Классификация экологических факторов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСЛЕСХОЗ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ДЕНДРОЛОГИЯ
Методические указания и контрольное задание
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования по специальности
2604 Лесное и лесопарковое хозяйство
п. Правдинский 2005
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Дендрология» являетсяподготовка студентов к самостоятельной работе по обеспечению многоцелевого, непрерывного, неистощительного пользования лесным фондом, увеличению производительности и качественного состава лесов на основе знаний древесных и кустарниковых пород, их биологии, образуемых ими сообществ и ареалов.
Являясь обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональных дисциплин, «Дендрология» базируется на знании таких дисциплин как «Ботаника», «Почвоведение», тесно связана с «Лесоведением», «Экологическими основами природопользования», а также создаёт условия для успешного изучения специальных дисциплин - «Лесоводства», «Лесных культур», «Лесопаркового хозяйства», «Лесозащиты», «Лесной таксации и лесоустройства».
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
- о перспективных хвойных и лиственных интродуцентах;
знать:
основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и народно-хозяйственное значение;
- методику фенологических наблюдений;
уметь:
- определять основные виды кустарниковых и древесных растений.
Изучение основных пород необходимо проводить по следующему плану: - название вида (русское и латинское);
- систематическое положение вида (принадлежность к семейству, порядку, классу, отделу); - - ареал;
- морфологические признаки;
- биологические особенности;
- экологические свойства;
- лесообразующая роль;
- основные формы, разновидности и культивары;
- народнохозяйственное значение.
В процессе преподавания дисциплины «Дендрология» предусматривается подготовка выпускников к самостоятельной работе в вопросах познавания природы хвойных и лиственных пород, жизни леса, увеличения продуктивности и качественного состава лесов.
Чтобы биологически грамотно и эффективно проводить те или иные лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие выращивание леса, содействие его естественному возобновлению, выращивание искусственно созданных лесов нужного породного состава и высокого качества, получать в кратчайшие сроки древесину и другие ценные продукты леса; лесоводу требуются глубокие знания морфологических признаков различия древесных растений, их систематического положения и географического распространения, биологических особенностей (долговечности, быстроты роста, сезонного развития, биологии цветения и плодоношения, особенностей семенного и вегетативного возобновления И размножения), их экологических свойств, хозяйственного значения.
Дисциплина «Дендрология», в соответствии с примерным тематическим планом очной формы обучения изучается в объеме 76 часов, в т.ч. лабораторных - 32 часа.
Внимательно изучите рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ. За разъяснениями по непонятным вопросам следует обращаться к специалистам лесохозяйственных предприятий или письменно в техникум.
Дисциплина «Дендрология» при заочной форме обучения изучается на 3 курсе, выполняется 1 домашняя контрольная работа, 4 часа обзорных занятий и 32 часа лабораторных и практических занятий, после чего сдаётся экзамен.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Введение
Тема 1. Общие вопросы дендрологии
Тема 2. Голосеменные растения
Тема 3. Покрытосеменные растения
Тема 4. Основы декоративной дендрологии
Самостоятельная работа студента-заочника по теоретическому изучению курса дендрологии заключается в последовательной проработке учебной литературы, которая указана в списке основной и дополнительной литературы.
Основная литература:
1.Булыгин Н.Е., Ярмишко В. Т. Дендрология. СПб.: Наука, 2000
2.Булыгин Н.Е. Дендрология. М.: Агропромиздат, 1991
3.Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность, 1974
4.Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. М.: Агропромиздат, 1985
5.Аношин Р.М. и др. Практикум по лесоводству и дендрологии. М.: Агропромиздат, 1986
6.Лесная энциклопедия (т. 1,2). М.: Советская энциклопедия, 1986
Дополнительная литература:
7.Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. М.: Лесная npoмышленность,1988
8.Ванин А.И. Дендрология. Определитель деревьев и кустарников. М.: Лесная прoмышленность,1967
9.Качалов А.А. Деревья и кустарники. М.: Лесная промышленность, 1970
10.исаев А.И. Рассказы о деревьях России. ИПФ Воронеж, 2001
11. Справочник Деревья и кустарники СССР (под ред. Качалова А.И.). М.: Мысль, 1966
12.Соколов С.Я. и др. Ареалы деревьев и кустарников СССР. Л.: Наука, 19771986 (т. 1 -1997; т. 2 - 1983; т. 3 -1986)
13. Красная книга РСФСР. Растения. М.: Росагропромиздат, 1983
14.Мурахтанов Е.С., Никончук ВВ., Новосад С.В. Целебные и противорадиационные растения. Брянск, 2001
15. Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Киев.: Научкова думка, 1977.
16. Александрова М.С. Хвойные растения в вашем саду. М.: ЗАО «Фитон+», 2000.
17. Александрова М.С. Аристократы сада. Красивоцветущие кустарники. М.: ЗАО «Фитон+», 2000.
ВВЕДЕНИЕ
Дендрология как наука и учебная дисциплина, краткая история ее развития. Значение дендрологии для практики лесного и лесопаркового хозяйства, степного и полезащитного лесоразведения, озеленения и охраны природы. Роль выдающихся отечественных ученых в развитии дендрологии.
Литература
Основная: (1);(2);(3); с. 3-7
Дополнительная: (8), с.5-10
Методические указания
Дендрология (от греч.слова «дендрон» –дерево и «логос» –наука) – раздел ботаники, изучающий древесные растения, их географическое распространение, внешние признаки, биологические и экологические свойства, лесоводственное и народнохозяйственное значение.
