Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Начало классицизма в архитектуре России.





Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина

Кафедра теории и истории архитектуры

А. Л. Пунин

заслуженный деятель искусств Российской Федерации,

доктор искусствоведения, профессор

 

Программа и методические указания по дисциплине

История архитектуры Петербурга ХVIII – ХIХ вв.

 

 

Санкт-Петербург

Часть 1.

Архитектура Петербурга первой половины и середины XVIII века. Петербургское барокко.

 

 

Раздел I. Так начинался город.

 

Глава 1. Предистория Петербурга.

География региона, прилегающего к руслу и Дельте Невы. Нева как элемент исторического "Великого пути из варяг в греки". Краткий исторический очерк заселения прилегающих к Неве земель в эпоху Средневековья. Борьба за эти земли в ХШ—XVII веках.

 

Глава 2. Архитектура России на рубеже столетий.

Начало царствования Петра I. Краткая характеристика стилевых особенностей русской архи­тектуры конца XVII века. Заграничная поездка Петра I в составе "Вели­кого посольства" (1697—1698) и ее значение для формирования архитек­турных воззрений молодого царя. Первые проявления начинающегося процесса "европеизации" русской архитектуры и общественных и жилых зданиях Москвы конца XVII —- начала XVIII веков.



 

Глава 3. Основание Петербурга.

Начало Северной войны. "Нарвская конфузия". Реформа армии и подготовка военных действий в Прибалти­ке. Взятие Нотебурга и его переименование в Шлиссельбург — "Ключ-Город". Взятие Ниеншанца. Первая морская победа России у берегов Невской дельты — "Небываемое бывает".

Закладка крепости Санкт-Питерсбурх 16 (27) мая 1703 года. Строитель­ство первой земляной крепости на Заячьем острове и первой деревянной "об одном шпице" церкви святых Петра и Павла. Начало застройки Городового острова и первые жилые дома. Деревянный домик Петра на Городовом острове и "голландизм" его архитектуры. Анализ первого изображения Петербурга —- гравюры Пикарта (1704 г.).

Постройка морской крепости Кроншлот.

Военные события 1704—1705 годов. Неудачные попытки шведов взять Пе­тербург. Петербург середины 1700-х годов как "прифронтовой город", отра­жение этой ситуации в строительстве фортификационных сооружений.



 

Глава 4. Город начинается.

Формирование композиционного каркаса Петербурга в процессе градостроительной деятельности середины и вто­рой половины 1700-х годов. Закладка резиденции царя — Летнего сада, Адмиралтейства, Кронверка, Литейного двора. Гласисы Адмиралтейства и Кронверка и их последующая градообразующая роль. Появление первых жилых кварталов на Адмиралтейской стороне и жилых слобод на Горо­довом острове.

 

Глава 5. Ансамбль Петропавловской крепости в петровскую эпоху.

Стро­ительство кирпичных бастионов крепости. Деревянная церковь св. Пет­ра и Павла "о трех шпицах". Каменный Петропавловский собор (арх. Доминико Трезини, деревянный шпиль – «мостовых и спицных дел мастер» Харман ван Болес, собор построен в 1712— 1733 гг.). Анализ архитектурно-стилистических и конструктивных осо­бенностей собора. Эволюция проекта собора в процессе строительства. Отраже­ние композиционных приемов западноевропейской архитектуры (в част­ности, творчества выдающегося английского архитектора Кристофера Рена) в облике Петропавловского собора. Иконостас Петропавловского собора (скульптор И. П. Зарудный); новизна его стилистики и его художественного образа. Триумфальные Петровские ворота (арх. Доминико Трезини), синтез искусств в их композиции (скульпторы Конрад Оснер, Никола Пино).

 

Глава 6. Троицкая площадь на Городовом острове — первый центр и первый морской порт Петербурга.

Ансамбль Троицкой площади по ико­нографии 1710-х годов и описаниям современников. Деревянная церковь Пресвятой Троицы.



Здание Гостиного двора (прототип последующих многочисленных гостиных дворов Петербурга).

"Мазанковые" (фахверко­вые) здания Коллегий у Троицкой площади. Попытки внедрения "мазан­кового" строения в Петербурге, сущность конструктивных решений фах­верковых зданий, построенных в Петербурге "на прусский манер". Крат­ковременность "мазанкового периода" петербургской архитектуры как следствие несоответствия конструкций такого типа климатическим осо­бенностям Петербурга.

