Сделай Сам Свою Работу на 5

Атакующие действия центрового





А.Я. Гомельский - Баскетбол. Cекреты мастера

Оглавление

  1. К читателю
  2. Подготовка центровых
  3. Техника нападения
  4. Атакующие действия центрового
  5. Передачи мяча
  6. Ведение мяча
  7. Броски по кольцу
  8. Упражнения для тренировки штрафных бросков
  9. Тактика защиты
  10. Стратегия и тактика
  11. Быстрота
  12. Прыгучесть
  13. Ловкость
  14. Гибкость и расслабление
  15. Силовая подготовка
  16. Общефизическая подготовка

К читателю

Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Эту книгу я написал для тренеров, игроков, судей, всех любителей баскетбола. Я попытался дать представление о своих методах тренировки, описать упражнения, которые применял в разные периоды более чем 45-летней тренерской работы.
Я начал тренировать баскетболистов в 19-летнем возрасте, еще не окончив Высшую школу тренеров при институте им. П. Ф. Лесгафта, и моими первыми ученицами стали баскетболистки ленинградского "Спартака".
Не могу не вспомнить добрым словом Нину Журавлеву, Евдокию Белову, Зою Андрюшкину, Елену Бондаренко, Анну Смирнову, которые своим тактом, мудростью и терпением лепили из меня тренера. Позднее в "Спартаке" выступали игроки сборной страны Нина Познинская и Ольга Журавлева - моя будущая жена.
После окончания Ленинградского военного института физкультуры я был направлен в Ригу, где работал до 1966 г. Великие латышские игроки Гунар Си-линьш, Майгонис Валдманис, Валдис Муйжниекс, Олъ-герт Хехтс, Янис Круминьш, Айвар Леончик, Леон Янковский выиграли за это время три Кубка Европы и были первыми в СССР с 1955 по 1960 г.
В 1966 г. я был переведен в ЦСКА, где проработал с небольшими перерывами до 1986 г. В этой славной команде выступали такие звезды баскетбола, как Сергей Белов, Ажан Жармухамедов, Иван Едешко, Валерий Милосердое, Вадим Капранов, Владимир Андреев, Станислав Еремин, Анатолий Мышкин, Николай Ковыркин.
В сборную я пришел в 1958 г., вначале как помощник С. С. Спандарьяна, а с 1963 г. - как старший тренер.
В общей сложности за 46 лет тренерской деятельности я провел 3000 игр, 75% из которых стали победными для моих, подопечных. Самая дорогая из них - на Олимпиаде в Сеуле, в 1988 г.
Не только победы, но и яркие игроки, которые при моем тренерском участии становились сильнейшими в стране, Европе, мире, дают мне право предложить мой опыт, мои методы тренировок специалистам. Если некоторые из этих советов окажутся полезными вам, дорогие читатели, я буду счастлив. Значит, трудился не зря.





