Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ





ТЕМА № 1

Система образования в Российской Федерации.

План:

1. Роль и значение образования в мире.

2. Система образования, факторы, определяющие ее развитие.

3. Отечественная система образования.

4. Новые виды общеобразовательных учебных заведений

 

Цель системы образования в любой стране содействовать социально-экономическому и культурному развитию общества. Образование включает в себя воспитание и обучение (на их основе происходит развитие личности). Важнейшая задача образования – становление свободной, самостоятельной, культурной, творческой личности.

Американский педагог И.Гудлэд (Goodlad I. What Schools Are For? – Bloomington, 1994.- P 33) обосновывает 12 приоритетных целей образования:

- овладение базовыми навыками и фундаментальными процессами (чтение,письмо, речь, матем. Понятия и действия);

- интеллектуальное развитие (мышление, самостоятельные решения, умение принимать решения);

- подготовка к выбору профессии и дальнейшему образованию;

- гражданское воспитание;

- формирование позитивной Я-концепции и навыков межличностных отношений;

- развитие творческих способностей;



- эмоциональное и физическое развитие;

- нравственное воспитание.

 

По данным Третьего международного исследования был проведен анализ математической и естественнонаучной подготовки учеников 50 стран мира (Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. – TIMSS. М., 1996. Вып. 2.)

Самые высокие результаты показали школьники Сингапура, Южной Кореи, Японии, Бельгии. Российские школьники попали в среднюю группу. Сильная сторона наших детей – воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционные задачи ставили их в тупик. Но хуже всего они показали себя в ситуациях, которые требовали умений интегрировать эти знания для объяснения явлений окружающей действительности. Другими словами, сказались пробелы в интеллектуальном развитии учащихся.

Были сделаны рекомендации по реформированию системы обучения:

- усиление практической направленности содержания курсов;

- акцент в учебной деятельности на интеллектуальное развитие, уменьшение доли репродуктивной деятельности, учет знаний, полученных вне школы из различных источников.



Американский педагог Филипп С. Шлехти в книге “Школа для ХХ1 века. Приоритеты реформирования образования” приводит результаты опроса бизнесменов, ответивших на вопрос: Что Вы хотите от школы? Получен почти единодушный ответ “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”(Phillip C. Schlechty. School for the 21-st Century. Leadership Imperativies for Educational Reform.- San Francisco, 1990.).

Действительно, человек, умеющий работать с книгой, икать необходимую информацию, использовать для этого различные источники информации быстрее сможет достичь профессионального мастерства, решить самостоятельно возникающие проблемы. В то же время, по мнению ученого, молодые люди успешно усвоившие базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

Относительно значения информации в жизни современного общества интересно высказывание экономиста Лестера Туроу : “Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов” (Лестер Туроу Будущее капитализма. – Новосибирск, 1999.- С. 92.).

Е.С.Полат в книге « Новые педагогические и информационные технологии в образовании» приводит такую модель современного востребованного обществом специалиста:



- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

- обладает критическим и творческим мышлением;

- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Необходимые качества личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике, чтобы найти свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть трудности и искать рациональные пути их преодоления, используя современные технологии, осознавать, где и как приобретенные знания м.б. использованы; генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставления с альтернативными или аналогичными вариантами решений, устанавливать статистические закономерности, формулировать выводы).

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации;

- самостоятельно трудиться над совершенствованием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 

После запуска нашего космического спутника США были обеспокоены своим отставанием в технике и технологии. Причины этого видели в отставании системы образования. Актуальным стало ее реформирование (доклад комиссии сената “Нация в опасности: необходимость реформы школы”).

Один из проектов реформы “Образование мирового класса”(World Class Education. Richmond, 1993.). Он разработан педагогами штата Вирджиния. Американские школьники должны научиться в процессе обучения выполнять жизненные роли:

1. Реализовавшаяся личность. Осознание своих способностей и потребностей, готовность вести здоровую продуктивную жизнь.

2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Умение ценить взаимоотношения с другими. Это семейные, личные, деловые взаимоотношения.

3. Жизнь как постоянное учение. Постоянное приобретение знаний и опыта.

4. Деятельный участник культурного развития. Умение ценить культурную и творческую деятельность, участвовать в ней.

5. Высококвалифицированный работник. Ответственность за производство, сбыта и поставки качественной продукции и сферы услуг.

6.Информированный гражданин. Знание истории, политической ситуации, национальных и международных проблем.

7. Защитник окружающей среды. Понимание сложности природы, умение эффективно и бережно использовать природные богатства. Защита и увеличение природных ресурсов.

