Органы растений (органография)
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Систематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вторую контрольную работу.
Большое разнообразие учебного материала в курсе ботаники создает трудности в его изучении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.
При изучении курса рекомендуем придерживаться следующего плана:
1.Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирование и составление ботанического словаря.
2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каждой теме.
3. Выполнение контрольной работы.
4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.
5. Гербаризация растений.
6. Учебная работа в период сессии в вузе.
МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ
ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ
Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполняет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веществах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.
Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).
В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.
Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.
Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.
При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.
При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфозы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.
С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Вегетативное размножение растений», в которой студенты должны четко знать способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений.
Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические вопросы
1.Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов сельского хозяйства.
2. Значение растений в природе (экосистемах) и жизни человека.
Основы учения о клетке (цитология)
Теоретические вопросы.
4. Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма.
5. История изучения растительной клетки.
6. Основные особенности строения растительной клетки, отличие растительной клетки от животной.
7. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислить производные протопласта.
8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
10.Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека
13.Форма, размеры, число ядер в клетке. Перечислить компоненты ядра, отметить физико-химические особенности.
14.Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и ядрышка.
15.Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
16.Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.
17.Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.
19.Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
20.Запасные питательные вещества, их локализация и клетках и органах растений.
21.Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
22.Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.
23.Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.
24.Физиологически активные вещества клетки.
25.Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
26.Понятие о поступлении веществ в растительную клетку. Осмотические .явления в клетке. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.
Ткани (гистология)
Теоретические вопросы
27.Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.
28.Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, ихстроение и функции. Значение для вегетативного размножения растений.
29.Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка, спородерма (семенная кожура), их краткая характеристика.
30.Особенности строения эпидермиса листа, строение, механизм работы устьица. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом) в защитной функции эпидермиса.
31.Эпиблема: строение, расположение, функции.
32.Комплекс перидермы, образование и строение чечевичек, функции перидермы, использование пробки.
33.Корка, ее возникновение и функции.
34.Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Расположение в органах, строение, функции.
35.Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей в народном хозяйстве.
36.Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), сито видные трубки. Расположение в органах, строение, функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
37.Гистологические элементы ксилемы (древесины), функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.
38.Гистологические элементы флоэмы (луба), функции флоэмы. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
39.Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
40.Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища, функции.
41.Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры,их функции.
Органы растений (органография)
Теоретические вопросы
42.Морфологическое строение корня. Типы корней и корневых систем. Функции корня.
43.Зоны корня. Строение и функции корневых волосков. Элементы, получаемые растением из почвы, их роль в жизни растений.
44.Первичное анатомическое строение корня. Функции коры, перицикла и проводящего пучка.
45.Переход ко вторичному анатомическому строению корня. Процесс формирования камбия.
46.Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.
47.Различия в анатомическом строении корнеплодов редьки, моркови и свеклы.
48.Морфологическое строение корнеплодов. Формирование корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.
49.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использование видоизмененных корней.
50.Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений, природе и хозяйстве.
51.Понятие о побеге, его морфологическое строение, рас положение листьев. Закономерности строения побега.
52.Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.
53.Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни.
54.Почки, строение и классификация. Биологическая роль почек.
55.Придаточные почки, их заложение на различных органах. Биологическая роль придаточных почек. Привести примеры корнеотпрысковых растений.
56.Стебель, его основные и дополнительные функции, классификация стеблей.
57.Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.
58.Вторичное анатомическое строение стебля травянисто го двудольного растения (пучковый и непучковый тип).
59.Вторичное анатомическое строение деревянистого двудольного растения на примере липы.
60.Гистологические элементы древесины и луба голосеменных растений, их особенности. Использование древесины.
61.Лист, его строение и функции. Морфология листа. Простые и сложные листья.
62.Анатомическое строение листа. Лист как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.
63.Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значение. Использование побегов в питании человека и животных.
64.Корневище, его строение и биологическое значение. Отличие корневища от корня.
65.Клубень, его строение и биологическое значение. Клубеньки побегового и корневого происхождения, подземные и надземные. Привести примеры. Использование клубней.
53.Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.
54.Различия в анатомическом строении корнеплодов редьки, моркови и свеклы.
