|
Понятие и виды криминологического прогнозирования
Важнейшей особенностью криминологической профилактики является, как отмечалось, планомерность, основанная на прогнозировании преступности и ее детерминант, а также возможностей их предупреждения. Несмотря на всю специфику, планы и прогнозы в сфере борьбы с преступностью должны в широком смысле рассматриваться как элемент общей системы социального планирования и прогнозирования. Это предполагает и необходимость соотносить каждый раз криминологические планы и прогнозы с социальными и экономическими планами и прогнозами. В свою очередь при разборе планов и прогнозов на общесоциальном уровне должна учитываться и криминологическая информация. 1. Криминологический прогноз — это вероятное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков. Прогноз может охватывать: преступность и ее изменения на территории страны или региона (республики, области, экономического района и т.д.), преступность и ее изменения в целом и по отдельным ее видам. Криминологический прогноз является специальной разновидностью социального предвидения, методологические основы которого разработаны марксистско-ленинской теорией. Прогнозирование помогает формулированию целей и задач борьбы с преступностью на соответствующий период и планированию деятельности по их осуществлению, в том числе по предупреждению преступности. При этом речь идет не просто о том, чтобы “приспособить” эту деятельность к ожидаемому состоянию объекта воздействия, а о том, чтобы максимально стимулировать благоприятные для общества тенденции преступности (снижение уровня, смягчение структуры) и предупредить или максимально ослабить возможные в определенный период и на определенной территории обратные тенденции. 2. Криминологический прогноз [Прогноз - "предвидение", "предсказание".] предполагает использование: а) статистических данных, как правило, не менее чем за десять предшествующих лет, характеризующих состояние и тенденции общесоциальных процессов, устойчиво и интенсивно связанных с динамикой преступности (демографических, экономических, идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и др.); б) данных о планируемых (прогнозируемых) изменениях состояния и тенденций этих процессов на период, охватываемый криминологическим прогнозом; в) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и тенденции “фоновых” явлений преступности (пьянство и алкоголизм, наркомания, половой аморализм, ведение паразитического образа жизни, мелкое хулиганство, мелкие хищения и валютные сделки, мелкая спекуляция и т. д.); г) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и динамику преступности; д) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих тенденции (объем, структуру и результаты) практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер; е) данных о планируемых изменениях в правовом регулировании и ресурсном обеспечения борьбы с преступностью. 3. По времени прогнозы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
4. При прогнозировании применяются три основных метода: экстраполирование (экстраполяция), экспертная оценка, моделирование. Их основные этапы: пред-прогнозная ориентация (определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т.д.); сбор данных о процессах и явлениях, влияющих на развитие преступности; исходное описание преступности по состоянию и динамике; поисковый прогноз (проекция в будущее, т.е. характеристика вариантов динамики преступности с учетом влияющих факторов), помогающий выявить перспективные проблемы, подлежащие решению; нормативный прогноз (наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов); оценка обоснованности; выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.
Экспертная оценка осуществляется путем выяснения мнения научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т. п., о будущем уровне и структуре преступности (или некоторых ее видов), а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. При этом процесс экспертной оценки может быть формализован путем передачи экспертам матриц, гребущих количественной оценки возможных изменений и ранга (“веса”) заранее определенного круга влияющих факторов по имеющейся шкале. Моделирование осуществляется путем разработки с помощью программистов системы математических формул, описывающих с возможно более полной информативностью динамику преступности во времени, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на него. Моделирование как метод прогнозирования преступности включает так называемый модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в нахождении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени. Сейчас осуществляется теоретическая и экспериментальная разработка этого метода. Прогнозирование является необходимой подготовительной стадией планирования борьбы с преступностью и позволяет найти в его ходе оптимальные решения.
25. Криминологическое планирование, понятие виды.
. Понятие и виды криминологического планирования 1. Криминологическое планирование представляет собой разработку целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. 2. Криминологическое планирование в целом должно рассматриваться как составная часть единой системы государственного планирования экономического и социального развития. Вместе с тем оно имеет различную степень интенсивности связей с планированием на общесоциальном уровне. Во-первых, при разработке общих разделов планов экономического и социального развития вносятся предложения относительно использования планируемых мероприятий (например, по управлению миграцией, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений (например, дается прогноз влияния планируемых мероприятий по новому строительству на обстановку и условия борьбы с преступностью в новостройках). В качестве специального раздела плана экономического и социального развития включается раздел о профилактике правонарушении и преступлений. Во-вторых, разрабатываются в республике, области, городе, районе детализированные комплексные межведомственные планы борьбы с преступностью и целевые программы по отдельным направлениям этой борьбы (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью). В-третьих, криминологическое планирование реализуется и в разработке ведомственных планов правоохранительных органов применительно к их задачам и компетенции.
3. В криминологическом планировании необходимо использовать программно-целевой подход. Он включает детализацию задач по направлениям борьбы с преступностью и определение ожидаемых результатов по каждому направлению (“значительное снижение”, “некоторое снижение”, “стабилизация”, “ограничение роста” и т.д.); ресурсный расчет. При несоблюдении этих требований плановые документы превращаются в перечни мероприятий, результативность которых оценить трудно. планах.
4. По срокам различается краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное криминологическое планирование.
5. По содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование. Первые два вида охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Третий вид включает разработку задач и средств участия в этой борьбе надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Основными субъектами комплексного криминологического планирования являются органы исполнительской власти и правоохранительные органы. Функционально-ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и по борьбе с пьянством, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.
Плановые документы по вопросам борьбы с преступностью имеют определенную структуру, общую и особенную части. В общей части предусматриваются профилактические меры без специализации в зависимости от видов преступлений. В ней планируется воспитательная работа (в правовых университетах, правовое просвещение), проведение, профсоюзных, производственных активов, организационные мероприятия по созданию тех или иных профилактических подразделений и т. п. Во введении общей части плана целесообразно дать анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и их результативности. Особенная часть строится по основным направлениям борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и правонарушений с учетом специфики региона.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|