Троицкая площадь — центр общественной жизни Петербурга 1710-х—1720-х годов. Парады и празднества на Троицкой площади.

 

Глава 7. Ансамбль Летнего сада и Царицына луга в 1705 — 1710-х годах.

Появление Летнего сада и Царицына луга и их последующая градообра­зующая роль. Планировка Летнего сада. Летний дворец Петра I (арх. Доминико Трезини, скульптор Андреас Шлютер). Укра­шение сада статуями. Павильоны, люстгаузы, гроты. "Ассамблейный дом" в Летнем саду и деревянный дворец царицы с картинной галереей. Краткая характеристика личного быта и семейной жизни Петра I.

"Золотые палаты" царицы Екатерины и ее Летний сад на северном берегу Мойки.

"Почтовый дом" у Царицына луга и его значение в общественной жизни Петербурга петровской эпохи.

 

Глава 8. Начало строительства на Васильевском острове.

Усадьба и дво­рец А.Д.Меншикова, их историческая иконография.

Этапы строительства дворца Меншикова в 1710-х — начале 1720-х годов. Последующая история дворца. Реставрация дворца в 1970-х—1980-х.

Дворец Меншикова как образец стиля петровского барокко. Новаторские металлические конструкции в архитектурном решении кухни дворца.

 

 

Глава 9. Застройка левобережной части Невской дельты в 1710-х годах.

Здание Адмиралтейства. Этапы его строительства и его градообразующая роль.

Адмиралтейские слободы в 1700-х— 1710-х годах, стихийность их застройки. Зимний дворец Петра I начала 1710-х годов, "голландизм" его архитектур­ного облика. Интерьер дворца по иконографии "Свадьбы их Император­ских Величеств".

Первые дома сподвижников Петра I на Адмиралтейской стороне. Основание d 1709 г. старейшей школы Петербурга "Петри-шуле" в доме адмирала Крюйса.

Застройка Немецкой слободы и Московской слободы по описаниям со­временников и по гравюрам 1710-х годов. Палаты Кикина как образец жилого дома середины 1710-х годов, их использование для размещения коллекций Кунсткамеры.

 

Заключение но Разделу I:

Значение основания новой столицы на берегах Невы для последующего исторического развития Российского государства и культуры России.

 

Раздел II. Петербург — молодая столица России.

 

Глава 1. Градостроительное развитие Петербурга в середине 1710-х го­дов. Перелом в ходе Северной войны и значение "славных викторий", одержанных русской армией и русским флотом в 1709—1714 годах, для России и Петербурга.

Петербург становится столицей России.

Организация архитектурно-строительного дела в Петербурге. Успешное функционирование "Канцелярии городовых дел". Доминико Трезини — главный архитектор Петербурга. Деятельность других архитекторов, приглашенных из-за рубежа. Начало подготовки национальных кадров архитекторов.

Мероприятия по градостроительному развитию Петербурга в середине 1710-х годов. Указы Петра, определяющие градостроительную и архитек­турную политику. Регламентация строительства: "...Дабы никто нигде противу указу и без чертежа архитекторского отнюдь не строился" (указ от 14 сентября 1715 года).

Внедрение идей и принципов "регулярства" в градостроительство и архи­тектуру Петербурга. Первые "образцовые" проекты жилых домов и их значение для развития архитектуры Петербурга.

 

Глава 2. Градостроительная деятельность архитектора Ж.-Б. Леблона.

Новые задачи, вставшие перед архитектурой Петербурга в связи с его превращением в столицу Российского государства.

Начало "переориента­ции" стиля петровского барокко на опыт и стилистику архитектуры Франции. Поездка Петра I в Париж в 1716 году Приглашение архитек­тора Леблона и других мастеров из Франции. Приезд отца и сына Растрелли.

Разработанный Леблоном проект ансамбля царских садов и дворцов у Царицына луга. Отражение принципов и приемов французской архитектуры и французского садово-паркового искусства в этом проекте. Идея превращения Царицына луга в "променад" и значение этого проекта для последующего преобразования Марсова поля в сад «партерного типа» в 1920 г. по проекту арх. И.А.Фомина.

"Леблонов чертеж" — генеральный план Петербурга, разработанный Леб­лоном весной 1717 года. Критический анализ заложенных в нем градостроительных идей.