Подготовка центровых

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Более 30 лет мне посчастливилось тренировать самых известных в СССР, да и в Европе, центровых игроков. Их было много и в рижской команде СКА, где я работал с 1953 по 1966 г., и в ЦСКА - с 1966 по 1986 г., и в сборной СССР, которую я тренировал с 1958 г. с небольшими перерывами до Олимпийских игр в Сеуле, где советская команда стала олимпийским чемпионом.
По закону притяжения противоположностей, мне всегда нравились высокие люди, ведь мой рост совсем не баскетбольный - всего 168 см. Но главное, что влекло меня к высоким игрокам, - это уверенность в том, что именно мощные, высокие центровые определяют силу команды. Примеров тому множество: "Бостон Селтик" с Б. Расселом, "Лос-Анджелес" с Джабаром, "Пистоне Детройт" с Лейнбиром, СКА (Рига) с Круминьшем, ЦСКА с Ткаченко, "Жаль-гирис" с Сабонисом.
На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле все три призера имели в своем составе сильнейших центровых: СССР - Сабониса, США - Робинсона, Рида, Манинга, Югославия - Дивица, Вранковича, Раждю. Команда Бразилии, в которой выступал выдающийся снайпер современности Оскар Смидт и очень сильный атакующий игрок Соуза, оказалась лишь на пятом месте. Ей недоставало стержня - хорошего центрового.
Правда, с введением правила трех очков роль снайперов значительно возросла. Такие великие игроки, как М. Джордан, М. Джонсон, С. Пипин, М. Стокман, К. Дрек-слер, Д. Петрович, О. Смидт, Р. Куртинайтис, С. Епифания, Н. Галлис, способны принести команде большое количество очков. Однако победить в трудном, ответственном турнире без сильных центровых все же трудно. Хотя нет правил без исключений: команда "Чикаго" опровергала эту аксиому три года подряд.
В последнее время количество отскоков от щита заметно увеличилось, так как провент трехочковых бросков стал заметно ниже, чем бросков с близкой дистанции. Следовательно, возросла роль тех игроков, которые ведут борьбу за подбор мячей на "втором этаже", - а это гиганты и, как правило, центровые.
Долгое время отбором центровых занимались только тренеры. Они выискивали высоких юношей в школах, в армейских подразделениях, просто на улице и приводили их в баскетбол. Чаще всего в таких случаях время было уже упущено, ведь именно в раннем возрасте (в мини-баскетболе) закладываются основы баскетбольной техники - тот фундамент, на котором строится вся будущая работа по воспитанию классного игрока.
Американцы превосходят европейских игроков в технике и атлетической подготовке именно потому, что в США умеют распознавать будущих высокорослых очень рано и начинают работать уже с 5-6-летними детьми. А к двадцати годам баскетбольный стаж дает
им огромное преимущество. Пройдя мини-баскетбол, школу, высшую школу, молодые игроки поступают в колледжи и университеты, где опытные тренеры шлифуют их мастерство, помогают стать мастерами баскетбола.
Наша работа с высокими ребятами начиналась, как правило, в 16-18 лет, когда рост уже заметен, а организм полностью оформился.
Иногда гиганты приходили в баскетбол и в более позднем возрасте - Янис Круминып, например, начал тренироваться в 24 года.
"Позднего" игрока, как правило, приходилось натаскивать быстрыми темпами, формируя освоение самых необходимых технических приемов. Это, безусловно, отражалось на умении обращаться с мячом. Такие игроки приносили пользу, но легкости и непринужденности в их действиях было немного.
