии. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 200 с.
8) Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. - М.: Галарт, 1994. 360 с.
9) Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. - М.: Искусство, 1978. 370 с.
10) Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М.: Искусство, 1972. 640 с.
11) Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1966. 450 с.
12) Зайцев Г. Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX-XX вв. Взгляд на развитие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 200 с.
13) Иконников А. В. Зарубежная архитектура. - М.: Стройиздат, 1992. 250 с.
14) Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. шк., 1994. 460 с.
15) История русского искусства./ Под общ. ред. Грабаря И. Э. - М.: Искусство, 1953-1959. Т. I-IV.
16) Коган Л. Н. Теория культуры. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. 160.
17) Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973. 460 с.
18) Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: Искусство, 1971. 530 с.
19) Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. - М.: Искусство, 1974. 470 с.
20) Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. - Л., 1986. 700 с.
21) Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1987. 280 с.
22) Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Искусство, 1961. 950 с.
23) Образ современника. Советский живописный портрет 1917 – 1976. - М.: Сов. художник, 1978.
24) Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. - Л., М.: Азбука, 2005. 350 с.
25) Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. - М.: Искусство, 1937. 420 с.
26) Полевой В. М. Искусство XX века. - М.: Искусство, 1991. 450 с.
27) Рапацкая Л. А. Искусство "серебряного века". - М.: Просвещение, 1996. 190 с.
28) Ревальд Д. История импрессионизма. - М.: Искусство, 1959. 600 с.
29) Ревальд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. - М.: Искусство, 1962. 620 с.
30) Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. - М.: Искусство, 1971. 420 с.
31) Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1993. 510 с.
32) Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. - М.: Искусство, 1971. 370 с.
33) Соколов Г. И. Искусство этрусков. - М.: Искусство, 1990. 320 с.
34) Сопоцинский О. И., Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. - М.: Искусство, 1975. 400 с.
35) Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века. - М.: Искусство, 1984. 550 с.
36) Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. 670 с.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, графические материалы, видеофильмы отражающие суть представляемого материала.
Рабочая программа дисциплины
«Всеобщая история искусств»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|