Планировка и застройка Васильевского острова как отражение намерения Петра I превратить его в образцовый район столицы, отвечающий его мечтам о создании на берегах Невы идеального города — "парадиза". Регламентация застройки Васильевского острова и методы использования "образцового" проекта дома "для именитых", раз­работанного Леблоном в 1717 году (по данным иконографии XVIII века и современному состоянию застройки острова). Застройка Васильевского острова по "образцовым" чертежам как уникальный пример в градостро­ительной практике XVIII века; ее значение для дальнейшего формирова­ния "строгого, стройного вида" северной столицы.

 

Глава 3. Формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова в пет­ровскую эпоху.

Замысел Петра I превратить восточную оконечность Васильевского острова в новый общественный, культурный и торговый центр столицы.

Здание Кунсткамеры и формирование "научного город­ка" в южной части Стрелки Васильевского острова.

Здание Двенадцати коллегий, особенности его уникальной композиции как отражение прин­ципов "регулярства" и как символ нового государственного устройства России. Преломление в архитектурном облике здания Двенадцати коллегий композиционных приемов парижских градостроителей и архитекторов XVII века и сочетание этих приемов с ориги­нальностью общего композиционного решения, отражающего условия и возможности строительства новой столицы на берегах Невы.

Формирование морского торгового порта Петербурга вблизи Стрелки Васильевского острова.

Гостиный двор на берегу Малой Невы и прилегающий к нему морской торговый порт; их иконография XVIII века. Последующая судьба кварта­ла, в котором находился Гостиный двор.

 

Глава4. Общественные здания Петербурга 1710-х—1720-х годов.

Типо­логия общественных зданий Петербурга петровской эпохи как отраже­ние качественных преобразований в политике, экономике и культуре России в процессе петровских реформ.

Кораблестроительные верфи петровского Петербурга. "Партикулярная верфь" на Фонтанке и ее значение в общественной жизни столицы.

Здания военного ведомства. Здание Госпиталя на Выборгской стороне. Литейный двор и Арсенал.

Императорский Конюшенный двор.

Значение общественных зданий петровской эпохи для последующего градостроительного развития Петербурга.

Церкви и монастыри Петербурга первой четверти XVIII века. Их градо­образующая роль. Отражение приемов и мотивов западноевропейской архитектуры в облике церковных зданий как одно из проявлений поли­тики Петра по преобразованию и "европеизации" русской культуры.

 

 

Глава5. Новый образ Российской столицы.

Победоносное завершение Северной войны. Начало нового этапа в развитии архитектуры Петер­бурга. Триумфальные сооружения в честь "славных викторий". Второй Зимний дворец Петра I. Этапы его строительства. Отражение темы триумфа в его облике.

Дворцы сподвижников Петра на набережной Невы (по иконографичес­ким источникам XVIII века).

Формирование инфраструктуры усадеб вдоль берегов Фонтанки.

Деревянные мосты и набережные.

Иконография Петербурга 1710-х – 1720-х гг. Панорама 1716 – 1717 гг. и ее «клейма». Цикл рисунков художника Х. Марселиуса (начало второй половины 1720-х гг); присущая им точность и правдивость в передаче облика нового города, строящегося на берегах Невы.

 

Глава6. Загородные резиденции в окрестностях Петербурга.

Комплекс усадеб вдоль Петергофской дороги. Усадьбы царя и царицы на северном побережье Финского залива (Дубки) и в "Сарской мызе". Ансамбли Стрельны, Петергофа и Ораниенбаума в первой четверти XVIII века.

 

Заключение по Разделу II.Итоги застройки Петербурга в петровскую эпоху и стилевые особенности петровского барокко.

Новый город на берегах Невы стро­ился в трудных природных условиях, но очень быстрыми темпами. Совре­менники, особенно приезжавшие в Петербург иностранцы, были пораже­ны зрелищем новой столицы, стремительно возносящейся "из тьмы лесов, из топи блат". "Он теперь может быть расценен как чудо света" — так писал о Петербурге ганноверский дипломат Вебер в своей книге "Преобра­женная Россия", изданной в 1721 году.

Цикл рисунков художника Х. Марселиуса, исполненных в начале второй половины 1720-х годов, с документальной точностью запечатлел тогдаш­ний облик молодой столицы. А исполненные в середине XVIII века гравюры по рисункам М. Махаева показали итог грандиозных замыслов Петра Великого, воплощение которых продолжалось последующими рус­скими архитекторами — "птенцами гнезда Петрова".