В то же время в нашей стране издавна существрва-ла методика отбора 5-6-летних детей, но не в спорте, а в балете. Специалисты с большой достоверностью определяли, как изменятся рост, вес, пропорции ребенка по мере взросления, и, исходя из этого, решали, может ли он серьезно заниматься балетом. На основании этих принципов ученые, медики, психологи, педагоги, физиологи помогли нам создать тесты для отбора детей в баскетбол, учитывая возможности их роста и развития. Исключения из правил бывают, но в большинстве случаев такой научный подход уменьшает отсев ребят и помогает формировать игрока, затрачивая на это время и средства почти без риска.
Основные критерии отбора
1. Наибольшие скачки роста у детей приходятся на периоды-от 4 до 6 и от 9 до 12 лет. (Установлено, что, если в 10 лет мальчик носит обувь 38-40-го размера, он скорее всего вырастет до 205-207 см.) 2. Определяющими факторами роста являются толщина и расположение межпозвоночных дисков. По рентгеновским снимкам скелета (позвоночника, тазовых костей, конечностей) можно определить любые отклонения от нормы, мешающие росту ребенка.
Чтобы помочь перспективному ребенку вырасти, медики и физиологи предложили ряд эффективных мер, которые применяются с согласия родителей.
1. Доказано, что витамины А и С способствуют росту. Ребенку рекомендуют пищу, содержащую каротин - морковь, рыбий жир, печень; фрукты, богатые витаминами С, - шиповник, абрикосы, вишню, черную смородину, а также зеленый лук, сельдерей, укроп.
2. Установлено, что, воздействуя на гипофиз и щитовидную железу умеренными дозами физиотерапии, можно вызвать активный рост ребенка.
3. Известно, что прыжки вверх (с попыткой дотянуться до высокого предмета), вис на перекладине, на канате, плавание способствуют росту. Детям не рекомендуется применять отягощение более 20% от его собственного веса, поскольку это тормозит рост.
Центровые, которые пришли в баскетбол в 6-8 лет, выполняли рекомендации тренеров и врачей и прошли все стадии подготовки - такие как Александр Белов и Арвидас Сабонис, - стали не только великими игроками, но и сделали эту игру еще более прекрасной.
В начальной стадии становления баскетболиста, изучив его физиологические особенности, тип координации движений, психики и мышления, тренер должен
определить, за счет каких технических и физических качеств можно вырастить из этого игрока яркую личность, звезду.
Только нужно, чтобы в эту идею поверил сам игрок, иначе успеха не будет. Еще лучше, если тренер вместе с игроком выработает приемы, которые станут основными в его тренировках.
Многие тренеры, работая с баскетболистами, предпочитают львиную долю тренировочного времени посвящать исправлению недостатков. Известно, что у каждого игрока они есть. Но у таких тренеров, как правило, звезды не вырастают, их удел - середнячки.
Мой метод основан на другом: большую часть времени мои игроки совершенствуют, шлифуют, доводят до виртуозности свои коронные технические приемы. А школу техники, необходимую каждому игроку, проходят в подготовительной части занятий. Физическая, атлетическая подготовка строится с таким расчетом, чтобы она помогала раскрывать и применять в игре главные качества центрового.
Рассказывая о методах подготовки центровых, я раскрою все эти стороны тренировочного процесса.
Психологическая подготовка
Сверхвысокий рост создает много проблем в жизни центровых. Эти люди более ранимы, чувствительны, беззащитны, менее приспособлены к жизни. Им трудно купить готовую одежду. Им неудобно ездить в автобусе, машине, поезде, летать самолетом. Еще менее приятно ходить пешком - редко кто не оглянется вслед и не отпустит реплики. Баскетбол дал гигантам прекрасную возможность ощутить свою значимость, даже незаменимость. Попробуйте отобратьу них это поле деятельности, и они спрячутся в своих домах, так как немногим из них удается легко переносить реакцию окружающих.
