Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство как феномен культуры. Основные концепции происхождения искусства: игровая (Й. Хейзинга), магическая (С. Рейнак), трудовая (Бюхер), биологическая (Ч. Дарвин), психоаналитическая (З. Фрейд).





Специфика видов искусства: театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры. Типология жанров, их эволюция.

Взаимосвязь искусства и культовых форм. Первобытная мифология как способ освоения окружающего мира.

Роль и место искусства в эпоху первобытного общества. Сюжетика и семантика образов первобытного искусства.

Значение и функции первобытного искусства. Памятники первобытного искусства: росписи пещер и наскальные изображения, скульптура, керамика, погребальные постройки, мегалитическая архитектура (дольмены, менгиры, кромлехи).

Роль религии и система канонов в египетском искусстве.

Искусство Египта в период Древнего царства. Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и формирование монументального стиля в архитектуре и в изобразительном искусстве.

Искусство Египта в период Среднего царства. Развитие традиций пирамидального строительства, соединение пирамиды и скальной гробницы в едином комплексе. Круглая скульптура, рельефы и росписи.

Древняя Греция. Исторические связи эгейской и греческой культур. Религиозные представления, мифология и их роль в греческом искусстве.



Искусство архаического периода. Сложение ордерной системы. Чернофигурная и краснофигурная техники вазовой росписи.

Искусство Древнего Рима. Рост города и монументальное строительство. Развитие скульптурного портрета и его связь с культом предков.

Искусство периода Империи. Культовые и зрелищные сооружения. Идеализация в официальном искусстве.

Разложение принципов классического искусства и влияние эллинистической традиции на римское искусство во второй половине I в. Реалистический подход в портрете.

Развитие раннехристианского искусства. Концепция византийского храма. Изобразительный и цветовой канон византийской живописи.

Сложение и развитие крестово-купольного храма. Иконографический канон в живописи IX – XII вв. Основные категории византийской эстетики и их влияние на развитие искусства. Особенности иконографии и художественного языка.

16. Искусство романского периода. Термин "романский", его происхождение. Развитие церковной архитектуры. Феодальные замки.



17. Искусство готического периода. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Миниатюра. Витраж.

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену

Искусство Древней Руси. Звериный стиль в искусстве.

Преемственность древнерусского искусства по отношению к искусству Византии. Архитектурные памятники Киева, Новгорода. Монументальная живопись и иконопись. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева и Дионисия.

3. Культура и искусство Россиив XVII веке. Специфика русского барокко ("нарышкинский стиль"). Творчество Симона Ушакова.

Борьба реалистической и готизирующей традиций в искусстве Проторенессанса. Художественная реформа Джотто.

Высокое Возрождение. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти

Творчество крупнейших мастеров Северного Возрождения: Яна Ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера.

Искусство Западной Европы XVII - XVIII в.в. Новации в системе жанров. Проблема стиля в искусстве XVII века. Барокко и классицизм: художественные особенности.

Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века. Переход к светскому мировоззрению.

Русское искусство XVIII века. Специфика русского барокко. Архитектура: строительство Петербурга - города нового типа.

Искусство Западной Европы XIX . Классицизм и академизм. Творчество Жака Луи Давида.



Искусство Западной Европы XIX. Романтизм: эстетика, художественные особенности. Теодор Жерико –основоположник романтизма.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн в искусстве конца ХХ века.

Импрессионизм как явление европейского искусства второй половины XIX века. Определение термина, хронологические рамки, эстетика, круг художников, выставки.

Русское искусство XIX века. Утверждение стиля ампир в архитектуре. Стремление к ансамблиевости и синтезу искусств.

Распад классицистической системы в архитектуре второй половины XIX века. Формирование эклектики и историзма.

Развитие портретного искусства. О. А. Кипренский – крупнейший представитель романтизма в русской живописи.

Товарищество передвижных художественных выставок: история, концепция, круг художников.

Искусство конца XIX-начала XX вв. Символизм и модерн в русском искусстве. Русский импрессионизм.

Художественный авангард России.

Модернистская и постмодернистская парадигмы культуры. Основные направления модернизма и постмодернизма.

Фовизм. Творчество Анри Матисса.

Кубизм. Происхождение термина. Художественная концепция. Этапы развития. Творчество Пабло Пикассо.

23. Экспрессионизм. Художественная концепция. Судьбы художников-экспрессионистов. Объединения "Мост", "Синий всадник".

Дадаизм. Эпатаж зрителя и претензии на революционность.

Сюрреализм. Происхождение термина. Теоретическая основа. Художественная концепция.

Основные проблемы развития искусства XX века.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

 

1) Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Аст-пресс», «Галарт», 2008. 622 с.

2) Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. - М.: Высшее образование Юрайт-Издат, 2009. 435 с.

3) Рысаева Т.Д. История искусств: учебное пособие.- Кемерово., Кузбасвузиздат, 2009. 347 с.

4) Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.

 

Дополнительная:

 

1) Алпатов М.В. Древнерусская живопись. - М.: Искусство, 1974. 495 с.

2) Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987. 400 с.

3) Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. 250 с.

5) Бенеш О. Искусство северного Возрождения. - М.: Искусство, 1973. 500 с.

6) Боннер А. Греческая цивилизация: в 3 Т. - М.: Искусство, 1958-1962. Т. I - III.

7) Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. 2-е // АН СССР. Институт Археологии. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 200 с.

8) Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. - М.: Галарт, 1994. 360 с.

9) Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. - М.: Искусство, 1978. 370 с.

10) Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М.: Искусство, 1972. 640 с.

11) Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1966. 450 с.

12) Зайцев Г. Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX-XX вв. Взгляд на развитие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 200 с.

13) Иконников А. В. Зарубежная архитектура. - М.: Стройиздат, 1992. 250 с.

14) Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. шк., 1994. 460 с.

15) История русского искусства./ Под общ. ред. Грабаря И. Э. - М.: Искусство, 1953-1959. Т. I-IV.

16) Коган Л. Н. Теория культуры. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. 160.

17) Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973. 460 с.

18) Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: Искусство, 1971. 530 с.

19) Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. - М.: Искусство, 1974. 470 с.

20) Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. - Л., 1986. 700 с.

21) Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1987. 280 с.

22) Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Искусство, 1961. 950 с.

23) Образ современника. Советский живописный портрет 1917 – 1976. - М.: Сов. художник, 1978.

24) Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. - Л., М.: Азбука, 2005. 350 с.

25) Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. - М.: Искусство, 1937. 420 с.

26) Полевой В. М. Искусство XX века. - М.: Искусство, 1991. 450 с.

27) Рапацкая Л. А. Искусство "серебряного века". - М.: Просвещение, 1996. 190 с.

28) Ревальд Д. История импрессионизма. - М.: Искусство, 1959. 600 с.

29) Ревальд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. - М.: Искусство, 1962. 620 с.

30) Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. - М.: Искусство, 1971. 420 с.

31) Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1993. 510 с.

32) Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. - М.: Искусство, 1971. 370 с.

33) Соколов Г. И. Искусство этрусков. - М.: Искусство, 1990. 320 с.

34) Сопоцинский О. И., Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. - М.: Искусство, 1975. 400 с.

35) Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века. - М.: Искусство, 1984. 550 с.

36) Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. 670 с.

 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, графические материалы, видеофильмы отражающие суть представляемого материала.

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Всеобщая история искусств»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.