Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. Архитектура пригородов и окрестностей





Петербурга последней трети XVIII века.

 

Глава 1. Инфраструктура Петербургского региона.

Общие тенденции архитектурного освоения пригородной зоны Петербурга в последней тре­ти XVIII века.

Застройка берегов Невы и северных островов Невской дельты дачами и усадьбами. Анализ сохранившихся памятников. Облик ближайших окре­стностей Петербурга и его окраин по данным исторической иконографии и по воспоминаниям современников.

Примеры пригородных усадеб: Тайцы, Сиворицы, Рождествено и др.

Романтическая неоготика в пригородных дворцовых ансамблях и усадь­бах: Чесменский дворец (Ю. М. Фельтен), усадьба Потемкина Островки (И. Е. Старов) и др.

Транспортные артерии Петербургского региона. Благоустройство магист­ральных правительственных шоссейных дорог и эстетизация их про­странственной среды (новые каменные мосты, верстовые столбы из гра­нита и мрамора — арх. А. Ринальди).

 

Глава 2. Ансамбль Царского Села в правление Екатерины II.

Новые прин­ципы садово-паркового искусства — идеи ландшафтных садов и их воп­лощение в ансамбле Царского Села. Создатели ансамбля: В. И. и И. В. Нееловы, Джон Буш и Джозеф Буш, инженер И. Герард, архитекторы А. Ринальди, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги и др.



Романтические тенденции архитектуры второй половины XVIII века и их отражение в ансамбле Царского Села. "Неоготика", "китайщина", "руин­ный стиль" и т. д. Эллинистически-римский классицизм Ч. Камерона. Произведения Дж. Кваренги — павильоны и Александровский дворец.

Первые цельнометаллические сооружения в парках Царского Села: Готи­ческие ворота и железные мосты. Их значение в истории отечественной и мировой архитектуры как выдающихся памятников эпохи промышлен­ной революции.

 

Глава 3. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины.

Гатчинский дворец — произведение А. Ринальди и В. Бренны. История последующих пере­строек дворца. Гатчинский парк и его сооружения.

 

Глава 4. Дворцово-парковый ансамбль Пав­ловска.

История формирования ансамбля парка. Его павильоны и мосты. Павловский дворец — произведение Ч. Камерона и В. Бренны. Интерьеры Павловского дворца как характерные образцы классицизма и как отражение вкусов владельцев.



 

Заключение по разделу III. Итоги развития инфраструктуры окре­стностей Петербурга в период 1760-х—1790-х годов. Оценка общей стилевой зволюции классицизма и формирования стилевых направлений в архитек­туре последней трети XVIII века. Ансамбли пригородных резиденций как выдающиеся произведения архитектуры и прикладного искусства.

 

Контрольные вопросы по части 2.

1. Сравнение стилевых закономерностей барокко и классицизма на характерных примерах.

2. Сравнение стилевых закономерностей раннего классицизма и строгого классицизма на характерных примерах.

3. Сравнение интерьеров Большого дворца Петергофа, созданных в правление императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Часть 3.

Архитектура Петербурга первой трети XIX века. Поздний классицизм – «стиль ампир».

Раздел I. Поздняя стадия классицизма — "стиль ампир" в архитектуре и прикладном искусстве стран Западной Европы и России начала ХIХ века.

Глава 1. Архитектура периода позднего классицизма в странах Западной Европы.

Политическая ситуация в Европе в период наполеоновских войн. Ампир, "стиль Империи" — как новый вариант классицизма, отражающий идеологическую атмосферу эпохи. Общеевропейский (и даже "наднациональный") характер ампира как продолжение традиций общеевропейского классицизма XVUI века. Новые градостроительные идеи рубежа XVIII и XIX веков и новый масштаб градостроительной деятельности, их связь с исторической ситу­ацией и с идеологией эпохи.

Краткая характеристика наиболее значительных и ярких проявлений градостроительных и стилевых тенденций ампира в западноевропейской архитектуре: "Стиль Империи" в наполеоновской Франции, "Лондонский ампир" и творчество Джона Нэша, "Новые Афины" в Эдинбурге, "новый монументализм" К. Шинкеля и начало "прусского эллинизма".



