ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
ТЕМА № 1
Система образования в Российской Федерации.
План:
1. Роль и значение образования в мире.
2. Система образования, факторы, определяющие ее развитие.
3. Отечественная система образования.
4. Новые виды общеобразовательных учебных заведений
Цель системы образования в любой стране содействовать социально-экономическому и культурному развитию общества. Образование включает в себя воспитание и обучение (на их основе происходит развитие личности). Важнейшая задача образования – становление свободной, самостоятельной, культурной, творческой личности.
Американский педагог И.Гудлэд (Goodlad I. What Schools Are For? – Bloomington, 1994.- P 33) обосновывает 12 приоритетных целей образования:
- овладение базовыми навыками и фундаментальными процессами (чтение,письмо, речь, матем. Понятия и действия);
- интеллектуальное развитие (мышление, самостоятельные решения, умение принимать решения);
- подготовка к выбору профессии и дальнейшему образованию;
- гражданское воспитание;
- формирование позитивной Я-концепции и навыков межличностных отношений;
- развитие творческих способностей;
- эмоциональное и физическое развитие;
- нравственное воспитание.
По данным Третьего международного исследования был проведен анализ математической и естественнонаучной подготовки учеников 50 стран мира (Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. – TIMSS. М., 1996. Вып. 2.)
Самые высокие результаты показали школьники Сингапура, Южной Кореи, Японии, Бельгии. Российские школьники попали в среднюю группу. Сильная сторона наших детей – воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционные задачи ставили их в тупик. Но хуже всего они показали себя в ситуациях, которые требовали умений интегрировать эти знания для объяснения явлений окружающей действительности. Другими словами, сказались пробелы в интеллектуальном развитии учащихся.
Были сделаны рекомендации по реформированию системы обучения:
- усиление практической направленности содержания курсов;
- акцент в учебной деятельности на интеллектуальное развитие, уменьшение доли репродуктивной деятельности, учет знаний, полученных вне школы из различных источников.
Американский педагог Филипп С. Шлехти в книге “Школа для ХХ1 века. Приоритеты реформирования образования” приводит результаты опроса бизнесменов, ответивших на вопрос: Что Вы хотите от школы? Получен почти единодушный ответ “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”(Phillip C. Schlechty. School for the 21-st Century. Leadership Imperativies for Educational Reform.- San Francisco, 1990.).
Действительно, человек, умеющий работать с книгой, икать необходимую информацию, использовать для этого различные источники информации быстрее сможет достичь профессионального мастерства, решить самостоятельно возникающие проблемы. В то же время, по мнению ученого, молодые люди успешно усвоившие базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.
Относительно значения информации в жизни современного общества интересно высказывание экономиста Лестера Туроу : “Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов” (Лестер Туроу Будущее капитализма. – Новосибирск, 1999.- С. 92.).
Е.С.Полат в книге « Новые педагогические и информационные технологии в образовании» приводит такую модель современного востребованного обществом специалиста:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладает критическим и творческим мышлением;
- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Необходимые качества личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике, чтобы найти свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть трудности и искать рациональные пути их преодоления, используя современные технологии, осознавать, где и как приобретенные знания м.б. использованы; генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставления с альтернативными или аналогичными вариантами решений, устанавливать статистические закономерности, формулировать выводы).
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над совершенствованием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
После запуска нашего космического спутника США были обеспокоены своим отставанием в технике и технологии. Причины этого видели в отставании системы образования. Актуальным стало ее реформирование (доклад комиссии сената “Нация в опасности: необходимость реформы школы”).
Один из проектов реформы “Образование мирового класса”(World Class Education. Richmond, 1993.). Он разработан педагогами штата Вирджиния. Американские школьники должны научиться в процессе обучения выполнять жизненные роли:
1. Реализовавшаяся личность. Осознание своих способностей и потребностей, готовность вести здоровую продуктивную жизнь.
2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Умение ценить взаимоотношения с другими. Это семейные, личные, деловые взаимоотношения.
3. Жизнь как постоянное учение. Постоянное приобретение знаний и опыта.
4. Деятельный участник культурного развития. Умение ценить культурную и творческую деятельность, участвовать в ней.
5. Высококвалифицированный работник. Ответственность за производство, сбыта и поставки качественной продукции и сферы услуг.
6.Информированный гражданин. Знание истории, политической ситуации, национальных и международных проблем.
7. Защитник окружающей среды. Понимание сложности природы, умение эффективно и бережно использовать природные богатства. Защита и увеличение природных ресурсов.
