Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования





1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; (фильм образование д.б.светским Ямбург)



7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;



10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

 

Структура системы образования в РФ включает следующие составные части: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование.

 

Задачи общего образования: формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе – социализация, подготовка к профессиональному самоопределению.

Задачи профессионального образования: подготовка специалистов соответствующей квалификации, повышение профессионального уровня специалистов.

Задачи дополнительного образования удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей и подростков сверх общеобразовательной программы.

Отечественная система образования имеет свою глубокую историю.

Динамика развития системы иллюстрируется следующими этапами:

- 1930 г. введено обязательное начальное образование;

- 1949 г. закон о переходе ко всеобщему обязательному семилетнему образованию;

- 1958 г. введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение;

- 1961 г. намечен переход ко всеобщему среднему образованию, в восьмидесятые цель достигнута.

- 2010 г. – обязательное 11летнее образование.

Можно сформулировать перспективные направления развития системы отечественного образования:



- обновление содержания образования на основе внедрения информационных технологий;

- развитие психолого-педагогической науке;

- усиление сотрудничества ДОО, школы и общества;

- развитие непрерывного образования через всю жизнь,

- развитие дистанционного образования и др.

 

Вариативные типы общеобразовательных учебных заведений.

Поиск новых моделей щколы. Гимназии, лицеи, колледжи, негосударственные школы, «авторские школы».

Гимназия – среднее общеобразовательное заведение, ориентированное на обучение способных, одаренных детей.

Цель – формирование интеллектуального потенциала страны, развитие способностей учащихся.

Задачи: выявление наиболее способных детей, создание условия для их развития, формирование потребностей к самообразованию, подгтовка к поступлению в вузы.

В структуру гимназии входят: прогимназия 1-7 классы, гимназия 8-11 классы, 12 класс – абитура (по желанию).

Колледж – модель элитарной школы (ранее были спецшколами). Отбор детей по сформированности познавательных потребностей. Много внимания уделяется досугу (техническое, художественное творчество, туризм и спорт).

Культивируется идея престижа школы, корпоративная этика: «У нас такие правила, так принято».

Существуют проблемы: гипертрофированный принцип элитарности, дискриминация непрофилирующих предметов, преподавание дисциплин не всегда удовлетворяет растущие потребности учеников.

Лицей - среднее общеобразовательное заведение, ориентированное на обучение детей 8-11 или 10-11 классов. Создается при вузах соответствующего профиля.

Цель – формирование интеллектуального потенциала общества.

Задачи: предоставление наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, общеобразовательной и допрофессиональной подготовки в вузы.

В содержании образования выделяют базовый компонент - общеобразовательные предметы (русский, литература, история, математика, естествознание, иностранный, физкультура и др.). Есть профилирующие предметы.

Большое внимание уделяется внеурочной деятельности: научным обществам, творческим студиям.

Лучшие студенты получают стипендии из фонда лицея.

Негосударственные образовательные учреждения. Создаются при общественных и религиозных организациях, предприятиях, объединениях.

Цель – присмотр и уход за детьми, предоставление дополнительного образования.

Выдают сертификат об образовании соответствующий государственному.

Уровень образования контролируется посредством тестовой системы.

Негосударственные школы испытывают трудности: дефицит помещений, квалифицированных кадров, оборудования.

Авторская школа. Проектируется авторами на базе ключевой идеи или комплекса идей. Любая авторская школа ориентирована на развитие личности ребенка, взаимодействие со средой, сотрудничество с родителями.

Авторские школы имеют большую историю. Возникновение относится к 20-м годам прошлого века (школы С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, С.М.Ривеса). Системообразующая идея – труд по самообслуживанию при различии содержания и форм организации.

И сегодня успешно развиваются школы с воспитательными системами. Например, 825 школа В.А.Караковского. Реализуется идея интеграции воспитательных воздействий, творчества и научного поиска. Используется коммунарская методика.

Известна Сахновская школа, директор – Захаренко А.А. Идея воспитательных, краеведческий музей центров. В основе созидательный творческий труд.

Обнинская школа № 6 работает над оптимизацией учебно-воспитательного процесса.

Для всех авторских школ характерны следующие признаки:

- четко сформулированный комплекс воспитательных целей;

- творческая общность коллектива педагогов, атмосфера сотрудничества, взаимопомощи;

- создание материальной базы, содействующей решению воспитательных задач.

 

Литература.

Караковский В. Воспитай гражданина.- М., 1987.

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М., 1989.

 

Задания к семинару:

1. Раскройте значение образования в обществе.

2. Дайте характеристику востребованного выпускника школы.

3. Какие факторы влияют на развитие системы образования?

4. Дайте определение системы и системы образования.

5. Назовите принципы системы образования.

6. Какова структура учреждений образования в РФ?

7. Составьте схему педагогика, ее отрасли и связь с другими науками.

8. Назовите основные этапы развития системы отечественного образования.

9. Перечислите вариативные типы общеобразовательных учебных заведений, их цели и особенности.

10. Дайте краткую характеристику воспитательной системы прошлого и настоящего по выбору. Используйте схему: автор, краткая биография, основная идея воспитательной системы, формы реализации, достоинства и возможные недостатки. ( А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, В Караковский, И.П.Иванов, Е.А.Ямбург и др.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.