Как сказал Л.Н. Толстой: «Дерево – вечная красота». Дерево – древний тип, возникший около 400 млн. лет назад.
Специалист лесного хозяйства должен знать древесные растения – объект своей основной деятельности и эти знания дает дендрология.
Предметом изучения современной дендрологии являются все жизненные формы древесных растений. Знание биологии и экологии лесообразующих пород служит основой для проведения научно-обоснованных мероприятий по улучшению качества лесов, повышению их продуктивности и водо-охранных свойств, созданию новых лесов из хозяйственно-ценных пород, устойчивых к болезням и резким воздействиям неблагоприятных факторов.
Изучение деревьев и кустарников, их декоративных свойств и защитной роли необходимо для проведения работ по озеленению городов и населенных пунктов, очистке атмосферы от загрязнений, защите от шума, облесению эродированных площадей и осушенных болот и т.д.
Дендрология связана с ботаникой, лесоводством, лесными культурами, садово-парковым строительством, почвоведением, географией, организацией и планированием лесного хозяйства.
Как самостоятельная отрасль ботанической науки дендрология начала развиваться только с середины второй половины 18 века. Первые дендрологи России – П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, А.Т. Болотов, С.Г. Гмелин, И.П. Бородин, Я.С. Медведев, Т.Н. Потанин, К.И. Максимович и другие.
Накоплению знаний о лесных древесных породах способствовали работы основателя учения о лесе профессора Г.Ф. Морозова.
Вопросы для самоконтроля
1.Что изучает дисциплина «Дендрология» и с какими дисциплинами имеет связь?
2.Охарактеризуйте значение дисциплины в подготовке специалистов лесного и лесопаркового хозяйства.
3.Назовите первых дендрологов России.
Тема 1. Общие вопросы дендрологии
Студент должен
иметь представление:
- об интродукции, акклиматизации и натурализации древесных пород;
- о роли акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород;
знать:
- жизненные формы древесных растений;
- виды ареалов и возможности их расширения.
Основные жизненные формы древесных растений, их классификация и характеристика. Группы древесных растений по форме и быстроте роста, долговечности.
Понятие об ареале. Ареалы сплошные, разорванные и ленточные.
Интродукция, акклиматизация и натурализация древесных растений как процесс микроэволюции за пределами естественного ареала. Возможности расширения ареалов путем интродукции. Роль акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород.
Литература
Основная: (1), с. 3-1 О, (2), с.8-16; (4), с. 7-14; 18-23.
Дополнительная: (8), с.6-10; 32-35.
Методические указания
Жизненные формы древесных растений классифицируют на следующие группы: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички и лианы.
Деревья бывают: первой величины высотой 25 м и более; второй величины 15-25 м; третьей величины менее 15м.
Кустарники, высота их не превышает 4-5 м, у них не выделяется главный ствол. Кустарнички имеют высоту до 60 см, жизненный цикл 5-10 лет, они очень низкорослы.
Полукустарнички - годичные побеги не полностью одревесневают и зимой отмерзают.
Лианы - растения с гибкими, неустойчивыми стеблями. Древесные растения приурочены к определенным территориям.
Ареал - область распространения той или иной породы. Они классифицируются на: прогрессивные, регрессивные и разорванные.
Сопоставление всех факторов внешней среды имеет огромное значение в практической деятельности лесовода по возможности перемещения вида в другие районы. Развитие дендрологии проходило в тесной СВJIЗИ с накоплением ботанических знаний. Классифицировал растения еще IV в. древнегреческий естествоиспытатель, первый ботаник - Теофраст. Древнеримский писатель и агроном Луций Колумелла в своем труде «О сельском хозяйстве» посвятил особое приложение к дендрологии.
Работникам лесохозяйственных предприятий в своей практической деятельности приходится часто распознавать древесные растения по листьям, почкам, плодам, семенам и всходам, поэтому детально изучаются их морфологические признаки, биологические свойства: способ опыления, плодоношения, расселения, быстрота роста и развития, долговечность.
Необходимо знать, в каких условиях могут расти деревья и кустарники, как относятся они к факторам внешней среды Т.е. к экологическим. Существует целая наука, изучающая закономерности взаимодействия между растениями и средой, которая называется экологией растений.
Классификация экологических факторов
Группы экологических
факторов
| Экологические факторы
| 1. Климатические
| Свет, состав воздуха, тепло, осадки, ветер, влажность воздуха
| 2. Эдафические (почвенно-грунтовые)
| Механический состав почвы, химический состав и реакция почвы (рН), режимы влажности, температуры и кислорода
| 3. Орографические (факторы рельефа)
| Высота над уровнем моря, экспозиция,
крутизна склона
| 4. Биотические
| Биоценозы. Растения, животные, микро-
организмы
| 5. Антропогенные
| Изменение окружающей среды на растительность под влиянием человеческой деятельности
|
Вопросы для самоконтроля
1.Что изучает дендрология и каково ее значение в лесном хозяйстве?
2.Дайте определение понятий: ареал, интродукция, натурализация, акклиматизация, селекция древесных растений.
3.Дайте классификацию экологических факторов.
4.Какие растения-интродуценты растут в Вашей местности?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|