ВЕДЕНИЕ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Признаки наблюдаемых фенологических фаз.
1. Сокодвижение (наблюдается у берез, кленов, ольхи) - появление из проколов первых капель сока (прокол делается шилом на высоте груди, с южной стороны дерева).
2. Набухание листовых почек (характеризуется увеличением объема и раздвиганием почечных чешуй).
3. Распускание листовых почек (появление из почек зеленых кончиков молодых листьев).
4. Начало облиствления (у хвойных - молодые хвоинки отделяются друг от друга, у лиственных - развертывание листочков, но листовые пластинки еще не разгладились).
5. Цветение (выделяется начало цветения, массовое цветение и конец цветения).
6. Созревание плодов и семян (появление характерной окраски и характерных признаков - растрескивание, побурение, рассыпание и т.п.).
7.Осенняя окраска листьев (характерная для данных видов).
8. Листопад (опадание листьев частично или полностью). Каждый студент в процессе самостоятельного изучения дендрологии ведет фенологические наблюдения в лесу или в дендросаду за двумя видами деревьев и одним видом кустарника.
Фенологические фазы студент записывает в журнал ..
II. СБОР И ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ
Образцы оформленных коллекций показываются студентам на установочной сессии.
Для оформления гербария в облиственном состоянии срезают ветви длиной 20 см с развитыми листьями и цветами. Срезают ветви с листьями в сухую погоду, т.к. влажные листья при сушке темнеют.
Сушить побеги можно в гербарном прессе, перекладывая ежедневно растения бумагой. Можно проглаживать растения горячим утюгам через бумагу (особенно грушу, листья которой при обычной просушке чернеют).
Хвойные растения опускают в крутой кипяток, чтобы хвоя не осыпалась. побеги лиственницы собирают в начале лета.
Высушенные побеги подшивают или прикрепляют лейкопластырем на плотной бумаге размером 42х28 см. В нижнем правам углу размещают этикетку размерам 12х7 см.
Образец этикетки:
Семейство
| Кленовые
| Род и вид
| по-русски
по-латыни
| Клен остролистный
Acer platanoides
| Местонахождение
| Воронежская область
Бобровский район
| Место обитания
| Лес, почва свежая, плодородная
| Время сбора
Собрал и определил
| 25.05.2002 г.
Сидоров П.И.
| | | | Располагают растения в гербарии в определенном порядке; по семействам, сначала хвойные, затем лиственные. На первой странице папки указывается перечень растений гербария.
Для гербария в безлистном состоянии побеги заготавливают осенью длиною 15 см с хорошо развитыми почками; коллекция оформляется на листе 12 формата 48 х 30 см.
Для коллекции плодов и семян плоды и семена собирают в зрелом состоянии. Оформляют коллекции в пробирках или в коробках, или на усмотрение творческой фантазии студента.
Коллекцию шишек собирают в зрелом состоянии и оформляют в коробках.
Коллекцию всходов заготавливают на лесном питомнике или в лесу, прикрепляют на листе плотной бумаги.
Гербарий, коллекции, реферат студенты представляют на сессии преподавателю и по ним сдают зачет.
ЖУРНАЛ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Таблица № 2
Область______________лесхоз_______________лесничество___________________
№
| Деревья и кустарники (русское и латинское название)
| Место наблюдения
| Сокодвижение
| Набухание листовых почек
| Распускание листовых почек
| Начало облиствления (эеленение у хвойных)
| Цветение
| Конец цветения
| | Начало цветения (зацветания}
| Массовое цветение
| | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Степень цветения
| Созревание плодов и семян
| Осенняя раскладка листьев
| Листопад
| Появление первых зрелых плодов
| Рассеивание плодов и семян
| Массовое созревание плодов и семян
| Степень урожая