Тренер для центровых - не только учитель, но и советчик, и друг, а часто и защитник. Обмануть доверие такого игрока грозит потерей самого игрока.
Баскетболисты выше 210 см почти никогда не становятся тренерами, что объясняется и особенностями их характера, и типом их реакции - они мыслят и действуют не так быстро, как игроки обычного роста, а быстрота реакции очень важна в профессии тренера.
Работая с центровыми, необходимо индивидуально готовить их к тренировкам, матчам, постоянно укреплять в них веру в свои силы, развивать их лучшие качества.
Разъясняя центровому его задачу в предстоящем матче, лучше всего прибегнуть к обсуждению: выслушать его-предложения, подробно проанализировать сильные и слабые стороны его опекуна из команды противника. Лучший метод - не диктат, а дискуссия.
Уже много лет я применяю аутогенные тренировки, внушая команде во время 2-3-минутного сна психологические задачи. А натолкнули меня на это центровые, которые всегда больше других нуждались в моих советах.
Начиная тренировать центрового, надо решить, за счет каких технических приемов этот игрок может вырасти в звезду национального и мирового масштаба. Выбирая два-три таких приема атаки и защиты, необходимо учитывать особенности данного игрока: его рост, вес, координацию движений, ловкость, силу, реакцию, психические особенности, приверженность к той или иной манере игры.
Приведу в качестве примера те приемы, которые прославили известнейших центровых.
В. Ткаченко прекрасно выполнял:
1. Длинный пас через все поле в контратаку.
В его большой кисти баскетбольный мяч выглядел как в моей - теннисный. Такой пас не раз приносил успех сборной СССР.
2. Бросок из-под счита полукрюком с поворотом в левую и правую стороны.
3. Блок-шот в защите и подбор мяча.
4. Постановку заслона и уход.
А. Сабонис блестяще владел таким набором приемов:
1. Передача мяча от линии штрафного броска, из-за спины, от земли, через плечо - и бросок с этих позиций. Длинный и короткий пасы в прорыв.
2. Крюк левой и правой с обманным движением.
3. Добавки мяча с ходу.
4. Блок-шот левой и правой рукой.
5. Постановка заслона.
В. Панкрашкин славился следующими приемами:
1. Трехочковый бросок.
2. Блок-шот в обороне.
10. Количество применения комбинаций в позиционном нападении за 20 мин игры.
Командные и индивидуальные планы обсуждаются с каждым игроком и принимаются на общем собрании команды путем голосования, к ним добавляются и изменения, вносимые самими игроками. Все эти документы раздаются игрокам и являются для них обязательными к выполнению. Эти планы помогают мне при составлении конспектов занятий. За 40 лет своей тренерской деятельности я ни разу не пришел на тренировку без подготовки, без конспекта. Считаю также важным информировать игроков о главных направлениях предстоящей тренировки еще до ее начала. Несомненно, игроки должны быть в курсе планов на данный сбор, на месяц, год и олимпийский цикл.
Кроме этого, при подготовке к таким соревнованиям, как чемпионаты Европы, мира, олимпийские игры, мы стремимся моделировать на тренировках игру наших главных соперников. Мы специально подбираем игроков из неосновного состава и даем каждому из них задание действовать в манере наших будущих соперников. Ведь почти всегда состав, тактика, резервы их известны.
А тренировочные матчи проходят интереснее, эмоциональнее, веселее, когда против 7-8 игроков основного состава наши резервы действуют то в манере команды США, т.е. с применением самого жесткого прессинга в обороне, то в манере сборной Югославии, т.е. с большим количеством трехочковых бросков и игрой через лидера. Со временем эта практика стала обычной не только в сборной команде, но и в ведущих клубных командах страны.



