Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности развития редакторской школы в начале ХХ века. Преемственность традиций редактирования. Редакторская и издательская деятельность А.М. Горького, В.Я. Брюсова, А.А. Блока.





С именем М. Горького связаны многие ценные издательские начинания. Уже в начале 1900-х годов он руководит издательством «Знание». Горький объединил вокруг издательства лучшие литературные силы того времени. Большой популярностью пользовалась серия «Дешевая библиотека товарищества «Знание» и другие серийные издания.

В 1905-1906 годах при участии Горького выходит один из острых сатирических журналов «Жупел». В 1912-13 годы М. Горький редактирует журнал «Современник». В 1915 году он организует издательство «Парус» с широкой демократической программой книгоиздания, которая была призвана охватывать современные проблемы науки, философии, социально-политической жизни, этики и морали. Стремясь обеспечить высокий уровень редакционно-издательской подготовки литературных произведений, он приглашает для редакторской деятельности В.Я. Брюсова. Забота о сохранении лучших литературных и редакционно-издательских традиций характерна и для издательской деятельности Горького в советский период. В 1918 году он становится во главе организованного им издательства «Всемирная литература», цель которого познакомить читателя с образцами мировой литературной классики (здесь работают редакторами В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.И. Чуковский и др.). До своего отъезда за границу Горький редактирует целый ряд журналов.



После возвращения из-за границы он входит в состав многих редакционно-издательских советов, выступает инициатором и редактором ряда коллективных и серийных изданий.

Проблема преемственности традиций редактирования нашла свое отражение и в редакционно-издательской деятельности В.Я. Брюсова. Как издатель и редактор В.Я. Брюсов сформировался в дореволюционное время. Основные этапы его пути на этом профессиональном поприще - это руководство издательством «Скорпион», редактирование журналов «Русский архив» (1899-1902 годы). «Весы» (1904-1912 годы), «Русская мысль» (1910-1912 годы) сотрудничество в издательстве «Парус». В богатой и активной редакционно-издательской деятельности В.Я. Брюсова обычно выделяют три направления - собственно редакционно-издательское, стилистическое и текстологическое. Главное кредо, которое исповедовал он как редактор и издатель - глубокое знание предмета литературной работы и привлечение максимального количества источников для его пополнения. Брюсов - издатель, чрезвычайно внимательно относящийся к выбору средств реализации авторского произведения в издании. Для него работа в этом направлении начинается с разработки концепции (плана) издания, системы размещения материала, структуры и содержания научно-справочного аппарата (комментарии, примечания, указатели и т.д.).



Весьма требователен Брюсов к эстетике издания - к выбору шрифта, бумаги, подбору иллюстраций, к композиционным средствам.

Блок непродолжительное время выступал в качестве редактора периодических изданий. До революции он возглавляет отдел поэзии в журнале, который издавал самобытный русский театральный режиссер В.Э. Мейерхольд, - «Любовь к трем апельсинам» (1914-1916). После революции он в 1918 году является главным редактором периодического издания «Репертуар» - органа репертуарной секции при театральном отделе Наркомпроса. Однако под его редакцией выходит лишь один номер, поскольку А.А Блок убедился в том, что ему не дадут возможности воплотить в жизнь его издательские замыслы. В основном его редакторская деятельность связана с подготовкой и выпуском отдельных изданий или собраний сочинений мастеров литературы. В истории редактирования А.А. Блок занял свое место главным образом как редактор оригинальных поэтических произведений и редактор переводов. В дооктябрьский период наиболее значительная его редакторская работа - подготовка к изданию сочинений А. Григорьева в издательстве К.Ф. Некрасова. Блоку принадлежит замысел этого издания в целом, конкретные разработки состава и композиционного решения сборника, его научно-справочного аппарата и художественного оформления. Блок включил в книгу 6 частей. Первые две повторяли в композиционном отношении сборник «Стихотворения Аполлона Григорьева», вышедший при жизни автора в 1846 году. Редактор позволил себе переместить «рассказ в стихах «Олимпий Радий» в раздел «Поэмы», где были собраны произведения аналогичного жанра, поскольку сам термин «поэма» у А. Григорьева нигде не встречался. Остальные 4 части полностью составлены самим Блоком, который проделал огромную работу, разыскивая и атрибутируя журнальные публикации поэта. Столь же тщательно Блок работал и над научно-справочным аппаратом: отбором вариантов, сверкой текстов, примечаниями и т.д.Однако важен сам по себе даже не факт такой работы, выполненной на высоком профессиональном уровне, а именно стремление редактора раскрыть перед читателем полнокровный образ поэта, творчество которого к тому времени было незаслуженно забыто. Блок был первым, кто после революции подготовил и издал М.Ю. Лермонтова. Учитывая читательский адрес, А.А Блок поставил задачу открыть поэта широкой, но мало подготовленной аудитории. Этой задаче он подчинил и редакционно-издательские средства.



Развитие редактирования отдельных видов литературы. Значение редакторской и литературной деятельности известных ученых С.И. Вавилова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева для становления научного книгоиздания.