| Начало осенней раскраски
| Полная осенняя раскраска
| начало
| конец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ варианта
| №№ вопросов контрольной работы
| № варианта
| №№ вопросов контрольной работы
|
| 1 2 3 4 5 6 7 8
|
| 1 122 3 124 5 126 7 64
|
| 9 10 11 12 13 14 15 16
|
| 121 194 123 136 125 198 127 56
|
| 17 18 19 20 21 22 23 24
|
| 137 122 139 124 141 126 143 64
|
| 25 26 27 28 29 30 31 32
|
| 1 26 3 28 5 30 7 32
|
| 33 34 35 36 37 38 39 40
|
| 33 58 35 36 61 38 63 40
|
| 41 42 43 44 45 46 47 48
|
| 57 82 59 84 61 86 62 80
|
| 49 50 51 52 53 54 55 56
|
| 81 106 83 92 85 102 87 104
|
| 57 58 59 60 61 62 63 64
|
| 1 26 35 44 61 78 79 24
|
| 65 66 67 68 69 70 71 72
|
| 25 50 76 92 117 142 157 32
|
| 73 74 75 76 77 78 79 80
|
| 65 90 115 108 93 70 47 16
|
| 81 82 83 84 85 86 87 88
|
| 113 146 171 180 117 78 55 128
|
| 89 90 91 92 93 94 95 96
|
| 97 122 67 44 29 46 63 144
|
| 97 98 99 100 101 102 103 104
|
| 129 106 75 92 101 126 103 88
|
| 105 106 107 108 109 110 111 112
|
| 153 138 115 100 94 87 55 64
|
| 113 114 115 116 117 118 119 120
|
| 185 170 147 132 102 79 72
|
| 121 122 123 124 125 126 127 128
|
| 89 130 99 76 61 39 15 96
|
| 129 130 131 132 133 134 135 136
|
| 73 114 67 84 53 38 119 136
|
| 137 138 139 140 141 142 143 144
|
| 17 67 42 44 21 14 39 48
|
| 145 146 147 148 149 150 151 152
|
| 121 154 123 108 85 70 63 56
|
| 153 154 155 156 157 158 159 160
|
| 33 90 179 180 165 158 151 144
|
| 161 162 163 164 165 166 167 168
|
| 41 162 131 196 37 198 183 160
|
| 169 170 171 172 173 174 175 176
|
| 49 26 19 12 53 110 143 184
|
| 177 178 179 180 181 182 183 184
|
| 97 74 51 44 21 14 191 120
|
| 185 186 187 188 189 190 191 192
|
| 145 114 107 85 69 46 167 200
|
| 193 194 195 196 197 198 199 200
|
| 129 106 83 76 53 30 175 104
|
| 1 10 3 4 5 14 7 16
|
| 169 90 99 164 141 62 71 96
|
| 17 26 19 28 21 30 23 32
|
| 65 138 67 180 117 102 143 40
|
| 33 42 35 44 37 46 39 48
|
| 137 58 123 28 157 150 175 80
|
| 49 58 51 60 53 62 55 64
|
| 185 26 155124 173 126 7 88
|
| 65 74 67 76 69 78 71 80
|
| 153 186 3 60 136 101 62 192
|
| 81 90 83 92 85 94 87 96
|
| 89 154 99 132 94 46 55 32
|
| 97 106 99 108 101 110 103 112
|
| 25 90 171 44 93 86 143 168
|
| 113 122 115 124 117 126 119 128
|
| 33 162 139 140 101 62 191 152
|
| 121 130 123 132 125 134 127 136
|
| 121 138 115 108 69 62 23 184
|
| 129 138 131 140 133 142 135 144
|
| 113 146 107 84 85 78 71 56
|
| 137 146 139 148 141 150 143 152
|
| 137 90 35 28 188 150 191 64
|
| 153 162 155 164 157 166 159 168
|
| 65 122 139 92 37 198 159 168
|
| 169 178 171 180 173 182 175 184
|
| 121 122 123 124 37 182 175 80
|
| 185 194 187 196 189 198 191 200
|
| 145 154 147 108 101 86 71 48
|
| 1 26 3 28 5 30 7 32
|
| 1 58 171 140 69 30 175 152
|
| 33 58 35 60 37 62 39 64
|
| 33 26 123 60 141 126 127 16
|
| 65 90 67 92 69 94 71 96
|
| 57 122 107 84 69 174 151 128
|
| 97 122 99 124 101 126 103 128
|
| 81 10 187 172 157 142 119 104
|
| 121 138 123 140 125 142 127 144
|
| 121 26 83 92 117 126 39 56
|
| 137 162 139 164 141 166 143 168
|
| 137 138 35 180 173 166 143 160
|
| 169 194 171 196 173 198 175 200
|
| 177 82 43 28 61 134 63 136
|
| 1 58 3 60 5 62 7 64
|
| 97 114 91 92 5 86 143 184
|
| 65 122 67 124 69 126 71 128
|
| 65 66 147 44 173 110 127 144
|
| 121 162 123 164 125 166 127 168
|
| 33 18 171 76 37 54 103 32
|
| 137 194 139 136 141 198 143 40
|
| 9 2 3 84 189 46 175 104
|
Вопросы контрольной работы
1.Дайте полную характеристику ивы остролистной.
2.Опишите морфологические и биологические особенности ели обыкновенной.
3.Опишите ареал и экологические особенности клёна остролистного.
4.Опишите лесоводственное и лесохозяйственное значение ореха грецкого.
