Искусство как феномен культуры. Основные концепции происхождения искусства: игровая (Й. Хейзинга), магическая (С. Рейнак), трудовая (Бюхер), биологическая (Ч. Дарвин), психоаналитическая (З. Фрейд).
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВСЕОБЩАЯ иСТОРИЯ ИСКУССТВ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн и компьютерная графика»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Всеобщая история искусств». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 22 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы:
| канд. соц. наук, доцент
| Н. А. Фатеева
|
|
|
|
|
|
| Рецензент:
| канд. культурологии, ст. преп.
| М. В. Семенова
|
Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от _______________г. № ____.
Заведующая кафедрой теории и истории искусств и художественного мастерства
|
| А. Б. Костерина
|
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от ______________г. №____.
Председатель методической комиссии ИнИс
|
| В. П. Фалько
|
|
|
| СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ
|
| С. В. Пеннер
|
|
|
| Директор
|
| А. Б. Костерина
|
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины – позволить приобрести бакалавру, обучающемуся по профилизации «Дизайн и компьютерная графика» такие компетенции в области всеобщей истории искусства, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной и социальной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина предназначена для реализации основной образовательной программы профилизации «Дизайн и компьютерная графика» и нацелена на получение выпускником универсальных (общенаучных, общекультурных и социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций. Данная дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин.
Курс «Всеобщая история искусств» дает студентам знание о системе произведений изобразительного искусства как саморазвивающейся системе, формирующей основу мироотношения человечества. Дисциплина знакомит с сущностью произведений мирового искусства, с закономерностями возникновения и развития национальных и мировых стилей и художественных направлений, влиянием искусства на другие сферы культурной и общественно-политической жизни, значением искусства как культурного феномена в истории и в современном мире.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами, изученными ранее:
Из курса «истории»:
Знания: исторических этапов формирования культур, стран, цивилизаций, хронологическую последовательность их развития.
Умения: понимать характерные черты и особенности социокультурной ситуации эпохи.
Владения: основной терминологией данной дисциплины и понятийным аппаратом.
Из курса «Мировая художественная культура»:
Знания: владеть знаниями о художественных традициях, приемах, идейном содержании, формируемой картине мира в произведениях искусства Древнего Востока, Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, стран ислама, эпохи античности, раннего христианства.
Умения: ориентироваться историческом и художественном процессе; его хронологические рамки и периодизация.
Владения: основной терминологией данной дисциплины и понятийным аппаратом.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «История материальной культуры»;
· «История художественной культуры»;
· «Теория дизайна»;
· «Анализ и интерпретация произведений искусства»;
· «Рисунок»;
· «Живопись».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
а) осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
б) готовность к самопознанию, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
в) готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
г) готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);
д) владение культурой мышления, знать его общие законы, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
е) готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);
ж) владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);
профессиональные компетенции:
а) готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);
б) готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
в) готовность к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34).
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен приобрести профессионально-специализированные компетенции:
Знать:
· роль искусства в современном пространстве; основные тенденции и этапы развития искусства разных времен и народов, особенности художественных стилей и направлений искусства, особенности творчества крупнейших мастеров искусства, наиболее значимые памятники искусства, иметь представление об эстетических и функциональных возможностях искусства.
Уметь:
· анализировать памятники искусства; применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем.
