Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; (фильм образование д.б.светским Ямбург)
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Структура системы образования в РФ включает следующие составные части: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование.
Задачи общего образования: формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе – социализация, подготовка к профессиональному самоопределению.
Задачи профессионального образования: подготовка специалистов соответствующей квалификации, повышение профессионального уровня специалистов.
Задачи дополнительного образования удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей и подростков сверх общеобразовательной программы.
Отечественная система образования имеет свою глубокую историю.
Динамика развития системы иллюстрируется следующими этапами:
- 1930 г. введено обязательное начальное образование;
- 1949 г. закон о переходе ко всеобщему обязательному семилетнему образованию;
- 1958 г. введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение;
- 1961 г. намечен переход ко всеобщему среднему образованию, в восьмидесятые цель достигнута.
- 2010 г. – обязательное 11летнее образование.
Можно сформулировать перспективные направления развития системы отечественного образования:
- обновление содержания образования на основе внедрения информационных технологий;
- развитие психолого-педагогической науке;
- усиление сотрудничества ДОО, школы и общества;
- развитие непрерывного образования через всю жизнь,
- развитие дистанционного образования и др.
Вариативные типы общеобразовательных учебных заведений.
Поиск новых моделей щколы. Гимназии, лицеи, колледжи, негосударственные школы, «авторские школы».
Гимназия – среднее общеобразовательное заведение, ориентированное на обучение способных, одаренных детей.
Цель – формирование интеллектуального потенциала страны, развитие способностей учащихся.
Задачи: выявление наиболее способных детей, создание условия для их развития, формирование потребностей к самообразованию, подгтовка к поступлению в вузы.
В структуру гимназии входят: прогимназия 1-7 классы, гимназия 8-11 классы, 12 класс – абитура (по желанию).
Колледж – модель элитарной школы (ранее были спецшколами). Отбор детей по сформированности познавательных потребностей. Много внимания уделяется досугу (техническое, художественное творчество, туризм и спорт).
Культивируется идея престижа школы, корпоративная этика: «У нас такие правила, так принято».
Существуют проблемы: гипертрофированный принцип элитарности, дискриминация непрофилирующих предметов, преподавание дисциплин не всегда удовлетворяет растущие потребности учеников.
Лицей - среднее общеобразовательное заведение, ориентированное на обучение детей 8-11 или 10-11 классов. Создается при вузах соответствующего профиля.
Цель – формирование интеллектуального потенциала общества.
Задачи: предоставление наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, общеобразовательной и допрофессиональной подготовки в вузы.
В содержании образования выделяют базовый компонент - общеобразовательные предметы (русский, литература, история, математика, естествознание, иностранный, физкультура и др.). Есть профилирующие предметы.
Большое внимание уделяется внеурочной деятельности: научным обществам, творческим студиям.
Лучшие студенты получают стипендии из фонда лицея.
Негосударственные образовательные учреждения. Создаются при общественных и религиозных организациях, предприятиях, объединениях.
Цель – присмотр и уход за детьми, предоставление дополнительного образования.
Выдают сертификат об образовании соответствующий государственному.
Уровень образования контролируется посредством тестовой системы.
Негосударственные школы испытывают трудности: дефицит помещений, квалифицированных кадров, оборудования.
Авторская школа. Проектируется авторами на базе ключевой идеи или комплекса идей. Любая авторская школа ориентирована на развитие личности ребенка, взаимодействие со средой, сотрудничество с родителями.
Авторские школы имеют большую историю. Возникновение относится к 20-м годам прошлого века (школы С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, С.М.Ривеса). Системообразующая идея – труд по самообслуживанию при различии содержания и форм организации.
И сегодня успешно развиваются школы с воспитательными системами. Например, 825 школа В.А.Караковского. Реализуется идея интеграции воспитательных воздействий, творчества и научного поиска. Используется коммунарская методика.
Известна Сахновская школа, директор – Захаренко А.А. Идея воспитательных, краеведческий музей центров. В основе созидательный творческий труд.
Обнинская школа № 6 работает над оптимизацией учебно-воспитательного процесса.
Для всех авторских школ характерны следующие признаки:
- четко сформулированный комплекс воспитательных целей;
- творческая общность коллектива педагогов, атмосфера сотрудничества, взаимопомощи;
- создание материальной базы, содействующей решению воспитательных задач.
Литература.
Караковский В. Воспитай гражданина.- М., 1987.
Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М., 1989.
Задания к семинару:
1. Раскройте значение образования в обществе.
2. Дайте характеристику востребованного выпускника школы.
3. Какие факторы влияют на развитие системы образования?
4. Дайте определение системы и системы образования.
5. Назовите принципы системы образования.
6. Какова структура учреждений образования в РФ?
7. Составьте схему педагогика, ее отрасли и связь с другими науками.
8. Назовите основные этапы развития системы отечественного образования.
9. Перечислите вариативные типы общеобразовательных учебных заведений, их цели и особенности.
10. Дайте краткую характеристику воспитательной системы прошлого и настоящего по выбору. Используйте схему: автор, краткая биография, основная идея воспитательной системы, формы реализации, достоинства и возможные недостатки. ( А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, В Караковский, И.П.Иванов, Е.А.Ямбург и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|