Сделай Сам Свою Работу на 5

Журналистская и издательская деятельность А.И. Герцена.

В результате строгости цензуры не могла не возникнуть бесцензурная печать. Одним из самых ярких явлений издательского дела XIX века стали бесцензурные издания А.И. Герцена и Н.П. Огарева, которые они готовили в Лондоне. Начало и самый расцвет деятельности Вольной русской типографии приходится на 50-е годы, завершение на 60-е.

Деятельность Герцена и Огарева, явила пример подготовки массово-политических, научных, научно-художественных публикаций, имевших одно ярко выраженное политическое направление.

Предпринимая издательскую деятельность в Лондоне, Герцен прежде всего заботится о том, чтобы издания имели соответствующую литературную базу. Еще в феврале 1853 года он напечатал воззвание "Братьям на Руси", в котором объявил об основании "вольного русского книгопечатания" и обращался к будущим читателям с просьбой о предоставлении материалов. Причем во главу угла он ставит именно содержание материалов.

Собираемые для издания материалы - их содержание и жанры - определили структуру выпуска бесцензурной печати. Основное место среди них заняли периодические издания - альманах "Полярная звезда", журнал "Колокол", сборники "Голоса из России".

Первый номер "Полярной звезды" вышел в годовщину казни декабристов 25 июля 1855 года. Этим подчеркивалась связь издания с национально-освободительным движением России, преемственность во взглядах с декабристами. Он ставит задачу пропагандировать философию революции и социализма в основных, заглавных статьях разделов, тем самым задавая тон восприятию всего издания.

Выдержать строгую периодичность издания редактор не мог, так как материалы поступали нерегулярно и сама организация его подготовки и выпуска была достаточно сложной.

Уже к 1856 году журнал имел надежный, постоянно пополняемый портфель: поток рукописей из России был достаточно объемным. Однако отбор материалов в "Полярную звезду" по-прежнему соответствовал первоначальному замыслу - высокое литературное качество и связь содержания с идеей освобождения крестьянства.



1 июля 1857 года вышел первый номер газеты "Колокол". Девизом издания стали начальные слова "Песни о колоколе" Шиллера - "Зову живых".

Газета, которой легче и проще, чем журнал "Полярная звезда", было формировать, в которой чаще всего отражались текущие события российской жизни, действительно смогла отражать многие острые проблемы, более оперативно реагировать на те или иные конкретные факты действительности.

Герцен и Огарев были основными авторами газеты. Герцен публиковал в ней публицистические статьи (напомним, что Герцен был одним из самых блестящих публицистов своего времени), Огарев - статьи по экономическим и юридическим вопросам в форме, хорошо понятной широкому читателю.

Из России в редакцию "Колокола" шла постоянная почта, которая и составляла основу издания.

В 1859-1862 годах в качестве приложения к "Колоколу" было выпущено 13 отдельных листков, названных "Под суд!", которые разоблачали конкретные случаи беззакония в России.

В них сообщались сведения об истязании крестьян, о жестоком обращении офицеров с солдатами, о злоупотреблениях чиновников.

С 1863 года начинается период упадка "Колокола". Это объясняется прежде всего тем, что поток корреспонденции из России резко уменьшается. Уменьшается и количество читателей. Дело в том, что в самой России развивается подпольная печать. К концу года читателей остается всего около 500 и позднее более, чем до 1000 их число уже не поднимается.

В 1856 году выходит в свет сборник «Голоса из России». Сюда вошли материалы, не совсем отвечающие требованиям «Полярной звезды», но представляющие определенный интерес для российского читателя. В период с 1856 по 1860 год было выпущено 9 сборников.

Вольная русская типография внесла весомый вклад в издание запрещенных российской цензурой художественных произведений, в т.ч. Пушкина, Рылеева, Бестужева, Лермонтова. Отдельным изданием вышло «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Кроме того, печатались материалы исторического характера, о жизни и деятельности декабристов, а также листовки, прокламации, воззвания, издания для народа, написанные простым, понятным языком.

Вольная русская печать во главе с «Колоколом» сыграла большую роль в борьбе против крепостничества и самодержавия, явилась примером для последующих поколений редакторов и критиков.

Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-80-х годов XIX века. Организация, подготовка и издание «толстых» журналов «Отечественные записки» и «Современник». Вклад В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова в теорию и практику редактирования.

К 1840-м годам центр тяжести в издательской деятельности переходит к толстым журналам.

Обязанности редактора постепенно выделяются в самостоятельную область, издатели платят сотрудникам высокие гонорары, понимая, что именно редактор определяет во многом доходы от издания. Это способствует увеличению числа профессиональных журналистов, литераторов, редакторов.

Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется привычка создавать домашние библиотеки, иметь подписку на толстый литературный журнал, в структуре времени обывателя выделяется час для домашнего чтения, читатели обмениваются журналами между собой. Распространяется так называемое семейное чтение, когда свежий, вновь поступивший журнал читают вслух в кругу семьи, приглашают соседей, друзей.