Владеть:
навыками критического анализа художественных произведений средствами исследования и анализа объектов и памятников искусства, работой со специальной научной литературой и электронными источниками информации, умением подготовить письменные работы и устные выступления для мероприятий разного характера (беседа, лекция, тематическая экскурсия).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов)
| Очная форма обучения
| Семестры
| 1-й
| 2-й
| Общая трудоемкость дисциплины
| 6 (216)
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
| семинарские занятия
| -
| -
| -
| лабораторные работы
| -
| -
| -
| другие виды аудиторных занятий
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| курсовая работа
| -
| -
| -
| домашние задания
|
|
|
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
|
| зачет
| экзамен
| Таблица 2
Вид учебной работы
| Заочная форма обучения
| Заочная с полным сроком
| Заочная с сокращенным сроком (художники)
| Заочная с сокращенным сроком (педагоги)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 6 (216)
| 2 (72)
| 2 (72)
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
лекции
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
| семинарские занятия
| -
| -
| -
| лабораторные работы
| -
| -
| -
| другие виды аудиторных занятий
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
изучение теоретического курса
|
-
|
-
|
-
| курсовая работа
| -
| -
| -
| контрольная работа
| 1,2
| 1,2
| 1,2
| подготовка к экзамену
| -
| -
| -
| Вид промежуточного контроля
| Зачет(1-й сем.). Экзамен (2-й сем)
| Зачет(1-й сем.). Экзамен (2-й сем)
| Зачет(1-й сем.). Экзамен (2-й сем)
|
Содержание и тематическое планирование дисциплины
СЕМЕСТР 1, очная форма обучения
Таблица 3
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Введение. Искусство первобытного общества.
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование Участие в практ. занятии
| 2.
| Искусство Древнего мира.
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
| 3.
| Искусство Западной Европы: эпоха Античности
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 5; рейтинг-контроль - 6.
| 4.
| Искусство Средневековья. Византия.
|
| 7,8
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
| 5.
| Искусство эпохи Средневековья.
|
| 9,10
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 9; рейтинг-контроль – 10.
| 6.
| Искусство эпохи Возрождения. Италия.
|
| 11,12
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12.
| 7.
| Искусство северного Возрождения.
|
| 13,14
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 14.
| 8.
| итоговое
|
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 15; рейтинг-контроль – 16.
| Итого за 1 семестр
|
|
|
|
|
|
| Зачет
| | | | | | | | | | |
СЕМЕСТР 2, очная форма обучения
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Искусство Древней Руси
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
| 2.
| Искусство русского Средневековья
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
| 3.
| Русское искусство XVIII века.
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 5; рейтинг-контроль - 6.
| 4.
| Русское искусство XIX века.
|
| 7,8
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
| 5.
| Отечественное искусство XX века.
|
| 9,10
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 9; рейтинг-контроль – 10.
| 6.
| Искусство Западной Европы XVII в.
|
| 11,12
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12.
| 7.
| Искусство Западной Европы XVIII в.
|
| 13,14
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 14.
| 8.
| Искусство Западной Европы XIX в.
|
| 15,16
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 15; рейтинг-контроль – 16.
| 9.
| Искусство Западной Европы ХХ в.
|
| 17,18
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 17; Участие в практ. занятии – 18.
| 10.
| Мировое искусство XX века.
|
| 19,20
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 19; рейтинг-контроль – 20.
| 11.
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
|
| Итого за 2 семестр
|
|
|
|
|
|
| Экзамен,
курсовая работа
| Всего за курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно - рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценивающими средствами для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются реферат и рейтинг – контроли.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
1. Первичные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия). Взаимосвязь искусства и культовых форм. Первобытная мифология как способ освоения окружающего мира.
2. Своеобразие развития искусства Древнего Востока, исторические, социальные и духовные предпосылки его формирования.
3. Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и формирование монументального стиля в архитектуре и в изобразительном искусстве Египта.
4. Круглая скульптура, рельефы и росписи Древнего Египта.
5. Строительная деятельность фараона Рамсеса II. Монументальность, колоссальность и пышность древнеегипетских сооружений.
6. Искусство Древней Греции. Эгейская культура.
7. Архитектура архаического периода. Сложение ордерной системы. Дорический и ионический ордер.
8. Создание "классического" художественного стиля. Ансамбль афинского Акрополя.
9. Архитектурное решение основных построек комплекса. Скульптурное оформление. Поздняя классика: Скопас, Пракситель и Лисипп.
10. Древний Рим: развитие скульптурного портрета и его связь с культом предков.
11. Выражение идеи военной мощи в архитектурных сооружениях и монументальной пластике. Форум Траяна, колонна Траяна, Пантеон.
