Вопрос 18. Экономическая сущность и виды рентабельности,
Методика расчета
Экономическая эффективность производства характеризует отношение экономического эффекта (результата) к ресурсам (затратам), обусловившим этот эффект (результат).
Абсолютная величина прибыли, полученная предприятием, еще не характеризует качество его работы. Относительный показатель, характеризующий степень прибыльности, называется рентабельностью.
Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Различают следующие основные виды рентабельности:
1) Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием основных и оборотных средств;характеризует отдачу, которая приходится на рубль стоимости основных и оборотных средств:
2) Рентабельность продукции характеризует прибыльность различных видов продукции, используется в качестве базы для расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях:
3) Рентабельность оборота показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации:
где Пч — чистая прибыль;
ОС – среднегодовой остаток оборотных средств на предприятии;
Фосн – основные фонды;
Пi — прибыль от реализации;
Сi — себестоимость продукции
Пр — прибыль от реализации;
Vр – выручка от реализации.
Вопрос 19. Планирование деятельности предприятия: сущность,
основные принципы, методы. Сущность текущего, оперативного, стратегического планирования
Планирование занимает центральное место в механизме управления предприятием, который предусматривает совокупность действий по его деятельности и развитию. В этих действиях нужно определить, в каком направлении следует развиваться, с какими темпами, какие будут этапы развития, какое обеспечение для этого требуется. Решением этих вопросов и занимается планирование.
Планирование представляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование позволяет:
1) предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
2) более рационально использовать все ресурсы предприятия;
3) избежать риска банкротства;
4) более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
5) своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество;
6) повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Но для того, чтобы планирование могло выполнять эти функции, оно должно быть построено на научных принципах и методах. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:
- непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Долгосрочные и среднесрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
- научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий;
- нацеленностьпланов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение наилучшего результата;
- принцип ведущих звеньев. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться реализовать их в первую очередь.
В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:
1) балансовый метод, при использовании которого составляются материальные, трудовые, финансовые балансы;
2) нормативный метод, при котором применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия;
3) программно-целевой метод, позволяющий сосредотачивать и направлять ресурсы предприятия на выполнение важнейших программ, а также обеспечить сквозное планирование от идеи до внедрения в производство.
Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод, а их комплекс.
По срокам исполнения различают оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные и стратегические планы.
Стратегическое планирование - это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Оно выражается не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов. Период такого рассмотрения составляет 5-7 лет.
На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование. В нем установки, сделанные в стратегическом плане, получают свое экономическое обоснование и уточнения с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются трех- и пятилетние планы развития предприятия по различным видам его деятельности.
На основе этих планов производится среднесрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели 2-го и 3-го годов каждые полгода или ежегодно.
В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни страны, необходимо осуществлять текущее планирование сроком до 1 года. Его основой является краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой на квартал. В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными. Фактически в них происходит увязка задач различных служб предприятия.
Но более тесная координация различных служб предприятия происходит путем календарного планирования с периодом действия, как правило, в 10 дней. Это - программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|