 

Техника нападения

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Хороший пас - основа успеха в нападении, поэтому одним из самых важных приемов, которые надо постоянно шлифовать и доводить до автоматизма, является ловля и передача мяча. К сожалению, при индивидуальной подготовке, на которую я отвожу до 20 мин из ежедневных тренировок, большинство игроков гораздо охотнее бросают по кольцу, чем отрабатывают другие технические элементы.
Сейчас очень ценятся игроки, умеющие передавать мяч центровому и вообще хорошо пасовать. Их становится все меньше. Многие из игроков, которых я тренировал, с большей охотой и легкостью сами бросали по кольцу, чем передавали мяч Ткаченко и Белостенному. Дело здесь в том, что навыки сильной, точной и вместе с тем мягкой и удобной для обработки передачи у многих защитников просто отсутствуют.
Сабонис лучше многих разыгрывающих передавал мяч в центр, владел целым арсеналом разнообразных передач. Ему сверху было легче это сделать, к тому же он никогда не смотрел в сторону передачи, что уменьшало количество потерь мяча. Его передачи всегда были эффектны и эффективны, красивы, быстры, неожиданны для защитников. Он владел пасом из-за спины, от пола, из-за головы, длинным пасом через все поле, толевым пасом на короткое расстояние. С тех пор как игроки стали благодарить партнера за хороший толевой пас, его роль в глазах публики наконец повысилась.
Тренируя передачи, следует уделять внимание отвлекающим действиям, финтам, научиться видеть все поле и партнеров широким периферическим зрением. До ловли мяча следует решить, что делать с мячом дальше, и стремиться предугадать развитие событий, передвижения и действия партнеров, а главное - быть готовым к выполнению передачи в отрыв или открывающемуся на свободное место игроку.
Передачи в прыжке, на мой взгляд, должны использоваться в редких случаях, когда соперник или два защитника ставят пасующего в безвыходное положение и без прыжка передать мяч не удается.
Хлесткие передачи кистью в любом направлении без замаха через защитника или рядом с ним необходимо делать быстро и смело. Все это требует ежедневной кропотливой тренировки. Не следует забывать, что, тренируя пас, вы всегда тренируете и ловлю мяча - эти элементы взаимосвязаны и должны быть доведены до автоматизма.
Несколько советов игроку, ловящему мяч
1. Всегда следует делать хотя бы маленький шаг навстречу мячу и ни в коем случае не выпускать защитника на перехват, преграждая ему путь широкой стойкой: согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, кисти расслаблены, ноги широко расставлены, спина или дальняя от мяча рука касается защитника.
2. Не поймав мяч, не почувствовав его в руках, не предпринимайте дальнейших действий, но обдумайте их заранее.
3. Если защитник стремится выйти впереди вас на перехват, не уступайте ему позиции - пусть он лучше собьет вас с ног, но не перехватит мяч. Постоянно будьте готовы к приему мяча, но постарайтесь скрыть этот момент от опекуна.
4. Необходимо всегда допускать, что мяч не попадет в кольцо, и быть готовым к подбору отскочившего мяча.
5. Поймав в прыжке мяч, отскочивший от щита, нужно резко притянуть его к груди, расставив локти широко в стороны, и еще до приземления решить, кому сделать первый пас. Приземляться следует на обе ноги - ступни расставлены чуть шире плеч, колени слегка согнуты.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди - обязательный прием для всех игроков, в том числе и центровых, но у центровых есть своя специфика в его выполнении.
Упражнения для тренировки ловли и передачи мяча
1. Ловля отскочившего от щита мяча в прыжке на вытянутые вверх руки. Центровой стоит спиной к тренеру, лицом к щиту в трехметровой зоне. Тренер бросает мяч в щит. Центровой ловит отскочивший мяч-в прыжке и возвращает его тренеру заранее заданным способом.
2. Ловля и передача двух отскочивших мячей. Центровой стоит лицом к щиту или стене, два тренера или игрока попеременно сильно бросают в щит или стену два мяча. Центровой ловит отскочившие мячи и передает их либо длинным пасом через все поле игроку, уходящему в отрыв, либо коротким резким пасом игроку, меняющему свою позицию.
3. Передачи у стены или щита. Выполняются одним или двумя мячами вытянутыми вверх руками, задано или время (от 35 до 50 с), или количество передач.
4. Передачи у стены. Выполняются тремя мячами вытянутыми вверх руками в течение 30-40 с. Упражнение проводится как соревнование: побеждает тот, кто за этот отрезок времени выполнит большее количество передач.
5. Передачи в щит двумя мячами в прыжке. Передачи выполняются вытянутыми вверх руками - попеременно то правой, то левой. Игрок становится на расстояние от 1 до 1,5 м от щита.
6. Тренировка длинной передачи в отрыв у стены. Передачи выполняются попеременно правой и левой рукой с расстояния 6-8 м с такой силой, чтобы мяч мог перелететь вся площадку. Упражнение выполняется 30-40 с.
7. Передачи у стены двумя, тремя или четырьмя мячами с ударом о пол. Задано или время, или количество передач.
8. Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение выполняется у стены или в парах, одним или двумя мячами.
9. То же, что и упр. 8. Передачи выполняются из-за плеча, из-за головы.
10. Передачи крюком (сбоку). Упражнение выполняется у стены или в парах, поочередно левой и правой рукой.
11. Передачи мяча снизу после его отскока от пола. Упражнение выполняется в парах или двумя мячами, поочередно левой и правой рукой.
12. Передачи в парах тремя или четырьмя мячами. Упражнение выполняется на месте или в движении. Задано количество передач.
Великий тренер Джон Вуден когда-то говорил: "90% игрового времени, а то и больше, игрок действует без мяча. Я советую игрокам в атаке получать мяч только в тех позициях, где они будут опасны и смогут успешно атаковать. Пусть не десять раз получит мяч цетровой, а только шесть, но в удобных, выгодных для атаки позициях".
Не упускайте случая освободить товарища по команде при любом соприкосновении с ним с помощью заслона. Однако помните, что лишние, несогласованные с партнерами движения могут внести хаос в тактику команды. На тренировках следует отрабатывать финты без мяча, рывки, остановки, повороты, постановку заслонов лицом, спиной, в поле, под щитом, уходы после заслонов в тех позициях, где вам приходится действовать во время атаки. Не менее важно играть в обороне, опекая соперника без мяча, успеть вернуться в оборону, занять правильную позицию для того, чтобы не дать подопечному получить мяч, от-блокировать его от щита при борьбе за отскок, смениться при заслоне, подстраховаться и помочь партнерам, стремиться предугадать развитие атаки соперника, думать постоянно. Партнеры должны постоянно чувствовать своего центрового в обороне, слушать его подсказки, верить в него.