12. Искусство Византии. Концепция византийского храма. Типы христианских храмов: базиликальный и центрический.
13. Рельеф как основной вид романской скульптуры. Связь с архитектурой. Система расположения рельефов. Функции.
14. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Развитие в позднем периоде готики светских общественных зданий (ратуша, торговые ряды).
15. Искусство Древней Руси. Роль религии в развитии искусства. Преемственность древнерусского искусства по отношению к искусству Византии.
16. Архитектурные памятники Киева, Новгорода. Монументальная живопись и иконопись.
17. Изобразительное искусство и архитектура Новгорода, Владимиро-Суздальской Руси периода феодальной раздробленности.
18. Искусство эпохи Возрождения. Преодоление мистицизма и условности средневекового искусства.
19. Высокое Возрождение. Противоречивый характер периода: высочайший взлет искусства и политическое ослабление страны. Новый тип художника-титана.
20. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
21. Позднее Возрождение. Политический и экономический кризис в Италии. Контрреформация, укрепление католической церкви. Маньеризм: эстетическая концепция, черты, мастера. Творчество Веронезе и Тинторетто.
22. Искусство Западной Европы XVII века. Преемственная связь с Возрождением и принципиальные различия в развитии искусства.
23. Новации в системе жанров. Проблема стиля в искусстве XVII века. Барокко и классицизм: художественные особенности.
24. Искусство Западной Европы XVIII века. Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века. Переход к светскому мировоззрению.
25. Русское искусство XVIII века. Утверждение светской культуры. Ориентация на западноевропейский культурный опыт.
26. Искусство Западной Европы XIX века. Своеобразие развития европейского искусства XIX века.
27. Классицизм и академизм. Романтизм: эстетика, художественные особенности.
28. Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн в искусстве конца века. Новые материалы и конструкции в архитектуре.
29. Русское искусство XIX века. Отечественная война 1812 года и общественный подъем. Движение декабристов.Их влияние на духовный климат эпохи.
30. О. А. Кипренский – крупнейший представитель романтизма в русской живописи. Творчество К. П. Брюллова, А. А. Иванова. П. А. Федотов-основоположник критического реализма в русском искусстве.
31. Искусство рубежа веков. Архитектура конца XIX-начала XX вв. Символизм и модерн в русском искусстве. Русский импрессионизм.
32. Искусство XX века. Развитие науки и техники и становление нового типа мышления - модернистского. Интенсивный поиск в искусстве новых форм, средств и приемов, способных адекватно отразить постоянно меняющуюся действительность.
33. Модернистская и постмодернистская парадигмы культуры. Искусство эпохи модернизма и постмодернизма.
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Искусство как феномен культуры. Основные концепции происхождения искусства: игровая (Й. Хейзинга), магическая (С. Рейнак), трудовая (Бюхер), биологическая (Ч. Дарвин), психоаналитическая (З. Фрейд).
2. Искусство первобытного общества. Проблема периодизации первобытного искусства.
3. Особенности изобразительного искусства: условность изображений, специфика построения человеческой фигуры.
4. Искусство Древнего Египта. Географическое положение и климатические условия Древнего Египта. Периодизация. Роль религии и система канонов в египетском искусстве.
5. Искусство Египта в период Древнего царства. Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и формирование монументального стиля в архитектуре и в изобразительном искусстве.
6. Эволюция форм гробниц от мастабы к классической пирамиде. Ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара. Архитектурный ансамбль в Гизе.
7. Культ мертвых и его роль в развитии скульптурного портрета. Канонические типы статуй, их стилистические особенности. Рельеф и монументальная живопись. Композиционные приемы, темы и сюжеты.
8. Искусство Египта в период Среднего царства. Развитие традиций пирамидального строительства, соединение пирамиды и скальной гробницы в едином комплексе. Круглая скульптура, рельефы и росписи.
9. Искусство Нового царства. Сложение классического храма равнинного типа. Храмовые комплексы Луксора и Карнака. Развитие типа прискального храма. Круглая скульптура, рельефы и росписи.