Успехи строительной техники начала XIX века как продолжение и раз­витие новаций эры промышленной революции.

Итоги развития строительного дела, архитектуры и градостроительства в Западной Европе в первой трети XIX века.

 

Глава 2. "Была прекрасная пора..."

В июле 1814 года Петербург готовил­ся встретить овеянные боевой славой гвардейские полки, возвращающи­еся после победоносного заграничного похода. Враг был разгромлен и повержен. Можно было торжествовать победу.

Была прекрасная пора:

Россия в лаврах, под венками,

Неся с победными полками

В душе покой, в устах — "ура!"

Пришла домой и отдохнула.

Минута чудная мелькнула

Тогда для города Петра...

Так вспоминал об этом времени поэт-декабрист Федор Глинка.

Для встречи воинов-победителей на западной окраине Петербурга, вблизи Нарвской заставы, была возведена триумфальная арка по про­екту Дж. Кваренги – первое воплощение той темы воинских подвигов и триумфа, которая станет во многом определять синтез искусств в архитектуре «второго этапа ампира», начавшегося в конце 1810-х гг.

 

Глава3. "Дней Александровых прекрасное начало": новые градострои­тельные идеи и становление "стиля ампир" в архитектуре Петербурга начала XIX века. Первые проявления новых стилевых тенденций в петер­бургской архитектуре на рубеже XVIU и XIX веков.

Историческая атмосфера первых лет XIX века и новые либеральные идеи в правительственной политике и в общественном сознании, их значе­ние для развития архитектурной и градостроительной мысли.

Казанский собор (арх. А. Н. Воронихин) как проявление градостроитель­ной и идеологической программы зарождающегося "стиля Империи".

Горный институт (арх. А. Н. Воронихин) и идея создания "пропилей" у въезда в Петербург со стороны моря; участие арх. А. Д. Захарова в проек­тном решении этой идеи.

Создание комплекса зданий учебных и лечебных заведений "Ведомства императрицы Марии" на территории императорского Итальянского сада как отражение либерализма "дней Александровых".

Новые градострои­тельные принципы в творчестве Дж. Кваренги и Л. Руска 1800-х — начала 1810-х годов.

Начало формирования нового архитектурного ансамбля на Стрелке Васильевского острова. История проектиро­вания ансамбля архитектором Ж.-Ф. Тома-де-Томоном и роль Академии художеств в создании этого ансамбля. Синтез искусств в ансамбле Стрелки.

Капитальная перестройка здания Адмиралтейства (арх. А. Д. Захаров) и его новая градообразующая роль. Другие произведения А. Д. Захарова.

Ампир в новых интерьерах дворца в Павловске, созданных в начале ХIХ века, и в ансамбле Павловского парка (произведения А. Н. Воронихина и Ж.-Ф. Тома-де-Томона).

Разработка петербургскими архитекторами «образцовых проектов» зданий для строительства в провинциальных городах Российской империи. Значение этих проектов для последующего развития городов.

 

Глава 4. Инженерные сооружения и производственные здания начала XIX века. Программная унифицированность архитектурного языка как важнейшая методологическая основа классицизма и ампира. Ее связь с проблемой создания целостной, стилистически единой архитектурной сре­ды. Отражение художественной программы стиля в архитектуре утили­тарных зданий и инженерных сооружений.

Сальный буян (арх. Ж.-Ф. Тома-де-Томон) и другие производственные и складские здания Петербурга 1800-х годов.

Ансамбль зданий и цехов Ижорского завода. Роль инженеров — выходцев из Англии в его формировании.

Эстетизация пространственной среды магистральных правительственных дорог в окрестностях Петербурга как отражение творческого метода классицизма. Фонтаны вдоль шоссе (арх. Ж.-Ф. Тома-де-Томон).