5.Сравните сосну сибирскую с сосной корейской по морфологическим и экологическим свойствам.
6.Опишите жизненные формы древесных растений.
7.Назовите газоустойчивые древесные растения, их применение.
8.Назовите интродуценты, используемые в лесном, лесопарковом хозяйстве и озеленении.
9. Дайте полную характеристику пихты сибирской.
10.0пишите морфологические и биологические особенности облепихи крушиновой.
11.Нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала ирги круглолистной и бука лесного.
12.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение бука лесного. 13.Сравните шелковицу белую и чёрную по морфологическим и экологическим свойствам.
14.0пишите фенологическое развитие древесных растений.
15.Назовите растения, на побегах которых имеются колючки.
16.Назовите красивоцветущие растения, используемые в местной флоре по озеленению.
17.Дайте полную характеристику сосны обыкновенной.
18.0пишите морфологические и биологические особенности кедрового стланика.
19.0пишите ареал и экологические свойства груши обыкновенной.
20.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение дуба черешчатого.
21.Сравните ольху серую с ольхой чёрной по морфологическим и экологическим свойствам.
22.0пишите жизненный цикл древесных растений.
23.Назовите растения-долгожители.
24.Что называется интродукцией, акклиматизацией, натурализацией и селекцией древесных растений?
25.Дайте полную характеристику лиственницы Сукачева.
26.Опишитe морфологические и биологические особенности вяза гладкого.
27.Oпишитe ареал и экологические свойства лиственницы сибирской.
28.Oпишите лесоводственное и народнохозяйственное значение березы повислой (бородавчатой).
29.Сравните пихту белую с пихтой сибирской по морфологическим и экологическим свойствам.
30.Что изучают науки «Фенология» и «Дендрология»? Каковы их задачи для практики лесного хозяйства и озеленения?
31.перечислите деревья с тонкой гладкой корой на стволе, укажите окраску коры (не менее 10 видов).
32.Дайте полную характеристику ели тяньшанской.
33.0пишнте морфологические и биологические особенности тиса ягодного. 34.Нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала ели обыкновенной и ивы белой.
35.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение липы мелколистной.
36.Сравните ель обыкновенную с елью сибирской по морфологическим и экологическим свойствам.
37.0пишите основные дендрофенологические индикаторы, по которым можно судить о сроках наступления естественных сезонов в различных районах России.
38.назовите растения с обоеполыми цветами, дайте им краткую характеристику.
39.Какие хвойные древесные породы легко переносят стрижку? Какие из них дают отводки?
40.Дайте полную характеристику можжевельника обыкновенного.
41.0пишите морфологические и биологические особенности тополя чёрного. 42.0пишите ареал и экологические свойства сосны обыкновенной.
43.Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ольхи черной. 44.Сравните иву ломкую и козью по морфологическим и экологическим свойствам.
45.перечислите по-русски и по-латыни пятихвойные древесные породы. 46.Назовите древесно-кустарниковые лекарственные растения Вашей области. Какие части этих растений применяются в медицине и для каких целей (не менее 10 видов).
47.Назовите типы и виды декоративных древесных растений.
48.ДаЙте полную характеристику можжевельника обыкновенного.
49.Опишите морфологические и биологические особенности бука лесного.
50.0пишите ареал и экологические свойства тиса ягодного.
51.Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение тополя канадского.
52.Сравните лох узколистны~ и лох серебристый по морфологическим и экологическим свойствам.
53.Укажите новые формы древесных пород, выведенные селекционерами. 54.Назовите растения - пробконосы и укажите их использование и ареалы. 55.Древесина каких пород применяется в производстве фанеры, в спичечном производстве?
56.Дайте полную характеристику дуба пробкового.
57.0пишите морфологические и биологические особенности ивы белой.
58.Опишите ареал и экологические свойства можжевельника обыкновенного. 59.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ели аянской. 60.Сравните яблоню лесную с яблоней ягодной по морфологическим и экологическим свойствам.
61.Кaкие виды из родов тополей и ив трудно разводятся черенками? Назовите деревья и кустарники, дающие обильную корневую поросль.
62.Назовите хвойные интродуценты, отметьте естественные ареалы.
63.Назовите растения, цветущие одновременно с распусканием листьев, укажите их применение.
64.Дайте полную характеристику сосны Веймутова.
65.Опишите морфологические и биологические особенности осины.
66.нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала вяза гладкого и барбариса обыкновенного.
67.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение груши обыкновенной.
68.Сравните бересклет европейский и бородавчатый по морфологическим и экологическим свойствам.
69.Назовите лиственные интродуценты.