10. Искусство эпохи Античности. Понятие "античный мир". География. Периодизация.
11. Искусство архаического периода. Образование греческих городов-государств (полисов). Архитектура архаического периода. Сложение ордерной системы. Дорический и ионический ордер.
12. Храм - ведущий тип общественного здания. Основные типы храмовых построек. Зарождение монументальной скульптуры. Чернофигурная и краснофигурная техники вазовой росписи.
13. Искусство классического периода. Греко-персидские войны. Создание "классического" художественного стиля.
17. Искусство республиканского периода. Роль этрусского и греческого искусства в формировании искусства Древнего Рима. Рост города и монументальное строительство.
18. Применение новых строительных материалов. Форум Августа. Культовые сооружения: храмы, мавзолеи.
19. Разложение принципов классического искусства и влияние эллинистической традиции на римское искусство во второй половине I в.
20. Искусство Византии. Периодизация. Развитие раннехристианского искусства. Концепция византийского храма.
21. Монументальная живопись и иконопись юстиниановского периода. Сложение и развитие крестово-купольного храма.
22. Искусство Западной Европы в эпоху Средневековья. Роль религии в искусстве эпохи Средневековья.
23. Искусство романского периода. Романская архитектура: роль в искусстве, архитектурные принципы, основные стилистические черты.
24. Развитие церковной архитектуры. Феодальные замки. Города.
25. Искусство готического периода. Доминирующая роль архитектуры и ее влияние на искусство периода.
26. Основные принципы и элементы готической каркасной конструкции. Готический собор: архитектурно-планировочное решение.
27. Развитие монументальной скульптуры в связи со строительством соборов и ее роль. Преобладающее значение круглой пластики. Миниатюра. Витраж.
28. Искусство Древней Руси. Периодизация. Религиозные представления древних славян.
29. Культовые сооружения-капища. Скульптура. Звериный стиль в искусстве. Преемственность древнерусского искусства по отношению к искусству Византии.
30. Архитектурные памятники Киева, Новгорода. Монументальная живопись и иконопись.
31. Ансамбль Московского Кремля. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева и Дионисия. "Строгановская" школа живописи конца XVI - начала XVII вв. и ее характерные черты.
32. Искусство эпохи Возрождения. Происхождение термина «Возрождение» («Ренессанс»). Ренессанс как историко-культурный феномен.
38. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
40. Искусство Западной Европы XVII века. Формирование национальных государств и национальных художественных школ.
41. Новации в системе жанров. Проблема стиля в искусстве XVII века. Барокко и классицизм: художественные особенности.
42. Искусство Западной Европы XVIII века. Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века.
43. Русское искусство XVIII века. Утверждение светской культуры. Ориентация на западноевропейский культурный опыт.
44. Искусство 1700-1730-х гг. Реформы Петра I. Интенсивное формирование светской культуры.
45. Специфика русского барокко. Архитектура: строительство Петербурга - города нового типа. Барокко в скульптуре. Творчество Бартоломео Карло Растрелли.
46. Искусство 1740-1750-х гг. Развитие науки и культуры в период царствования Елизаветы Петровны. Деятельность М. В. Ломоносова.
47. Открытие в 1757 г. Академии художеств. Архитектура: творчество Франческо Бартоломео Растрелли. Дворцовые ансамбли и культовые сооружения.
49. Русский просветительский классицизм. Возникновение во второй половине XVIII века сентиментализма. Архитектура: утверждение стиля классицизм. Преодоление барокко и становление классицизма в скульптуре и в живописи.
50. Искусство Западной Европы XIX века. Своеобразие развития европейского искусства XIX века. Классицизм и академизм.
51. Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн в искусстве конца века.
52. Русское искусство XIX века. Отечественная война 1812 года и общественный подъем. Движение декабристов.Их влияние на духовный климат эпохи.
55. О. А. Кипренский – крупнейший представитель романтизма в русской живописи. Творчество К. П. Брюллова, А. А. Иванова. П. А.