Атакующие действия центрового

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Я всегда говорю своим воспитанникам, что классный игрок отличается от плохого прежде всего тем, что он знает, когда можно и нужно бросать по кольцу, а когда нет.
Отрабатывать нужно главным образом те броски, которые игрок будет применять в ходе матчей, приближая тренировки к игровым ситуациям: броски в движении, с сопротивлением, после получения заслона, в результате розыгрыша комбинаций. При этом игрок должен испытывать психологическое напряжение, сходное с состоянием во время матча.
Вера в свой бросок основывается на стабильной технике исполнения, на отличной физической подготовленности, на моральной поддержке тренера и партнеров. Каждый раз, выполняя бросок, игрок должен мысленно говорить себе: "Я хорошо чувствую мяч, я вижу кольцо и готов к броску, я обыграю своего защитника и обязательно забью мяч в кольцо". Уверенность в своих силах рождается не сама по себе, она вырабатывается кропотливым ежедневным трудом. Попадая в кольцо на тренировках, спортсмен накапливает уверенность, его техника стабилизируется.
Надо помнить также о своевременности броска, расслабленности при его исполнении и умении отвлечься от помех, создаваемых противником и зрителями на трибунах.
Я рекомендую начинать специальные тренировки бросков с 1,5-2 м. При этом игрок должен стараться поражать корзину так, чтобы мяч не касался ни щита, ни дужки кольца. Это упражнение хорошо развивает чувство кольца и мяча. Выполнив его в течение 5-7 мин, можно перейти к броскам со своих излюбленных точек.
Атакующие действия центрового я подразделяю на ситуации, когда он нападает, находясь спиной к кольцу, и когда он располагается лицом к корзине. Многие игроки недооценивают атаку лицом к щиту и не тренируют такие приемы. Упражнения, которые я рекомендую, могут принести центровому ощутимую пользу при игре не только спиной, но и лицом к кольцу. Важно тренировать те приемы игрока, и не только центрового, которые он может и любит применять в игре.
Упражнения для тренировки элементов атаки спиной к кольцу
1. Ловля мяча и крюк правой рукой с шагом правой ногой.
2. Ловля мяча и полукрюк правой рукой без поворота к кольцу.
3. Ловля мяча и крюк левой рукой с шагом левой ногой и поворотом к кольцу.
4. То же, что упр. 2. Полукрюк левой рукой.
5. Ловля мяча и крюк правой рукой после финта влево на бросок.
6. То же, что упр. 5. Крюк левой рукой после фЪн-та вправо.
7. Бросок по кольцу в прыжке с поворотом на 90-180 с 3-4 излюбленных точек.
8. Бросок мяча сверху двумя руками без поворота.
9. То же, что упр. 8, но бросок выполняется с поворотом.
10. Броски сверху из-под кольца поочередно левой и правой рукой.
Упражнения для тренировки элементов атаки лицом к кольцу
1. Броски по кольцу с 3-4 излюбленных точек, дистанция - 3-4-5 м. Я предлагаю точки слева и справа от кольца под углом в 0 на пересечении линии штрафного броска с боковыми линиями трехсе-кундной зоны.
2. Финт на бросок с любой из предложенных в упр. 1 точек и проход к кольцу с тремя-четырьмя ударами в пол.
3. Финт на проход и бросок с предложенных точек.
4. Проход к щиту с поворотом (пивотом) в левую или правую сторону.
5. Подбор мяча, отскочившего от щита в нападении. Движение к щиту с поднятыми вверх руками, опережая защитника, с применением финтов и без них, с последующим добиванием мяча в кольцо.
Тренировка элементов атаки должна выполняться ежедневно в течение 1 -1,5 ч.
Крюки и полукрюки левой и правой рукой с финтами и без них - 100-150 раз; проходы в обе стороны с финтами и без них -100-200; броски с излюбленных точек, с сопротивлением пассивным и активным - 200-300. На тренировку финтов отводится 3-5 мин, заслонов - 3-5 мин, поворотов - 3-5 мин, остановок - 2-3 мин. Количество бросков должно достигать 1000 и более в день.

 

 