Историческая иконография Петербурга и существующие постройки по­зволяют осмыслить и сформулировать основные стилевые особенности и закономерности петровского барокко, выявить использование и прелом­ление в нем принципов и приемов западноевропейской "архитектуры цивилис и милитарис".

Многообразие стилевых оттенков петровского барокко было следствием стремительного освоения опыта зарубежной архитектуры. Выявленные в стилевой системе петровского барокко "голландизмы", "германизмы", "англицизмы", "итальянизмы", "галлицизмы" и т. д. иллюстрируют не только широкий диапазон заимствований, но и ту "творческую жадность", с которой архитектура молодой столицы стреми­лась впитать и освоить зарубежный градостроительный, архитектурный и художественный опыт. В условиях того времени такой метод формирования сти­ля был естественным и закономерным.

Однако, с другой стороны, на петровское барокко активно влияли многочисленные "местные факто­ры". Условия строительства города на фактически пустом месте создава­ли немалые трудности, но в то же время открывали и огромные возмож­ности, которых не знала западноевропейская архитектура начала XVIII века. Это определяло и общую направленность градостроительной дея­тельности, и масштаб композиционных решений, и стилистику архитек­турных форм.

Петербург строился "на европейский манир", но с истинно русским размахом. И это во многом определило специфический художественный "язык" архитектуры петровского барокко. Однако значение данного периода не только в этом. Именно тогда, в петровскую эпоху, были не только закреплены основные компоненты пространственного "каркаса" города, но и заложены те принципиальные основы его архитектуры, которые получили дальнейшее развитие в творчестве архитекторов после­дующих поколений.

 

РазделIII. Архитектура Петербурга конца 1720-х — начала 1740-х годов и "переходный стиль" в эволюции петербургского барокко.

 

Глава1. Здания и сооружения конца 1720-х годов.

Петр I скончался в ночь на 28 января 1725 года. Заданные им темпы строительства поначалу продолжались при его ближайших преемниках, но на рубеже 1720-х—1730-х годов затормози­лись в связи с переездом двора в Москву. Временное запустение города длилось недолго.

В 1732 году императрица Анна Иоанновна вернулась в Петербург, возвратив ему пошатнувшееся было значение столицы.

В числе важных событий архитектурно-строительной деятельности вто­рой половины 1720-х годов: постройка уникального по смелости и новиз­не конструктивного решения деревянного моста-акведука через Фонтан­ку для снабжения водой фонтанов Летнего сада (Хапман Ван Болес) и наведение первого наплавного моста через Неву (лето 1727 г.).

Памятники архитектуры этого пери­ода — дворец Петра II на Васильевском острове и дом Троекурова, а также новый корпус Зимнего дворца, возведенный вдоль берега Зимней канавки.

 

Глава2. Творчество ведущих петербургских архитекторов 1730~х го­дов.

Проекты и постройки "петровских пенсионеров" — П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектурная и административная деятельность М. Г. Земцова.

Дворцы императрицы Анны Иоанновны, построенные Ф.-Б. Растрелли.

"Ледяной дом" Анны Иоанновны.

Облик Петербурга 1730-х годов по описаниям современников и по данным исторической иконографии — чертежам-разверткам "Стокгольм­ской коллекции" Ф.-В. фон Берхгольца.

Новые тенденции в архитектуре церковных зданий. Ослабление прежне­го "пафоса европеизации", присущего петровской эпохе, и обращение к традиционным типам и приемам допетровской московской архитектуры (церковь св. Симеона и Анны, церковь св. Сампсония).

 

Глава3. Застройка "погорелых мест" и черты "переходного стиля" в архитектуре зданий 1730~х — начала 1740-х годов.

Пожары 1736 и 1737 года. Создание "Комиссии строения Петербурга" (1737 г.). Градостроительная деятельность П. Еропкина по планировке и застройке "погорелых мест" и новых районов города. Значение его проектов для последующего градостро­ительного развития Петербурга.

Новые приемы жилой застройки, разработанные в конце 1730-х годов. Правительственные постановления и правила, выработанные Комиссией 1737 года, их отражение в строительной практике. Анализ архитектурно-стилис­тических особенностей массовой жилой архитектуры Петербурга конца 1730-х — начала 1740-х годов по материалам "Стокгольмской коллекции".