В результате типизации книгоиздательского дела сформировался высококвалификационный, многопрофильный в своей деятельности редакторский корпус, специализированный на выпуске изданий широкого тематического спектра.

Особое место занимали книги о науке. Они отличаются от литературы других видов и содержанием, и формой. Научно-популярные издания информируют о достижениях науки и ставят своей задачей увлечь читателя. Отсюда вытекают задачи редактора в работе над книгой о науке.

Автором хорошей популярной литературы о геологии и минералогии был академик А. Е. Ферсман (1883 – 1945).

При написании научно-популярного произведения, рассказывающего о, казалось бы, бесстрастной и холодной неживой природе, он исходил из принципа единства органического и неорганического мира и их взаимосвязей, которые под взглядом ученого и одновременно художника, открываются своими неожиданными гранями.

Этому подходу у А.Е. Ферсмана подчинено использование и сюжетно-композиционных, и изобразительно-выразительных средств. Его произведения написаны по материалам научных экспедиций. Для Ферсмана-исследователя, когда он рассказывает, например, в "Занимательной минералогии" о диковинных кристаллах-гигантах, жидких и летучих камнях и т.д., добиться удивления читателя или его простой заинтересованности не является самоцелью. Главное для него - заставить читателя задуматься, приобщить его к сложному процессу миропознания.

Он большое внимание уделял справочному аппарату книги. В книгах Ферсмана справочный аппарат, как правило, отличается полнотой и малым количеством подстрочных примечаний (сносок). Все объяснения ученый стремился дать в тексте, так как считал, что сноски отвлекают внимание читателя от основного текста. В подстрочных примечаниях приводились последние научные данные, происхождение некоторых слов, а также адреса научных учреждений, о которых шла речь в тексте.

Многие прижизненные издания Ферсмана открываются авторским вступлением, в котором определяется цель работы, дается ее краткая характеристика, определяется круг читателей, а также рекомендации по работе с книгой. Подобное начало способствует контакту автора с читателем, сосредоточивает внимание на главных аспектах работы над книгой.

У Ферсмана были свои особенности при составлении указателей. Определения, как правила, не переносились из одной книги в другую, а давались в переработанном виде.

Редакционно-издательская деятельность выдающегося ученого физика, с 1945 года президента АН СССР И.С. Вавилова удивительно многогранна. И.С. Вавилов практически всю жизнь плодотворно сочетал научно-исследовательскую работу ученого с творческой работой писателя, редактора, рецензента. Им лично написаны многие оригинальные научные работы, получившие мировое признание, и более 150 ярких по своей изобразительной силе научно-популярных книг и статей.

Как и Ферсман, Вавилов избегал при объяснении тех или иных научных явлений метафор и олицетворений, считая, что эти приемы лишают изложение точности. Тем не менее, заботясь о выразительности текста, оба охотно использовали такие синтаксические средства, как вопрос, восклицание, обращение, повтор.

В 1943 году С. И. Вавилов издал свою научно-популярную книгу «Исаак Ньютон», в которой присутствует такая сторона научной популяризации, как ее гражданственность. Вавилов, в частности, пишет: «Второе издание биографии Ньютона подготавливается в наши дни, когда война, несомненно, близка к победному концу. В такое время рассказ о жизни и работе украшения рода человеческого может многих ободрить и вдохновить».

Вавилов был главным редактором и членом редколлегий целого ряда научных журналов, в 1945 году стал председателем редакционно-издательского совета АН СССР, в 1949 году – главным редактором II-го издания Большой Советской Энциклопедии.

Значительно раздвинул рамки редакционно-издательских представлений о подготовке и выпуске научно-популярных изданий известный ученый, геолог и географ, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии В.А. Обручев.

Для редакторской практики, главное в которой формирование образа будущего издания на основе системного анализа всех элементов литературного произведения, несомненное значение имел целый ряд приемов популяризации, которые использовал в своем творчестве этот талантливый писатель-ученый. Например, избрав, как и А.Е. Ферсман, преимущественно жанр - "путешествия", В.А. Обручев для развития сюжетной основы прибегает и к художественному вымыслу, легендам и мифам.

В "Земле Санникова" - легенда о том, что севернее Новосибирских островов лежит неизвестная земля, которую еще в 1811 году видел промышленник Яков Санников, а позже - известный полярный исследователь Э.В. Толь. Здесь же "обыгран" миф о том, что когда-то существовало загадочное племя онкилонов, жившее вдоль берега Северного Ледовитого океана и потом исчезнувшее таинственным образом.

Герои этих книг, путешествуя и попадая то ли внутрь Земли, то ли достигая неизвестной Земли Санникова, открывают для себя удивительный мир прошлого, отстоящий от нас на тысячи и миллионы лет.

Вымысел, миф, легенда и подлинные научные данные создают в произведениях В.А. Обручева прочный сплав, что делает его рассказы о науке и научно достоверными, и фантастическими одновременно. Возникает своеобразный эффект романтики самого научного поиска. Весьма показательно и отношение ученого к созданию научно-популярной книги - труду, по его мнению, чрезвычайно сложному и ответственному.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.