Передачи мяча

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого тренера состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только тренер может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.
Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.
Каждому баскетболисту необходимо знать и применять следующие основные правила передачи мяча:
1. Не уверен - не отдавай. Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы передача дошла до адресата. Другими словами, в 95% случаев потери мяча виновен пасующий.
2. Передающий мяч игрок должен рассчитать скорость партнера, которому он направляет передачу, его техническую оснащенность, цепкость, постараться предвидеть тактическое решение им ситуации.
3. Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Для этого нужно обладать высокоразвитым периферическим зрением.
4. Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча.
5. В командах мастеров, юниоров, юношей следует постоянно, ежедневно тренировать как общие для всех элементы передач, так и специальные передачи, зависящие от амплуа игрока, его физических и технических особенностей, его манеры игры. Хорошо, если игрок имеет свои "фирменные" передачи, доведенные до совершенства.
6. Передачи тренируются вместе с ловлей мяча и работой над цепкостью. Небрежность при тренировке передач недопустима.
Тренировать передачи следует в любой период подготовки: в предсезонье, в соревновательный период, после окончания сезона; во время любого вида тренировочных занятий - индивидуальных или командных. Дозировка упражнений на совершенствование передач зависит от периода подготовки и степени готовности команды. Однако можно с уверенностью сказать, что даже в командах высших разрядов передачам должно уделяться не менее 15 мин на каждом тренировочном занятии, не считая времени, отводимого тренером на отработку тактических взаимодействий в нападении.
Начинающим спортсменам полезно работать над передачами и больше - до 30 мин на каждой тренировке. Задача тренера - разнообразить упражнения, варьировать их и изобретать новые.
Отработка передач, в свою очередь, - прекрасное средство для общей и специальной физической подготовки.
Упражнения для тренировки передач
1. Передачи в парах во время кроссовой подготовки. Выполняются одним мячом. Вид передачи определяется тренером и меняется по его сигналу.
2. Передачи в парах во время бега на легкоатлетическом стадионе. Выполняются двумя и тремя мячами.
3. Передачи в тройках двумя мячами во время занятий на стадионе. Один из игроков бежит спиной вперед, двое других снабжают его мячами. Смена мест в тройке - по кругу.
4. Передачи в парах, тройках или четверках во время барьерного бега. Выполняются одним кли двумя мячами. Упражнение проводится как соревнование: побеждает группа, которая быстрее преодолеет дистанци. 100 или 400 м с барьерами, не потеряв мяча.
5. Передачи в парах во время работы над скоростной подготовкой. По сигналу тренера один из партнеров совершает рывок на 18-20 м, его партнер посылает ему передачу в отрыв, которую надо поймать, не дав мячу удариться о землю. Отдавший пас догоняет партнера, и они продолжают движение с передачами до следующего сигнала тренера.
6. Передачи мяча по "восьмерке" в пятерках на всю ширину футбольного поля.
7. Передачи мяча по "восьмерке" в тройках на дистанции 60, 100, 300 м на время. Мяч передается партнерами только из рук в руки.
8. Передачи в парах во время серийных прыжков через гимнастические скамейки или барьеры.
9. Передача и ловля мяча во время прыжка в высоту. Игрок принимает мяч во время полета над планкой и должен успеть сделать передачу до приземления в яму.
10. Передача мяча во время прыжка в длину. Игрок получает мяч после толчка и расстается с ним до приземления. Обязательное условие: игрок ловит мяч, летящий с одной стороны от себя (например, слева) и отдает его на другую сторону прыжковой ямы (направо).
11. Передача мяча во время тройного прыжка. Игрок выполняет прыжок с места или с разбега. Во время каждого из прыжков он должен успеть принять мяч и сделать нацеленную передачу.
12. Передачи набивных мячей в парах. Дистанция между пасующими б-8 м. Упражнение полезно для развития силы пальцев и кистей.
13. Имитация передач "блинами" от штанги, гирями, камнями.
14. Передачи мяча двумя руками максимально вверх из положения сидя. Пока мяч находится в полете, нужно успеть встать на ноги без помощи рук и поймать мяч уже стоя.
15. Передача мяча двумя руками между ногами. Игрок держит мяч двумя руками за спиной, садится в присед, разводя колени, и выполняет передачу одними кистями между ногами максимально вперед. Проводится как соревнование на дальность. Упражнение особенно полезно для развития силы кистей.
16. Передачи в парах: двумя руками от груди - мяч направляется вперед, параллельно поверхности земли; одной рукой из-за головы - основной пас в отрыв. Проводится как соревнование на дальность и точность.
17. Передачи во время прыжков на батуте. Игрок отрабатывает координацию сложных движений: повороты на 180 и 360 , приземления на спину, живот, сальто и т.д., во время полета ловит и отдает мяч партнеру.
18. Передачи мяча в безопорном положении. Игрок выполняет прыжок через гимнастического козла с подкидного мостика, в высшей точке прыжка ловит мяч, адресованный ему тренером, и отдает его стоящему неподвижно партнеру.
19. Передачи мяча у стены со сменой стойки. Игрок занимает позицию в 4-5 м от стены и в ходе выполнения упражнения меняет стойку (впереди то правая нога, то левая). Передачи выполняются поочередно - двумя руками от груди, левой, правой рукой, из-за головы и т.д.