Создание Корпуса и Института инженеров путей сообщения (1809 г.), их роль в создании русской инженерной школы и в последующем архитектурном и инженерном развитии Петербурга. Творческая личность инженера А. А. Бетанкура. и его вклад в развитие русской инженерной школы.

 

Раздел II. Архитектурные ансамбли и архитектурно-художественная среда Петербурга «пушкинской эпохи»: конца 1810-х – 1830-х годов.

 

Этот период в истории градостроительного развития Петербурга и стилевой эволюции его архитектуры имел особенно важное значение.

В период "второго этапа ампира" (конец 1810-х – первая половина 1830-х гг.) градостроительные идеи и художественно-стилистические принципы классицизма достигают высшего уровня своего развития.

Успешному решению градостроительных проблем способствовало созда­ние в 1816 году нового органа, возглавившего всю архитектурно-строи­тельную деятельность в Петербурге — Комитета строений и гидравли­ческих работ. В его составе трудились

ведущие архитекторы и инженеры: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен, А. А. Михайлов 2-й и др. Их краткие творческие биографии должны быть изучены студентами.

Желание архитектора К. И. Росси воспринять "систему древних", пре­взойти величием новых ансамблей Петербурга "все, что создали европей­цы нашей эры", сформулированное им еще в начале XIX века, нашло блистательное воплощение в тех новых архитектурных ансамблях, кото­рые были созданы им в конце 1810-х — начале 1830-х годов в центре Петербурга и полностью преобразили его облик. Изучение архитектурных ансамблей, созданных К. И. Росси – одна из важнейших задач курса.

Особое внимание должно быть уделено изучению металлических мостов Петербурга эпохи позднего классицизма и выполненных из железа и чугуна малых архитектурных форм: оград, перил, фонарей, балконных ограждений и др. Они также сыграли очень важную роль в формировании архитектурной среды Петербурга пушкинской эпохи.

 

Глава 1. Завер­шение ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Завер­шение ансамбля Стрелки в конце 1820-х — начале 1830-х годов (арх. И. Ф. Лукини и др.) как реализация градостроительных идей начала XIX века и идеологических принципов «стиля ампир".

Заключительный этап формирования ансамбля Стрелки, связанный с постройкой в XX веке двух металлических мостов: Дворцового и Биржевого.

Ансамбль Стрелки Васильевского острова как классический образец твор­ческой эстафеты петербургских зодчих XVII}—XIX—XX веков

 

Глава 2. Произведения петербургской архитектуры конца 1810-х – начала 1820-х годов.

Начало "второго этапа ампира" в творчестве К. И. Росси: Сиреневая гостиная Паловского дворца. Ансамбль Елагина дворца и парка на Елагином острове. Галерея 1812 года в Зимнем дворце.

Первые произведения архитектора В. П. Стасова 1810-х годов: жилые дома, здание Императорских конюшен, Ямской гостиный двор, здания "Провиантских магазейнов" на Обводном канале и др. Стасов как мастер интерьера.

Постройки архитектора Л. Руска 1810-х годов.

Начало творческого пути О. Монферрана. Дом Лобанова-Ростовского и его градообразующая роль.

 

Глава 3. Грандиозный архитектурный ансамбль, протянувшийся от Михайловской улицы до Суворовской площади.

Первый опыт ансамблевого преобразования обширной территории центра Петербур­га. Начало работы архитектора К. И. Росси над проектом дворца для великого князя Михаила Павловича. Первые варианты проекта. Пере­ход к широкому градостроительному решению проблемы. Новые вари­анты, разработанные Росси. Преобразование южной части 3-го Импера­торского Летнего сада в ансамбль Михайловского дворца и новых площа­дей и улиц. Преобразование территории вблизи Инженерного замка.

Ансамбли Суворовской площади, Марсова поля и Конюшенной площади. Роль архитекторов К. И. Росси, В. П. Стасова и Д. Адамини в их создании.

Новые набережные и мосты, воплощение художественных принципов ампира в их облике. Роль малых архитектурных форм в создании ансамблевой городской среды.

 

Глава 4. Ансамбль Дворцовой площади.