Характеристика тенденций стилевой эволюции петербургского барокко в 1730-х — начале 1740-х годов и особенностей "переходного стиля" (так называемого «анненского барокко»). Дом коменданта Петропавловской крепости как его характерный образец.

 

Заключение по Разделу III.

Итоги архитектурно-строительной деятельности 1730-х годов и их значе­ние для последующего градостроительного развития Петербурга и стилевой эволюции его архитектуры. Зарождение приемов и стилистики зрелого «елизаветинского» барокко в архитектуре триумфальных арок и дворцов вельмож.

 

Раздел IV. Архитектура Петербурга середины XVIII

века. Зрелое («елизаветинское») барокко.

 

Глава1. Первые произведения зрелого барокко.

Воцарение Елизаветы Петровны.

Строительство деревянного Третьего Летнего дворца (архитек­тор Ф.-Б. Растрелли) и создание Третьего Летнего сада. Композицион­ные и стилевые особенности ансамбля (по данным исторической иконог­рафии, проектам Растрелли, составленным им описаниям). Градообразую­щая роль ансамбля (впоследствии исчезнувшего) в формировании струк­туры центра Петербурга.

Аничков дворец 1740-х годов — произведение М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф.-Б. Растрелли. Краткий очерк последующей истории дворца и его перестроек.

 

 

Глава2. Усадьбы и дворцы аристократии.

Формирование "кольца уса­деб" вдоль Фонтанки как продолжение градостроительной идеи петровс­кой эпохи.

"Фонтанный дом" графов Шереметьевых (арх. С. Чевакинский и Ф. Аргунов). Этапы строительства усадьбы и завершение ее ансамбля в середине XIX века в формах "необарокко". Утраты и искажения конца XIX — начала XX века.

Дом И. И. Шувалова (арх. С. И. Чевакинский). Его значение как одного из центров культурной жизни Петербурга середины XVIII века.

Дворец графа М. И. Воронцова на Садовой улице (арх. Ф.-Б. Растрелли). Облик усадьбы по данным плана Сент-Илера. Композиция фасада как ха­рактерное воплощение стилевых закономерностей зрелого барокко. Старейшая в Петербурге металлическая ограда его раскрытого к улице двора-курдонера.

Дворец Строгановых на углу Невского проспекта и Мойки (арх. Ф.-Б. Растрелли). Этапы строительства дворца. Специфика объемно-простран­ственной композиции дворца как богатой аристократической усадьбы "городского типа". Анализ стилевых особенностей фасадов дворца и сохранившихся интерьеров XVIII века. Краткий очерк последующих пе­рестроек и реставрации, осуществляемой в 1990-х годах.

Дом Демидовых в квартале у Демидова переулка. Применение чугунных декоративных элементов и конструкций в его архитектуре (первый подобный опыт в истории петербургской архитектуры).

Несохранившиеся дворцы и усадьбы Петербурга середины XVIII века по данным исторической иконографии и проектным материалам.

Усадьба графа Бестужева-Рюмина на Каменном острове как характерный образец дворцово-паркового ансамбля эпохи зрелого барокко.

 

Глава 3. Церкви и монастыри Петербурга 1740-х — начала 1760-х годов.

"Возобновленное пятиглавие" как отражение в архитектурном облике цер­квей национальной идеи, выдвинутой в эпоху Елизаветы Петровны в каче­стве одного из фундаментальных принципов государственной политики.

История проектирования каменного Троицкого собора и Спасо-Преображенского собора (арх. М. Г. Земцов и П.-А. Трезини).

Ансамбль Смольного (Воскресенского Новодевичьего) монастыря, создан­ный архитектором Ф.-Б. Растрелли. Использование традиций московской архитектуры XV — XVII веков в его архитектурно-художественном облике.

Никольский Морской собор (арх. С. И. Чевакинский). Особенности его композиции как итог следования предписанному образцу (Успенский собор в Астрахани, построенный в начале XVIII века в традициях москов­ского барокко XVII века). Анализ композиционных и стилевых особенно­стей Никольского собора. Иконостас собора — шедевр русского барок­ко середины XVIII века.

Храмы в периферийных районах Петербурга и в его ближайших окрест­ностях (храм в Троице-Сергиевой пустыни, Благовещенская церковь на Васильевском острове, церковь Божией Матери Владимирской и др.).

 

Глава4. Ансамбль Петергофа в эпоху Елизаветы Петровны.