Схема 1

20. Передачи мяча в стену после имитации финта.
21. Передачи мяча на точность с расстояния 6-8 м в круг диаметром 1 м, 60 см, 30 см. Виды передач самые разнообразные.
22. Передачи мяча на точность и резкость. Игроки в паре передают друг другу мяч сквозь раскачивающуюся как маятник автопокрышку.
23. Передачи мяча в ребристую стенку и ловля отскочившего мяча. Для развития реакции.
24. Передачи у стены из-за спины поочередно левой и правой рукой.
25. Передачи у стены в тройках. Игрок 1 стоит в 3-4 м от стены, лицом к ней, игроки 2 и 3 располагаются за его спиной на расстоянии 5-б м от стены. Игрок 3 выполняет сильную передачу в стену, игрок 1 должен поймать отскочивший мяч и не глядя вернуть его партнеру 3. В момент, когда игрок 1 ловит первый мяч, игрок 2 делает сильную передачу в стену и т.д. Смена мест в тройке происходит по кругу каждые 1,5-2 мин (Схема 1). Для развития реакции.
26. Передачи у стены одним, двумя, тремя, четырьмя мячами на скорость и время.
27. Передачи в углу зала в две стены двумя мячами с расстояния 4-5 м.
28. Передачи в парах сидя, лежа, стоя на коленях. Виды передач самые разнообразные.
29. Передачи в стену с сопротивлением. На стене мишень или силуэт. Защитник мешает выполнению передачи. Расстояние до стены 5-6 м.
30. Передачи в парах с пассивным сопротивлением. Один из партнеров прячется в любую сторону на 0,5-0,7 с. Его партнер должен успеть за это время сделать передачу с расстояния 4-5 м. Смена мест в паре через 40-45 с.
31. Передачи мяча в парах на расстоянии от 2 до 20 м. Игроки в паре сходятся и расходятся.
32. "Неудобные передачи" в парах. Дистанция 6-8 м. Один из игроков в паре посылает партнеру "неудобные" для приема передачи: в ноги, с низким отскоком от пола, далеко в сторону и т.д. Ловящий должен принять пас и быстро вернуть его точно в руки напарнику. Смена партнеров через 1 мин.
33. То же, что и упр. 23, но в движении.
34. Передачи в парах в одно касание поочередно правой и левой рукой. Выполняются в движении, на максимальной скорости.
35. Передачи в парах по всей ширине площадки. Задача - пройти всю площадку в три передачи и завершить атаку броском из-под кольца.
36. То же, что и упр. 27, но все передачи происходят в одном прыжке. Скорость максимальная.

Схема 2

37. Передачи в парах в спину, в движении. Оба партнера располагаются параллельно боковой линии, лицом в одну сторрну. Мяч находится у заднего игрока, на расстоянии 5-6 м. Игрок с мячом посылает передачу точно в спину впереди бегущего напарника. Передний в паре игрок должен, развернувшись через одно плечо, поймать мяч, а затем через другое плечо вернуть его назад. Главное, не совершить пробежку.
38. Длинные передачи в парах в отрыв. Игрок 1 по сигналу тренера бросает мяч в щит, ловит его и посылает длинную передачу в отрыв партнеру 2, который стартовал по тому же сигналу. Игрок 2 должен атаковать кольцо без дриблинга, броском из-под кольца. Игрок 1 после передачи делает рывок к противоположному кольцу, подбирает мяч, и с этого момента он становится нападающим (Схема 2).
39. Передачи в парах, в прыжке одним мячом. Игроки выполняютс асинхронные прыжки с большой фазой полета, мяч все время находится вверху. Дистанция между партнерами 3-4 м.
40. То же, что и упр. 31, но передачи выполняются только из-за спины.
41. Передачи в парах после низкого отскока мяча от пола. На месте и в движении. Игроки, находясь лицом друг к другу, поочередно подбрасывают мяч, дают ему коснуться пола и в этот же момент делают передачу партнеру одной рукой.
42. Передачи в парах после обманных движений. На месте и в движении. Это же упражнение можно выполнять в четверках двумя мячами.
43. Передачи в тройках одним или двумя мячами на максимальной скорости. Мяч передается через центрального игрока или по кругу. Под противоположным кольцом следует бросок (броски) из-под щита.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.