Далее в программе реформирования образования предусматривается обратить внимание на: интеллектуальные умения, коммуникативные навыки, работать с информационными базами данных, умения тесно сотрудничать с другими людьми.
Можно сделать вывод, что значение образования давно оценено в развитых странах, там его потенциал используется максимально для развития науки, экономики, культуры, создания предпосылок для дальнейшего развития страны. Можно утверждать, что образование использует социальный опыт общества и содействует его преумножению. (См. схему № 1. Значение образования для развития общества).
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕСТВА
(достижения науки, культуры, экономики, политики, искусства и др.)
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ
Образования обучения, воспитания БАЗА
И развития
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Задача «японского чуда», быстрого, лавинообразного роста экономики объясняется прежде всего резким изменением, совершенствованием системы образования в послевоенной Японии.
После первых запусков русских спутников в космос в США в ответ неожиданно была предложена национальная программа «Мерит», направленная на поиск и поддержку одаренных детей. Широко использовалось тестирование. Эта мера содействовала прогрессу США в области точных и естествен- ных наук.
Отечественные специалисты сегодня, очевидно, с опозданием всерьез задумываются над вопросом: « Может ли образование, сориентированное на развитие личности, ее потребности и интересы, вывести страну из экономического кризиса?». Зарубежный опыт дает четкий утвердительный ответ на поставленный вопрос. Конечно, образование не должно финансироваться по остаточному принципу и «развиваться» под лозунгом так называемой оптимизации.
В развитых странах осуществляется приоритетное финансирование системы образования. В европейских странах тратится от 5 до 7% ВВП , в Японии –до 9%, Южной Корее- 7,5%, в РФ – около 3,8%. Для сравнения Куба-12%, Молдова –9%, США -5,4%.
Важно отметить, что затраты на высшее образование в большинстве стран неуклонно повышаются. С 1980 по 1992 г. доля ВВП на высшее образование выросла в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии - на 20%, в Испании - на 40%, в Швеции - на 71%, в Финляндии - на 32%. В России затраты на развитие образования в масштабе страны в последние годы растут не так быстро.
Во многих странах существует разветвленная сеть платных учебных заведений. Образование населения зависит от уровня материального достатка. Происходит разделение по имущественному признакe/
В мире существуют две модели образования.
1.США Элитарная модель. Высококачественное образование для избранных, богатых, элиты (от 10 до 20%). Они управляют государством, высшие эшелоны власти ит.п.
Для всех остальных (80%) утилитарное, практикоориентированное образование. Минимальные знания и умения, необходимые для работы, обслуживания элиты, работы на производстве, в сфере обслуживания, сельском хозяйстве.
В США 10% детей учатся в частных школах, 4% студентов посещают высшие элитные учебные заведения. Они как правило платные 3-4 тыс долларов в год (Массачусетский технологический институт).
2. Япония. Всем детям независимо от имущественного и социального положения дается основательное образование высокого уровня.
Например, в Японии обучение в начальной и средней школы бесплатное. С 2010 г вузовское обучение бесплатное. Есть и платные учебные заведения.
В противовес платным школам расширяется сеть бесплатных школ.
Сегодня в странах Европы широко практикуются тестовые испытания. Осуществляется разделение детей в зависимости от умственных способностей.
На становление и развитие системы образования оказывают влияние многие факторы.
1. Уровень развития экономики, производства. В экономически развитых странах динамичнее развивается система образования и наоборот. В свою очередь развитая система образования стимулирует дальнейшее быстрое развитие экономики и культуры. В Англии уже в середине 19 в. было обязательное начальное образование.
2. Влияние политики правящих партий.
3. Борьба населения за расширение и повышение качества образования в стране.Например, требование бесплатного обучения. Детские сады и ясли вначале были открыты в 19 веке, чтобы освободить женщин для работы на производстве. В дальнейшем развитие дошкольных учреждений кроме ухода и присмотра за детьми преследовало также образовательные задачи, развитие и подготовку детей к школе.
4. Исторический опыт и национальные традиции в области образования (раздельное и совместное обучение мальчиков и девочек, сроки обучения, его содержание – уроки нравственного воспитания в Японии, Китае и др.). Обеспечивает своеобразие системы образования в стране, ее уникальность и неповторимость.
5. Развитие психолого-педагогической науки.Наличие научных школ в стране.
6. Географическое положение.
Экологические факторы.
Что же означает само понятие «система»? В переводе с греческого система определяется как целое, составленное из отдельных взаимосвязанных частей.
Согласно Закону об образовании РФ 2013г. (Статья 10. Структура системы образования)система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Система образования развивается и функционирует согласно правилам, принципам образования. ПРИНЦИП – основное правило, ведущее положение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|