Предыстория формирования ан­самбля — от Адмиралтейского гласиса до начала XIX века.

Проектиро­вание и строительство зданий Главного штаба и Министерств (арх. К. И. Росси) как важнейший этап преобразования Дворцовой площади в цело­стный архитектурный ансамбль. Триумфальная арка этого здания — важнейший ком­понент ансамбля. История ее проектирования. Арка здания Главного штаба как выдающееся произведение этого архитектурного жанра и как замечательный образец синтеза искусств.

Александровская колонна (арх. О. Монферран). История ее проектиро­вания и строительства. Альбом акварелей "Строительство Александровс­кой колонны" из библиотеки Путейского института.

Завершение ансамбля Дворцовой площади в конце 1830-х— 1840-х годов. Здание Штаба гвардии (арх. А. П. Брюллов), угловой корпус здания Главно­го штаба (арх. И. Д. Черник), Певческий мост (инж. Е. А. Адам).

 

Глава 5. Ансамбль Александринского театра и улицы Зодчего Росси.

Среди архитектурных ансамблей Петербурга, созданных в период позднего классицизма самый протяженный и наиболее впечатляющий размахом и монументальностью композиции — ансамбль, протянувшийся от Невского проспекта до новой предмостной площади на берегу Фонтанки и включающий здание Алек­сандринского театра, новый корпус Публичной библиотеки, новую пло­щадь, раскрытую к Невскому проспекту, новую предмостную площадь на берегу Фонтанки у Чернышева моста и новую, связывающую эти площа­ди улицу, носящую теперь имя ее создателя.

История проектирования ансамбля. Варианты планировочного решения, поиск оптимального решения — как иллюстрация "творческой лаборато­рии" зодчего. Окончательный вариант 1828 года и попытка его дальней­шего развития в проекте середины 1830-х годов. Графические реконст­рукции замысла архитектора К. И. Росси, созданные профессором М. 3. Тарановской.

Новый корпус Публичной библиотеки, его органичная связь с постройкой арх. Е. Т. Соколова, сооруженной в конце 1790-х годов. Ритмическая орга­низация протяженного фасада и синтез искусств в его художественном образе.

Здание Александринского театра. Особенности его конструкции: приме­нение новаторских систем металлических стропил и др. Роль инженера М. Е. Кларка в их создании.

Улица зодчего Росси — уникальный "зал, крышей которого является небо". История ее проектирования. Анализ предлагавшихся вариантов и поисков оптимальной композиции (исследование "творческой лаборато­рии" архитектора).

Площадь Ломоносова (бывшая Чернышева площадь). Причина незавер­шенности ее ансамбля. Графическая реконструкция замысла Росси (профессор М. 3. Тарановская).и проблема его реализации.

 

Глава 9. Ансамбль Сенатской и Исаакиевской площадей.

Предыстория формирования ансамбля в XVIII — начале XIX веков. Восстание декабри­стов и его подавление. Начало идеологической реакции. Конкурс на проект здания Сената и Синода и его итоги. Победа арх. К. И. Росси и его дальнейшая работа над проектом. Композиция здания Сената и Синода, его градообразующая роль, синтез искусств в этом здании и его идейное содержание.

Здание Исаакиевского собора. Первый вариант проекта арх. О. Мон­феррана и начало строительства. Приостановка строительства в связи с выяснившимися недостатками проекта. Конкурс на проект Исаакиевско­го собора. Новый проект арх. О. Монферрана. Строительство и завер­шение собора. Исаакиевский собор как выдающееся произведение стро­ительной техники, его новаторские металлические конструкции. Исааки­евский собор как пример синтеза искусств; идеологическая программа этого синтеза. Интерьер Исаакиевского собора и его мозаики. Градооб­разующее значение Исаакиевского собора.

Завершение ансамбля Исаакиевской площади в середине XIX века и включение новых зданий в этот ансамбль в начале XX века.

 

Глава 6. Общественные здания и монументы 1820-х—1830годов.