Расширение и перестройка Большого дворца (арх. Ф.-Б. Растрелли). Сохранение черт и элементов петровского барокко в его облике как прием решения мемориальной задачи. Развитие ансамбля Верхнего и Нижнего парков.

 

Глава5. Ансамбль Царского Села в эпоху Елизаветы Петровны.

Этапы проектирования и строительства Большого (Екатерининского) дворца (ар­хитекторы М. Г. Земцов, Андрей Квасов, С. И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли). Анализ композиции дворца. Интерьеры дворца середины XVIII века. Краткий очерк реставрации дворца и его интерьеров. Парковые павильоны. Ансамбль парка Царского Села в середине XVIII века.

 

Глава6. Облик Петербурга в эпоху "веселой Елисавет".

Градостроитель­ное развитие города. Ведущая роль дворцов и особняков в архитектурной типологии середины XVIII века. Градообразующая роль храмов и монас­тырей. Общественные здания 1750-х — начала 1760-х годов.

Облик Петербурга середины XVIII века по плану Трускотта и по циклу гравюр, исполненных по рисункам М. Махаева (1753).

Зимний дворец Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли) — шедевр "елизаветинского" барокко и высшая точка в его эволюционном разви­тии. История проектирования и строительства дворца в 1754—1761 годах. Интерьеры дворца, созданные Растрелли и оставшиеся в его проектах. Краткий очерк последующих перестроек дворца.

 

Заключение по Разделу IV.

Архитектура зрелого «елизаветинского» барокко как отражение расцвета государственности и культуры России в середине XVIII века. Приемы и мотивы стиля рококо в оформлении интерьеров и в произведениях декоративно-прикладного искусства. Синтез искусств в произведениях зрелого «елизаветинского барокко».

Памятники архитектуры «елизаветинского барокко» в структуре современного города, их градообразующая роль.

 

 

Контрольные вопросы по части 1.

1. Стилевые закономерности петровского барокко и преломление в них опыта западноевропейской архитектуры.

2. Дворец Монплезир а Петергофе как характерный пример творческого метода и стиля архитектуры петровской эпохи. Анализ его интерьеров.

3. Иконостас Петропавловского собора в сравнении с традиционными иконостасами русских храмов XVI – XVII веков.

4. Эволюция композиции Большого дворца в Петергофе от «Верхних палат» Петра I до резиденции императрицы Елизаветы Петровны.

5. Императорские Зимние дворцы Петербурга как отражение стилевой эволюции петербургского барокко на протяжении первой половины и середины XVIII века.

6. Сопоставление интерьеров западноевропейского рококо и интерьеров дворцов, созданных архитектором Ф.-Б. Растрелли.

 

Часть 2.

Архитектура Петербурга 1760-х—1790-х годов. Классицизм.

 

Раздел I. Классицизм как явление мировой художественной культуры.

 

Глава 1. Истоки классицизма и его становление в архитектуре Западной Европы и России.

Классицистические тенденции в архитектуре Нового Времени от эпохи Возрождения до середины XVIII века. Значение творческого наследия эпохи Ренессанса и творчества архитектора Андреа Палладио для развития классицизма в архитектуре XVIII века.

Классици­стические тенденции в региональной архитектуре эпохи барокко (Фран­ция, Голландия, Англия). Английское палладианство 1720-х — 1740-х годов и сады «ландшафтного стиля».

Предпосылки классицизма в философии и гуманитарных науках середины XVIII века. Формирование идеологичес­ких основ классицизма в эстетике Просвещения. Новые этические идеа­лы и их отражение в литературе и искусстве. Успехи археологии и искусствознания середины XVIII века (раскопки Геркуланума и Помпей, начало систематического научного исследования памятников античной культуры — И.-И. Винкельман и др.). Растущий интерес к художественному наследию античности как предпосылка классицизма. "Пропаганда" ан­тичности в творчестве Дж.-Б. Пиранези, Г. Робера и других художников.

Первые проявления классицизма — как начинающегося нового общеев­ропейского стиля — в архитектуре Франции, Англии, Германии середины XVIII века.

Новые градостроительные идеи, их связь с идеологией Просвещения и их воплощение в проектах и в ансамблях, осуществленных в середине и второй половине XVIII века.

Классицизм как стиль в изобразительном и прикладном искусстве сере­дины и второй половины XVIII века. Выявление его художественных особенностей методом сравнительного анализа (в сопоставлении с произ­ведениями барокко и рококо).