56. Искусство рубежа веков. Архитектура конца XIX-начала XX вв. Символизм и модерн в русском искусстве. Русский импрессионизм.
57. Объединение "Мир искусства" как явление петербургской культуры: эстетика, круг художников.
59. Спрессованность развития искусства XX века. Модернистская и постмодернистская парадигмы культуры. Основные направления модернизма и постмодернизма.
60. Фовизм. Творчество Анри Матисса-самого последовательного фовиста.
61. Кубизм. Происхождение термина. Художественная концепция. Этапы развития. Творчество Пабло Пикассо.
62. Экспрессионизм. Художественная концепция.
63. Дадаизм. Эпатаж зрителя и претензии на революционность.
64. Сюрреализм. Происхождение термина. Теоретическая основа. Художественная концепция.
6.3. Темы контрольных работ
1. Первичные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия). Взаимосвязь искусства и культовых форм. Первобытная мифология как способ освоения окружающего мира.
2. Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и формирование монументального стиля в архитектуре и в изобразительном искусстве Египта.
3. Круглая скульптура, рельефы и росписи Древнего Египта.
4. Искусство Древней Греции. Эгейская культура.
5. Архитектура архаического периода. Сложение ордерной системы. Дорический и ионический ордер.
6. Создание "классического" художественного стиля. Ансамбль афинского Акрополя.
7. Архитектурное решение основных построек комплекса. Скульптурное оформление. Поздняя классика: Скопас, Пракситель и Лисипп.
8. Древний Рим: развитие скульптурного портрета и его связь с культом предков.
9. Искусство Византии. Концепция византийского храма. Типы христианских храмов: базиликальный и центрический.
10. Рельеф как основной вид романской скульптуры. Связь с архитектурой. Система расположения рельефов. Функции.
11. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Развитие в позднем периоде готики светских общественных зданий (ратуша, торговые ряды).
12. Искусство Древней Руси. Роль религии в развитии искусства. Преемственность древнерусского искусства по отношению к искусству Византии.
13. Архитектурные памятники Киева, Новгорода. Монументальная живопись и иконопись.
14. Изобразительное искусство и архитектура Новгорода, Владимиро-Суздальской Руси периода феодальной раздробленности.
15. Искусство эпохи Возрождения. Преодоление мистицизма и условности средневекового искусства.
16. Возрождение в Италии. Борьба реалистической и готизирующей традиций в искусстве Проторенессанса. Художественная реформа Джотто.
17. Высокое Возрождение. Противоречивый характер периода: высочайший взлет искусства и политическое ослабление страны. Новый тип художника-титана.
18. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
19. Новации в системе жанров. Проблема стиля в искусстве XVII века. Барокко и классицизм: художественные особенности.
20. Искусство Западной Европы XVIII века. Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века. Переход к светскому мировоззрению.
21. Русское искусство XVIII века. Утверждение светской культуры. Ориентация на западноевропейский культурный опыт.
22. Русский просветительский классицизм. Возникновение во второй половине XVIII века сентиментализма. Архитектура: утверждение стиля классицизм.
23. Искусство Западной Европы XIX века. Своеобразие развития европейского искусства XIX века. Классицизм и академизм. Романтизм: эстетика, художественные особенности.
24. Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн в искусстве конца века.
25. Русское искусство XIX века. Отечественная война 1812 года и общественный подъем. Их влияние на духовный климат эпохи.
26. О. А. Кипренский – крупнейший представитель романтизма в русской живописи. Творчество К. П. Брюллова, А. А. Иванова. П. А. Федотов-основоположник критического реализма в русском искусстве.
27. Искусство рубежа веков. Архитектура конца XIX-начала XX вв. Символизм и модерн в русском искусстве. Русский импрессионизм.
28. Искусство XX века. Развитие науки и техники и становление нового типа мышления - модернистского.
29. Модернистская и постмодернистская парадигмы культуры.
30. Искусство эпохи модернизма и постмодернизма.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|