Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Редактирование повествовательных текстов

Требования к композиции авторского материала

Композиция рукописи, ее построение зависит от замысла автора, назначения произведения, его содержания и жанра.

Анализ и совершенствование композиции – первый этап редактирования. Если редактор начинает анализ с устранения недочетов языка и стиля, это говорит о его некомпетентности. Недостатки в композиции более существенны, чем недостатки языка.

Правило построения произведения утверждает: последовательность частей должна быть мотивированной, части – соразмерными, а приемы композиции должны определяться жанром.

Прочность построения произведения достигается чётким выделением центральной проблемы, умением отобрать необходимое и отказаться от всего лишнего, гармоничностью сочетания частей.

Требования для построения всех литературных произведений:

1) Композиционная полнота

2) Необходимость элементов

3) Единство элементов

Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором.

Редактор рассматривает произведение в целом, чтобы оценить авторский замысел, проследить композицию и внесюжетные включения (лирические отступления, различные композиционные рамки и др.). чем сложнее произведение, тем сложнее его композиция, в которой могут быть сдвиги во времени, рассказ от лица разных героев. Четкость построений – необходимое требование к произведениям публицистики.

Специфика литературной формы материалов массовой информации выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов.

Исходя из наличия художественных-нехудожественных текстов, композиционные приемы делятся на логические и образные. Редактор должен понимать их суть и подходить к ним творчески.

При редактировании информационных публицистических материалов, редактор использует логическое построение текста. Идеально-линейная последовательность изложения. Приемы изложения нейтральны. В аналитических и художественных текстах переплетение логических и образных приемов композиции.



Достоинство и недостатки построения текста помогает выявить работа над планом рукописи. Редактор встречается с планами 3х видов:

1) Авторский план будущего произведения. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, определить направление рекомендаций.

2) План написанного произведения. Редактор может представлять план, представленный автором рукописи, деля текст на части и озаглавливая их. Это помогает выявить ход авторской мысли, оценить форму соразмерных частей. Особое внимание уделяется последовательности изложения, пропорциональности частей. Можно рекомендовать автору ввести для членения систему рубрик. Редактор проверяет соответствие подзаголовков, членение рукописи на абзацы. Если части, эпизоды произведения можно передвигать, сокращать, добавлять новые – структура плохая. Составляя план рукописи, редактор как бы идет вслед за автором.

3) План переработки материала, редактор чётко мотивирует каждое предложенное им конструктивное изменение. Чаще используется при правке-обработке.

Выбор заголовка. Анализ рубрикации

Литературная форма заголовка определяется его двойственным характером. Основное требование к заголовку – соответствие содержанию публикации. Имеет контактную функцию, рассчитан на привлечение внимания читателя, но не должен входить в противодействие с информационной функцией. Удачный заголовок указывает не только на ее тему, но и подсказывает композицию статьи, облегчает воспроизведение текста.

Дополнительные требования к заголовку: точность, ясность, простота, краткость, яркость, новизна. Выполнить одновременно все эти требования очень трудно. Удачный заголовок обладает и оценочностью, надо учитывать размещение заголовков на второй полосе или развороте, т.е. надо учитывать композиционные полосы, нельзя использовать однотипные заголовки с лексической и синтаксической точки зрения.

В заголовке может быть: обыкновенный ( дает представление о теме и содержании), подзаголовок (развивает, уточняет заголовок), шапка ( общий заголовок для нескольких материалов одной темы на одной полосе), рубрика ( размещается над заголовком или сбоку от него, указывает на раздел газеты).

По степени сложности: простой (состоит из одного предложения, законченной мысли), усложненный ( несколько самостоятельных логически завершенных частей), комплексный ( основной заголовок и подзаголовки разной сложности).

По цели эмоционального воздействия: интригующий ( зачем в ГИБДД спаивают пингвина?), страшные (учитель-убийца), сногсшибательные ( слепые от рождения будут видеть. Но лишь 30 минут в году), скандальные ( композитор укусил Пугачеву), интимные.

Наиболее распространенные ошибки:

1) Заголовок рукописи шире или уже ее содержания;

2) Двоякое толкование;

3) Крикливый, содержащий лишнее или неизвестное для читателя слово;

4) Невыразительность, стандартность.