Промышленная революция и ее отражение в инженерном деле и в архи­тектуре последней четверти XVIII века. Первые чугунные мосты (Англия). Первые здания с металличес­кими каркасами (Англия).

Романтические тенденции в западноевропейской архитектуре второй по­ловины XVIII века ("неоготика", "китайщина", "стиль рюстик" и т. д.).

Соотношение и взаимодействие романтических тенденций и первых ито­гов промышленной революции с господствующей художественной систе­мой классицизма.

 

 

Глава 2. Начало классицизма в архитектуре России.

Политические события 1762 года. Воцарение Екатерины II и начало нового периода в политической и культурной жизни России. Личность Екатерины II и ее роль в художественной политике.

"Выход на сцену" нового поколения архитекторов (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен, А. Ф. Вист, Алексей Квасов). Их первые произведе­ния "в новейшем итальянском и французском вкусе".

 

Глава 3. Академия трех знатнейших художеств.

Основание первой Ака­демии художеств в Петербурге в 1757 году ("шуваловская Академия"). Ее первые выпускники.

Инавгурация Императорской Академии художеств (1764 г.) и начало строительства нового здания на Васильевском острове. История строительства здания Академии художеств (архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, завершение арх. Ю. М. Фельтен).

Роль Академии художеств в развитии русской художественной культуры и архитектуры Петербурга.

Анализ композиции здания Академии художеств. Здание Академии худо­жеств как программное воплощение архитектурных принципов классициз­ма и его стилевых закономерностей (в сравнении с характерными примерами ушедшего стиля барокко).

 

Глава4. Градостроительное развитие Петербурга в последней трети XVIII века.

Возвращение к петровским традициям централизованно­го руководства архитектурно-строительным процессом.

Конкурс на проект "украшения" Петербурга, объявленный в ноябре 1762 года с намерением "привести город Санкт-Петербург в такое состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу простран­ственного государства прилично".

Создание "Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы". Начало деятельности Комиссии. Проекты урегулирования левобережной части Петербурга, разработанные Алексеем Квасовым в 1765 и 1766 годах, их анализ. Значение этих проектов для последующего градостроительного развития Петербурга. Теоретическая программа градостроительства: "на­полнение середины города знатным строением", "регулярство площадей" и "беспрерывное связывание улиц".

Реализация градостроительных идей 1760-х годов в строительной деятельности последующих десятилетий:

Застройка части Адмиралтейского гласиса и начало формирования Дворцовой площади.

Формирование си­стемы дуговых магистралей, превращение берегов Фонтанки в проезжие набережные общегородского значения, создание предмостных площадей на пересечениях Фонтанки с радиальными магистралями.

Сооружение Екатерининского канала и продолжение Крюкова канала.

Градострои­тельные идеи 1760-х годов, оставшиеся нереализованными, их оценка с точки зрения будущего развития города.

Создание ансамбля зданий Эрмитажа на набережной Невы, его градооб­разующая роль.

Градострои­тельное развитие и застройка Васильевского острова, новые обществен­ные здания в ансамбле набережных Невы.

Завершение ансамбля Летнего сада новой оградой со стороны набережной Невы.

Генеральный план Петербурга 1770-х годов, предложенные в нем идеи градостроительного развития Петербургской стороны и Васильевского острова.

Политика Екатерины II как "наследницы деяний Петровых" и ее значе­ние для архитектуры Петербурга.

Развитие градостроительных идей петровской эпохи и градообразующих компонентов петров­ского Петербурга в архитектуре последней трети XVIII века:

Восстанов­ление Петропавловского собора в его первоначальном облике. Облицовка гранитом бастионов Петропавловской крепости и создание комплекса Невской пристани.

Выделение в пространстве Петербургской стороны территории петровского гласиса Петропавловской крепости.

Конный памятник Петру на берегу Невы – "Медный всадник" (скульптор Этьен-Морис Фальконе при участии Марии-Анны Колло). История создания монумента. Памятник Царю-Преобразователю как воплощение идейно-эстетических воззрений Просвещения и художественных идеалов классицизма. Градообразующее значение памятника и его роль в форми­ровании художественного сознания эпохи.

 

 

Заключение но Разделу I:

Классицизм как первый общеевропейский архитектурный стиль. Вклад деятелей русской архитектуры и русских художников и скульпторов в его становление и развитие.