55.Морфологическое строение корнеплодов. Формирование корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.
56.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использование видоизмененных корней.
57.Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений, природе и хозяйстве.
58.Понятие о побеге, его морфологическое строение, рас положение листьев. Закономерности строения побега.
59.Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.
64.Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни.
65.Почки, строение и классификация. Биологическая роль почек.
66.Придаточные почки, их заложение на различных органах. Биологическая роль придаточных почек. Привести примеры корнеотпрысковых растений.
67.Стебель, его основные и дополнительные функции, классификация стеблей.
68.Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.
69.Вторичное анатомическое строение стебля травянисто го двудольного растения (пучковый и непучковый тип).
70.Вторичное анатомическое строение деревянистого двудольного растения на примере липы.
71.Гистологические элементы древесины и луба голосеменных растений, их особенности. Использование древесины.
72.Лист, его строение и функции. Морфология листа. Простые и сложные листья.
73.Анатомическое строение листа. Лист как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.
74.Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значение. Использование побегов в питании человека и животных.
66.Корневище, его строение и биологическое значение. Отличие корневища от корня.
67.Клубень, его строение и биологическое значение. Клубеньки побегового и корневого происхождения, подземнне и надземные. Привести примеры. Использование клубней.
84.Строение и развитие семязачатка (семяпочки) покрытосеменных растений. Биологическая роль семязачатков. Значение покрытосемянности.
85.Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Привести примеры культурных и дикорастущих растений.
86.Энтомофильные растения, приспособления к насекомоопылению, биологическое значение. Привести примеры энтомофильных растений.
87.Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, биологическое значение. Привести примеры анемофильных растений.
88.Самоопыление, его биологическое значение.
89.Искусственное опыление, его значение в практике сельского хозяйства.
90.Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Работы С. Г. Навашина. Эволюционная и биологическая оценка двойного оплодотворения.
91.Развитие семян из семязачатка. Строение семени. Основные типы семян. Биологическая роль. Кормовое и пищевое значение семян.
92.Строение семени пшеницы и гороха. Сходство и различие в строении и химическом составе. Использование человеком.
93.Условия прорастания семян. Превращение веществ присозревании и прорастании семян. Морфология проростков.
94.Классификация плодов, их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.
95.Односеменные и многосеменные плоды, их строение. Привести примеры. Использование.
96.Основные типы сухих плодов, их строение. Привести примеры. Использование.
97.Основные типы сочных плодов, их строение. Привести примеры. Использование.
98.Сложные и дробные плоды, их строение. Привести при меры.
99.Строение и развитие околоплодников плодов малины, земляники, яблони, картофеля, ландыша.
100.Строение « развитие околоплодников плодов гороха, капусты, подсолнечника, моркови и пшеницы.
101.Способ» распространения плодов и семян в природе. Биологическая роль распространения плодов и семян.
ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1
Контрольная работа выполняется по теоретическим вопросам, указанным в каждом разделе морфологии и анатомии растений. Номера вопросов следует найти по таблице № 2 согласно двум последним цифрам своего шифра, причем по горизонтали берется последняя цифра, а по вертикали — предпоследняя. Студент выполняет контрольную работу письменно и присылает ее в институт на проверку. Работа зачитывается после устного собеседования. Собеседование проводится в любое удобное для студента время, но не позднее чем за два-три дня до начала сессии.
При выполнении контрольных вопросов по теме «Основы учения о клетке» обратите особое внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и в электронном микроскопах. Описывая отдельные органоиды, укажите их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Особенно тщательно рассмотрите пигменты пластид. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, обратите внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно приведите примеры растений.
При описании разных типов тканей отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Тщательно излагайте материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым — по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным — по расположению луба и древесины. Указывайте ткани, входящие в их состав.
При ответе на вопросы по вегетативным органам растений детально описывайте их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. Детально излагайте материал по морфологии растений, приводите больше конкретных примеров растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.
При изложении вопросов по теме «Цветок», «Плоды и семена» четко раскрывайте поставленный вопрос, приводите примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно отнеситесь к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы иллюстрируйте рисунками.
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|