70.Назовите деревья и кустарники, требовательные к влаге.
71.Назовите деревья «Памятники природы».
72.Дайте полную характеристику дуба красного.
73.Опишите морфологические и биологические особенности можжевельника обыкновенного.
74.Нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала осины и шелюги красной.
75.Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение березы белой (пушистой).
76.Сравните вяз обыкновенный и ильм горный по морфологическим и экологическим свойствам.
77.0пишите принципы районирования древесных пород.
78Леречислите деревья с толстой корой, укажите структуру и окраску коры. 79.Назовите деревья и кустарники естественно произрастающие только в Сибири, на Дальнем Востоке.
80.дайте полную характеристику жимолости обыкновенной.
81.Опишите морфологические и биологические особенности ясеня обыкновенного.
82.Нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала облепихи крушиновой и граба обыкновенного.
83.0пищите лесоводственное и народнохозяйственное значение тополя черного.
84.Сравните черемуху обыкновенную и виргинскую по морфологическим свойствам.
85.Наэовите древесные растения, используемые для подводных сооружений.
86.Укажите естественные декоративные свойства древесно-кустарниковых растений.
87.Наэовите древесные растения, используемые в музыкальной промышленности.
88.Дайте полную характеристику каштана посевного.
89.Опишите морфологические и биологические особенности крушины ольховидной.
90.нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала скумпии и кедрового стланика.
91.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение липы кавказской.
92.Сравните сирень обыкновенную и амурскую по морфологическим и экологическим свойствам.
93.Назовите древесные растения, которые нельзя сажать вблизи полей и почему.
94.Укажите проблемы урбанизации и воздействия техногенных факторов на
древесную растительность.
95.Назовите типы и виды декоративных древесных растений. Формы и сорта. 96.Дайте полную характеристику боярышника кроваво-красного.
97.0пишите морфологические и биологические особенности лиственницы сибирской.
98.Опишите ареал и экологические свойства вяза шершавого.
99.0пишите лесоводственное и народнохозяйственное значение бархата амурского.
100. Сравните розу собачью с розой морщинистой по морфологическим и экологическим свойствам.
101. Назовите ассортимент древесно-кустарниковых растений в вашей местности для объектов озеленения.
102. Назовите древесные растения со сложными листьями и укажите применение древесины этих пород (не менее 10 видов).
103. Назовите древесные растения с простыми супротивными листьями (не менее 10 видов).
104. Назовите хвойные древесные породы, у которых хвоя: а) расположена на побеге поодиночке; б) собрана в пучке по 5.
105.Дайте полную характеристику гледичии трехколючковой.
106.Опишите морфологические и биологические особенности лимонника китайского.
107.Опишите ареал и экологические свойства ясеня ланцетного.
108.Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение вишни степной.
109.Сравните рододендрон желтый с даурским по морфологическим и экологическим свойствам.
110.Назовите древесные растения, семена которых созревают на 2 год, укажите их применение.
111.Назовите древесные растения, богатые дубильными веществами, укажите способы их размножения.
112.Назовите породы у которых: а) шишки при созревании рассыпаются; б) зрелые шишки опадают вскоре после выпадения из них семян.
113.Дайте полную характеристику самшита вечнозеленого.
114.Опишите морфологические и биологические особенности березы бородавчатой.
115.Опишите ареал и экологические свойства лещины обыкновенной.
116.Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение боярышника колючего.
111.Сравните калину обыкновенную и гордовину по морфологическим и экологическим свойствам.
118. Назовите древесные породы с супротивными листьями, их применение в народном хозяйстве.
119.Назовите древесные растения с мягкой древесиной, где она используется?
120.Укажите древесные растения, которые нельзя сажать на улицах городов и почему?
121.Дайте полную характеристику сосны сибирской.
122.Опишите ареал и экологические свойства яблони лесной.
123.Опишите морфологические и биологические особенности липы мелколистной.
124. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение тополя белого.
125.Сравните дуб зимний с дубом красным по морфологическим свойствам.
126.Назовите деревья и кустарники, цветущие до распускания листьев. Укажите их латинские названия.
127.Назовите хвойные интродуценты.
128. Назовите деревья и кустарники с сочными съедобными плодами. Назовите их по латыни, зарисуйте их.
129.Дайте полную характеристику сосны крымской.
130.Опишите морфологические и биологические особенности абрикоса обыкновенного.
131.Опишите ареал и экологические свойства рябины обыкновенной.
132. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ясеня обыкновенного.
133. Сравните тую восточную и западную по морфологическим и экологическим свойствам.