Значение градостроительной деятельности 1760-х – 1790-х гг. для последующего развития Петербурга и формирования его «строгого, стройного вида».

Становление романтического направления, его проявление в архитектуре усадеб и пригородных дворцово-парковых ансамблей.

 

Раздел II. Здания Петербурга 1760-х – 1790-х годов.

 

Глава 1. Дворцы Петербурга периода раннего классицизма 1760-х—1770-х годов.

Развитие петербургской резиденции Екатерины II. Новые интерьеры Зимнего дворца. Здания Малого Эрмитажа и Старого Эрмитажа.

Мраморный дворец (арх. А. Ринальди), история его проектирования и строительства. Его значение в истории русской архитектуры и новых строительных техноло­гий. Формирование новой ансамблевой застройки Царицына луга двор­цами и особняками вельмож. Дворцы на Миллионной улице.

Дворцы на набережных Мойки: графа К. Разумовского, графа И. Черны­шева и др., их композиционные и стилевые особенности.

Градообразующая роль дворцов высшей аристократии в формировании облика центра Петербурга.

 

Глава 2. Общественные и производственные здания 1760-х—1770-х го­дов.

Храмы Петербурга — произведения архитекторов А. Ф. Виста, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена, Ж.-Б. Валлен-Деламота, И. Е. Старова и др. Завер­шение ансамбля Александро-Невской лавры.

Гостиный двор на Невском проспекте, его градообразующая роль.

Здание Воспитательного дома и здание Ломбарда около Царицына луга.

Производственные и складские здания. Тучков буян на набережной Малой Невы. Ансамбль Новой Голландии.

Отражение методологических принципов классицизма и его стилевых закономерностей в архитектуре общественных и производственных зда­ний и их градообразующая роль.

 

Глава 3. Стилевая эволюция классицизма в архитектуре Петербурга 1760-х—1790-х годов.

Ранний классицизм. Его художественные особенности. Сохранение отголосков — реминисценций барокко в его произведениях (в построении планов, в пластике объемов, в декоре).

Переход к строгому классицизму в начале 1780-х годов. Связь строгого классицизма с палладианством. Первые произведения строгого класси­цизма в творчестве архитекторов Дж. Кваренги , Ч. Камерона и И.Е. Старова.

Сравнительный анализ раннего и строгого классицизма (на наиболее характерных примерах).

Сравнительный анализ приемов садово-парковой архитектуры эпохи барокко («регулярный стиль») и эпохи классицизма («ландшафтный стиль»). Идеи и приемы «ландшафтного стиля» в оценке современников (Ж. Делиль и др.).

 

Глава 4. Общественные здания и дворцы Петербурга периода строгого класси­цизма.

Произведения архитектора Дж. Кваренги: здания Эрмитажного театра, Академии наук, Иностранной коллегии, Ассигнационного банка, Главной аптеки.

Таврический дворец Г.А.Потемкина и Таврический сад как выдающиеся образцы стиля.

Здания гостиных дворов и торговых рядов, построенные Дж. Кваренги и его современниками.

Здание Публичной библиотеки (архитектор Е. Т. Соколов).

Градообразующая роль общественных зданий и дворцов.

 

Глава 5. Формирование нового архитектурного облика Петербурга в пос­ледних десятилетиях XVIII века.

Типология жилой застройки. Появление нового типа зданий — доходных домов. Городские особняки. Характер застройки кварталов. Стилистика фасадов жилых домов.

Дворцы и усадьбы высшей аристократии, их градообразующая роль (усадьбы Юсуповых на Мойке и Фонтанке, усадьба Барятинских и др.). Таврический дворец и Таврический сад. История их создания. Тавричес­кий дворец как шедевр "русского палладианства". Ансамбль Таврическо­го сада и его металлические мосты.

Мосты и набережные левого берега Невы. Анализ их инженерных, композиционных и художественно-стилистических особенностей.

Строительство Екатерининского канала. Набережные и мосты Екатери­нинского канала и Крюкова канала, их инженерные и композиционные особенности.

Сооружение гранитных набережных и мостов Фонтанки. Фонтанка как сухопутная и водная магистраль, ее важная транспортная роль в жизни города. Разводные мосты Фонтанки и их последующая судьба.

Наплавные мосты через Неву. Проектирование постоянного моста. Про­ект моста, разработанный И. П. Кулибиным — "дерзновению подобно".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.