Толстые журналы откликались на все важнейшие процессы социальной жизни общества, печатали почти всю оригинальную литературу - отечественную и европейскую. Солидно представлены в них отделы науки и искусства, литературной критики.

К середине XIX века было осознано понятие массового читателя., декабристы и Пушкин ориентировались прежде всего на образованное дворянство - неординарный и немногочисленный круг читающих, а появление толстых литературных журналов связано с тем, что издатели обращают серьезное внимание на чтение разночинцев и интеллигенции - столичной и провинциальной. Правда, этот читатель зачастую рассматривался, как публика невысокого литературного вкуса, и именно на этот вкус многие журналы 40-50-х годов рассчитаны. Отсюда и отбор произведений, и редакторская их обработка. Процесс этот двойственен: с одной стороны, невзыскательный вкус диктует невысокие критерии оценки произведений. Но с другой - публика приучается к чтению.

Наиболее интересны с точки зрения редакторских проблем журналы "Отечественные записки" и "Современник.

Первая книжка "Отечественных записок" вышла в свет в январе 1839 года. С приходом А.А. Краевского - редактора и издателя прогрессивного толка - журнал преобразился и стал одним из наиболее ярких изданий своего времени. Краевский привлек к сотрудничеству в журнале виднейших русских ученых и литераторов, ставя целью издания "передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного". Эта задача, заявленная в программном объявлении, стала основной в деятельности редакции. Объем журнала составлял 40 печатных листов. Журнал состоял из отделов "Современная хроника России", "Наука", "Словесность", "Художества", "Сельское хозяйство и промышленность вообще", "Современная библиографическая хроника", "Смесь". Рубрикация показывает, что это был универсальный журнал энциклопедического характера. Среди авторов журнала В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, Д.В. Давыдов.

В журнале начинает печатать свои статьи В.Г. Белинский, а затем становится его постоянным сотрудником, приняв на себя руководство критико-библиографическим отделом.

Белинский создал целое учение о журнализме. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.

С точки зрения редактирования, интересны аспекты анализа, который провел критик. Так, рассматривая журнал "Библиотека для чтения", Белинский задается целью показать, на какого читателя он рассчитан и в чем причина его успеха. Раскрыв основные черты каждого отела, Белинский приходит к выводу, что важным качеством журнала является наличие ярко выраженной общей направленности. "Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже", - пишет он.

Белинский подчеркивает, что важными отделами каждого журнала должны быть отделы критики и библиографии. Именно эти отделы наиболее полно отражают "дух и направление журнала", через эти отделы журнал прежде всего реализует свое основное назначение - быть "руководителем общества

Кроме того, для теории и практики редактирования имеет огромное значение конкретный опыт Белинского - редактора, издателя. Многие годы Белинский являлся фактическим редактором и руководителем изданий.

Белинский привлекает к работе в «Отечественных записках» Огарева, Герцена, Некрасова, Тургенева. "Отечественные записки" стали журналом писателей-реалистов, политической трибуной Белинского и Герцена.

Но, очевидно, главным образом успех и авторитет журнала строился на том, что редактор сделал его единым целым, отбирая для публикации материалы одного направления. В журнале и произведения художественной литературы, и научные статьи, и критико-библиографические статьи объединялись единой идеей - идеей социального переустройства общества.

"Лицо" и уровень издания определяет редакция. Это подтверждает опыт журналов 40-60-х годов XIX века. Когда Некрасов и Панаев купили у Плетнева журнал "Современник", в него перешел работать Белинский и большинство сотрудников и литераторов, составлявших его круг, стали работать в этом журнале. "Отечественные записки" постепенно утратили значений самого передового и радикального журнала своего времени. Его место занял "Современник".

Заслуга Некрасова в том, что он сумел сплотить вокруг редакции коллектив единомышленников - писателей, публицистов.

Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создается редакционная коллегия в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова

Первый номер преобразованного журнала "Современник" вышел 1 января 1847 года. И "Современник" - вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена - становится журналом революционно-демократического направления. Отделы журнала включают произведения лучших демократических писателей, философов, ученых. Здесь были напечатаны романы "Кто виноват?", "Сорока-воровка", "Записки доктора Крупова" Герцена; "Обыкновенная история" Гончарова.

В отделе "Смесь" печатались материалы по социально-экономическим и политическим вопросам внутренней и международной жизни. По сути, этот отдел заменял общественно-политические отделы. А весь журнал в целом имел общественно-политическое звучание.

Анализируя материалы, предлагаемые к изданию, Некрасов выделял в них основные аспекты, важные именно для данной темы, формулируя четко и определенно свои замечания автору. В основе отбора материалов в "Современнике" Некрасова прослеживаются две линии: учет читательского интереса и общее направление журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, он важные, программные материалы печатал в другие периоды года.

Журналы "Отечественные записки" и "Современник" дают основания для размышлений о значении редактора. Опыт этих журналов в рассмотренный период убедительно показывает, что важнейшим направлением деятельности редакции должна быть организационная работа. Она включает формирование авторского актива, отбор произведений, причем, важно, чтобы организационная работа была подчинена общему направлению издания, которое должно определять содержание этой работы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.