Создание нового мемориального ансамбля у въезда в Петербург со сторо­ны Нарвской заставы. Новые "Триумфальные ворота в честь Гвардейско­го корпуса", созданные арх. В. П. Стасовым. Реконструкция моста через реку Таракановку и его превращение в компонент ансамбля.

Московские триумфальные ворота (арх. В. П. Стасов). История их проек­тирования, строительства и воссоздания; новаторская цельнометаллическая конструкция ворот как выдающееся произведение русской инженерной мысли и строительной техники.

Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора (скульптор Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов).

Полковые соборы, созданные арх. В. П. Стасовым: Преображенский и Тро­ицкий (л.-гв. Измайловского полка).

Приходские храмы 1820-х—1830-х годов и их градообразующая роль.

Каменноостровский театр — уникальный образец "деревянного ампира". Восстановление Зимнего дворца после пожара, произошедшего в декабре 1837 года. Применение новаторских металлических конструкций (инже­нер М. Е. Кларк). Интерьеры парадных залов дворца (арх. В. П. Ста­сов) как завершающий этап развития ампира.

Реализация художественных принципов ампира в зданиях утилитарного назначения: Скотопригонный двор (арх. И. И. Шарлемань), садовый кор­пус Академии художеств (арх. А. А. Михайлов 2-й и А. П. Брюллов).

Постройки архитектора П. С. Павлова: новые корпуса комплекса Воспитательного дома на набережной Мойки (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), здания Училища глухонемых, Женского отделения Обуховской больницы и др.

Отход от художественных принципов ампира и его идеологической про­граммы в так называемом «казенном» классицизме 1830-х — начала 1840-х годов (госпиталь Финляндского полка, казармы Конногвардейского полка, Ларинская гимназия, Глазная лечебница, здание Лицея на Каменноостровском проспекте и др. примеры).

 

Глава 7. "...Строгий, стройный вид" (архитектурная среда Петербурга пушкинской поры).

Жилые здания первой трети XIX века как основные компоненты, формирующие архитектурную среду городских улиц. При­меры жилых зданий тех лет в существующей застройке города. Облик жилых зданий первой трети XIX века по архивным источникам и исто­рической иконографии.

Набережные и мосты пушкинской эпохи как компоненты городской среды. Новые инженерные решения и их отражение в архитектуре мостов: чугунные арочные мосты, железные висячие мосты. Наплавные мосты через Неву. Проектирование постоянного капитального моста через Неву.

Иконография Пушкинского Петербурга — "гимн Великому городу". Панорама Невского проспекта, созданная художником В. С. Садовниковым.

Образ Петербурга в поэзии и литературе 1810-х — 1830-х годов.

 

Заключение по Разделу I и по Разделу II.

Итоги градостроительного развития Петербурга в первой трети XIX века. Архитектурное наследие Петербурга эпохи класси­цизма и ампира и его значение в последующей истории города. Петер­бург эпохи классицизма и ампира как выдающееся по своей историко-культурной значимости архитектурно-художественное наследие России и как важнейший компонент национальной и мировой культуры.

 

 

Контрольные вопросы по части 3.

1. Сравнение стилевых закономерностей ампира и строгого классицизма на характерных примерах.

2. Ансамбль Стрелки Васильевского острова.

3. Интерьеры, созданные арх. В. П. Стасовым в Зимнем дворце после пожара, случившегося в декабре 1837 года.

4. Ансамбль Марсова поля.

5. Сравнение произведений прикладного искусства ампира, созданных мастерами Франции и России; общность использованных их создателями мотивов и художественных приемов.

6. Ансамбль Дворцовой площади, история его формирования на протяжении 1760-х – 1840-х гг.

7. Чугунные мосты первой трети XIX века, соединяющие берега Мойки; анализ их конструктивных и архитектурно-художественных особенностей.

8. Сохранившиеся висячие цепные мосты Петербурга 1820-х годов; анализ их конструкций и приемов синтеза искусств в их архитектурной композиции (воплощение темы «львы держат мост».

 

 

Часть 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.