Чтобы разнообразить заголовки, автор должен умело пользоваться экспрессивными средствами.

 

Работа над рубрикой нехудожественного произведения – разновидность мыслительной операции деления. Редактор должен помнить, что чем четче рубрикация рукописи, чем более мелкая структура у нее, тем она будет популярнее и доступнее для читателя.

Правила рубрикации:

1) На протяжении всего процесса деления должно выдерживаться одно основание (т.е. все рубрики текста должны быть связаны с главной, основной темой произведения);

2) Члены деления должны исключать один другого (не должно быть повторов, одинаковых рубрик);

3) Сумма объемов всех рубрик должна совпадать с объемом главной делимой рубрики (все рубрики вместе должны исчерпывать тему главной, объединяющей их рубрики)

При редактировании необходимо представлять тот логический пласт, который охватывает вся совокупность предметов и явления данной темы. Например, части речи в русском языке (10-14 рубрик, не меньше).

Редактор должен обратить внимание на идентичность рубрикаций: правильность структуры, взаимоподчиненность частей. Иерархия отрезков текстов: часть, раздел, глава, параграф, подпараграф (пункт).

Основные ошибки в построении:

1) Отход в сторону от темы;

2) Слабая связь между композиционными членами;

3) Бессистемное изложение материала;

4) Повторение мыслей, формулировок, цитат;

5) Противоречие при классификации;

6) Неудачная разбивка материала на абзацы.

Современная рубрикация может выглядеть (актуально употребление цифровых индексов) – 2.3, 2.3.1 и т.д.

При составлении оглавления надо соблюдать:

1) Римские цифры употребляются без скобок;

2) После цифры должна быть точка, если дальше идет заголовок. Если цифра используется вне текста, точка не ставится;

3) рубрики при помощи арабских цифр без скобок предполагают наличие точки. Со скобкой – без точки.

 

Редактирование повествовательных текстов

Повествование – самый распространенный, естественный способ изложения. Это рассказ о том, в какой последовательности происходят события. Простота повествования обманчива, т.к. повторы, недописанные части ухудшают качество текста. Задача осложнения: может быть обратная последовательность событий, перемежающиеся события, может возвращение в прошлое, экскурсы в будущее.

Чтобы правильно построить повествование, надо правильно выбрать события, которые станут узлами повествования ( опорная точка в повествовании, в котором действие меняется). С точки зрения логики узлы равноправны, связь между ними сочинительная. Повествовательный текс должен дать читателю понять, как происходит событие. Должно иметь свой ритм и интонацию.

Чем точнее и продуманнее повествование, тем более простым и естественным оно будет.

Синтаксическая структура опирается на глаголы совершенного вида прошедшего времени. Центр тяжести перенесен на глаголы, на динамику.

Есть 2 способа повествования: эпический (обобщенный рассказ о событиях, о результатах каких-то действий) и сценический ( не обобщенное, а наглядное событие через текст, важны частности, подробности).

Эпическое характерно научному изложению, сценическое – художественной литературе. Выделяется и третий вид – кинематографическое ( повествование, где черты сценического изображения выражаются особенно ярко, темы подчеркнуто-стремительные), это демонстрация действия в конкретно-зрительной форме.

В кинематографическом способе используется метод монтажа как прием построения. Метод заставляет творить самого зрителя.

При редактировании надо учитывать удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходящего, его связь с предыдущим и последующим событием. Надо устранять неясности при пропуске узлов повествования, исключать упоминания о несуществующих событиях.

В зависимости от жанра личность рассказчика и степень его участия в событиях меняется. В заметке повествование спокойное, последовательное, авторское Я минимально. В репортаже важным является не только событие, важны чувства, эмоции автора и участников события. В заметке глаголы прошедшего времени, в репортаже – настоящего.

Синтаксическая и логическая структура информационных материалов опирается на стереотипы. Привычные и закрепленные формы позволяют концентрировать внимание читателя на самих фактах, дают ему возможность почувствовать новизну события. При редактировании отход от этих стандартов вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы.

В публицистике ни один элемент структуры не может освобождаться от информационной нагрузки.

Хроникальное событие лишено подробностей.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.