134.Назовите долгоживущие древесные растения, каково их применение.
135.Перечислите древесные растения с простыми листьями и перистым жилкованием. Назовите их латинское название (не менее 10 видов).
136Укажите древесные растения с обширным ареалом на контурной карте.
137.Дайте полную характеристику жимолости обыкновенной.
138. Каковы морфологические и биологические особенности клена татарского?
139.Опишите ареал и экологические свойства бузины черной,
140. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ольхи серой.
141.Сравните иву серую с ивой остролистной по морфологическим и экологическим свойствам.
142.Укажите древесные растения, произрастающие естественным путем в Западной и Восточной Сибири.
143. Назовите деревья, страдающие от ветровалов и буреломов.
144.Назовите орехоносные деревья и кустарники.
145.Дайте полную характеристику свидины кроваво-красной.
146. Каковы морфологические и биологические особенности аралии маньчжурской?
147.Опишите ареал и экологические свойства вишни птичьей.
148. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение клена полевого.
149. Сравните орех черный и орех маньчжурский по морфологическим и экологическим свойствам.
150. Назовите растения со сложными листьями, укажите декоративные свойства растений.
151. Назовите древесные растения-«пионеры», их экологические свойства и способы распространения семян.
152. Назовите растения, страдающие от морозобойных трещин, укажите их ареалы.
153.Дайте полную характеристику абрикоса обыкновенного.
154. Опишите морфологические и биологические особенности смородины золотистой.
155.Опишите ареал и экологические свойства калины обыкновенной.
156. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение пород семейства жимолостных.
157. Сравните черемуху магалебскую и виргинскую по морфологическим и экологическим свойствам.
158. Назовите лекарственные древесные растения, их использование (не менее 15 видов).
159. Назовите деревья и кустарники, используемые для получения красителей, гутты, пробки, мочала.
160.Указать древесные растения с разорванным и регрессивным ареалом.
161.Дайте полную характеристику тамарикса многоветвистого.
162. Нанесите на контурной карте границы естественного распространения ареала саксаула белого и бирючины обыкновенной
163. Опишите морфологические и биологические особенности ракитника русского.
164. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение клена полевого.
165. Сравните тис остроконечный с тисом ягодным по морфологическим и экологическим свойствам.
166.Назовите деревья и кустарники, цветущие до распускания листьев.
167. Укажите древесные растения, произрастающие на севере Европейской части России.
168. Перечислите древесные растения с простыми листьями и пальчатым жилкованием. Назовите их латинские названия (не менее 10 видов).
169.Дайте полную характеристику туи западной.
170.Опишите ареал и экологические свойства бука восточного.
171. Опишите морфологические и биологические особенности акации белой.
172. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение пихты белокорой.
173. Сравните крушину ломкую и крушину слабительную по морфологическим и экологическим свойствам.
174.Назовите газоустойчивые растения.
175.Назовите гибридные деревья и кустарники
176.Укажите деревья и кустарники, занесенные в Красную Книгу.
177.Дайте полную характеристику березе Шмидта.
178.Опишите ареал и экологические свойства сумаха дубильного.
179. Опишите морфологические и биологические особенности сливы колючей.
180. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение клёна ложноплатанового (явора).
181. Сравните дуб красный с буком пробковым по морфологическим и экологическим свойствам.
182.Назовите светолюбивые деревья и кустарники.
183. Назовите древесные растения, обогащающие почвы азотом, их применение.
184. Укажите древесные растения, встречающиеся на Дальнем Востоке и острове Сахалин, произрастающие естественным путем.
185.Дайте полную характеристику аралии маньчжурской.
186.Опишите ареал и экологические свойства вяза мелколистного.
187.Опишите морфологические и биологические особенности боярышника однопестичного.
188. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ели сибирской.
189. Сравните каштан конский и каштан посевной по морфологическим и экологическим свойствам.
190.Назовите деревья и кустарники Вашей области.
191.Опишите принципы районирования древесных пород.
192.Назовите деревья и кустарники - индикаторы богатства почвы.
193.Дайте полную характеристику пихты амурской.
194.Опишите ареал и экологические свойства пихты Нордмана.
195. Опишите морфологические и биологические особенности кипариса пирамидального.
196. Опишите лесоводственное и народнохозяйственное значение ели колючей.
197. Сравните акацию белую и акацию жёлтую по морфологическим и экологическим свойствам.
198.Укажите древесные растения, произрастающие на юге России.
199. Перечислите древесные растения с простыми листьями и цельной листовой пластинкой (не менее 10 видов). Укажите их ареал.
200. Назовите древесные растения с твердой древесиной. Где она используется?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|