Далее в программе реформирования образования предусматривается обратить внимание на: интеллектуальные умения, коммуникативные навыки, работать с информационными базами данных, умения тесно сотрудничать с другими людьми.

Можно сделать вывод, что значение образования давно оценено в развитых странах, там его потенциал используется максимально для развития науки, экономики, культуры, создания предпосылок для дальнейшего развития страны. Можно утверждать, что образование использует социальный опыт общества и содействует его преумножению. (См. схему № 1. Значение образования для развития общества).

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕСТВА

(достижения науки, культуры, экономики, политики, искусства и др.)

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ

Образования обучения, воспитания БАЗА

И развития

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

Задача «японского чуда», быстрого, лавинообразного роста экономики объясняется прежде всего резким изменением, совершенствованием системы образования в послевоенной Японии.

После первых запусков русских спутников в космос в США в ответ неожиданно была предложена национальная программа «Мерит», направленная на поиск и поддержку одаренных детей. Широко использовалось тестирование. Эта мера содействовала прогрессу США в области точных и естествен- ных наук.

Отечественные специалисты сегодня, очевидно, с опозданием всерьез задумываются над вопросом: « Может ли образование, сориентированное на развитие личности, ее потребности и интересы, вывести страну из экономического кризиса?». Зарубежный опыт дает четкий утвердительный ответ на поставленный вопрос. Конечно, образование не должно финансироваться по остаточному принципу и «развиваться» под лозунгом так называемой оптимизации.

В развитых странах осуществляется приоритетное финансирование системы образования. В европейских странах тратится от 5 до 7% ВВП , в Японии –до 9%, Южной Корее- 7,5%, в РФ – около 3,8%. Для сравнения Куба-12%, Молдова –9%, США -5,4%.

Важно отметить, что затраты на высшее образование в большинстве стран неуклонно повышаются. С 1980 по 1992 г. доля ВВП на высшее образование выросла в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии - на 20%, в Испании - на 40%, в Швеции - на 71%, в Финляндии - на 32%.
В России затраты на развитие образования в масштабе страны в последние годы растут не так быстро.

Во многих странах существует разветвленная сеть платных учебных заведений. Образование населения зависит от уровня материального достатка. Происходит разделение по имущественному признакe/

В мире существуют две модели образования.

 

1.США Элитарная модель. Высококачественное образование для избранных, богатых, элиты (от 10 до 20%). Они управляют государством, высшие эшелоны власти ит.п.

Для всех остальных (80%) утилитарное, практикоориентированное образование. Минимальные знания и умения, необходимые для работы, обслуживания элиты, работы на производстве, в сфере обслуживания, сельском хозяйстве.

В США 10% детей учатся в частных школах, 4% студентов посещают высшие элитные учебные заведения. Они как правило платные 3-4 тыс долларов в год (Массачусетский технологический институт).

 

2. Япония. Всем детям независимо от имущественного и социального положения дается основательное образование высокого уровня.

Например, в Японии обучение в начальной и средней школы бесплатное. С 2010 г вузовское обучение бесплатное. Есть и платные учебные заведения.

В противовес платным школам расширяется сеть бесплатных школ.

Сегодня в странах Европы широко практикуются тестовые испытания. Осуществляется разделение детей в зависимости от умственных способностей.

На становление и развитие системы образования оказывают влияние многие факторы.

1. Уровень развития экономики, производства. В экономически развитых странах динамичнее развивается система образования и наоборот. В свою очередь развитая система образования стимулирует дальнейшее быстрое развитие экономики и культуры. В Англии уже в середине 19 в. было обязательное начальное образование.

2. Влияние политики правящих партий.

3. Борьба населения за расширение и повышение качества образования в стране.Например, требование бесплатного обучения. Детские сады и ясли вначале были открыты в 19 веке, чтобы освободить женщин для работы на производстве. В дальнейшем развитие дошкольных учреждений кроме ухода и присмотра за детьми преследовало также образовательные задачи, развитие и подготовку детей к школе.

4. Исторический опыт и национальные традиции в области образования (раздельное и совместное обучение мальчиков и девочек, сроки обучения, его содержание – уроки нравственного воспитания в Японии, Китае и др.). Обеспечивает своеобразие системы образования в стране, ее уникальность и неповторимость.

5. Развитие психолого-педагогической науки.Наличие научных школ в стране.

6. Географическое положение.

Экологические факторы.

Что же означает само понятие «система»? В переводе с греческого система определяется как целое, составленное из отдельных взаимосвязанных частей.

Согласно Закону об образовании РФ 2013г. (Статья 10. Структура системы образования)система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Система образования развивается и функционирует согласно правилам, принципам образования. ПРИНЦИП – основное правило, ведущее положение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.